Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»16 / 2012

Международная экономическая безопасность как важнейшая составляющая внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики

Алиев Адалят Байрамали, д-р техн. наук, профессор кафедры экономики строительства, Азербайджанский архитектурно-строительный университет, Азербайджан

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 43

Аннотация:
В статье раскрывается смысл и содержание понятия международной экономической безопасности. Рассмотрены пути обеспечения экономической безопасности Республики Азербайджан в условиях глобализации и развития международного финансового кризиса. Предложены пути стабилизации и саморазвития национальной экономики.
Цитировать публикацию:
Алиев А.Б. Международная экономическая безопасность как важнейшая составляющая внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – С. 123-128.

Развитие экономических отношений в условиях глобализации мировой экономики происходит по определенным законам.

Процессы глобализации способствуют созданию беспрепятственного внедрения материальных ресурсов и продукции промышленности развитых стран на внутренний рынок Азербайджанской Республики. Таким образом создаются условия ускоренного развития промышленности развитых стран, увеличивая прибыльность их промышленности и количество рабочих мест. Это способствует обеспечению и усилению социальной защищенности граждан этих стран. При такой ситуации возникает ряд источников потенциального риска, которые могут дестабилизировать экономическую и национальную безопасность страны на международном уровне. Сегодня финансовые кризисы, переживаемые одной страной, могут иметь глобальные последствия для экономической и национальной безопасности всех регионов мира.

Международная экономическая безопасность

Рассмотрим пути обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации, так как для обеспечения экономической и национальной безопасности в странах бывшего СНГ, в том числе и в Азербайджанской Республике, необходимо следовать критериям безопасности как подсистеме.

В этих условиях интеграция Азербайджанской Республики в мировую экономику становиться краеугольным камнем. Назревает необходимость в рамках существующих системы экономической и национальной безопасности создать механизмы борьбы с проявлениями внешних угроз экономике государства. Необходимость проведения такой экономической политики отражена в Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики, утвержденной Президентом страны в 2004 году. В этих условиях Азербайджану необходимо укреплять собственные позиции в мировой экономике, обеспечивая тем самым свою международную экономическую безопасность. Долгосрочная внешнеполитическая экономическая стратегия Азербайджанской Республики должна стать ключом развития экономической мощи государства с учетом реального положения мировой экономики. Становится очевидным, что вопросы экономической безопасности характеризуются глобальными масштабами проявления и большой взаимозависимостью.

Таким образом, международная экономическая безопасность Азербайджанской Республики в условиях глобализации – это комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству – члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.

Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания определенных моделей развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути. Речь также должна идти об уважении законности существования различных форм собственности и интересов, осознании того, что «мирный дивиденд» возможен не только в военно-стратегических, но и в экономических отношениях по мере освобождения их от конфронтации и ориентации на сиюминутную прибыль.

От выполнения этих условий в долгосрочном плане даже частный капитал выигрывает гораздо больше, чем от примитивного ограбления и эксплуатации.

Правовые гарантии международной экономической безопасности

Правовые гарантии осуществления международной экономической безопасности заключаются:

– в признании принципов равноправия государств вне зависимости от социального и политического строя, свободы выбора пути, развития и форм организации экономической жизни;

– в признании суверенного владения государств их природными ресурсами и экономическим потенциалом в своих странах;

– взаимовыгодном сотрудничестве и свободном развитии экономических, финансовых, научно-технических и иных мирных отношений между государствами;

– международном сотрудничестве в целях экономического развития и социального прогресса;

– в предоставлении специальных льгот менее развитым странам – членам мирового сообщества;

– мирном урегулировании экономических споров без применения силы и угроз.

Исследование показывают, что обеспечение международной экономической безопасности будет способствовать ее институционализация в международных правовых нормах и на основе этих принципов через заключение двухсторонних и многосторонних договоров. Это зависит от деятельности международных межгосударственных организаций, которые будут способствовать содействию развитию сотрудничества и экономической безопасности стран-членов этих организаций.

Международная экономическая безопасность означает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию. В данном случае имеется в виду борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих социальными потрясениями.

Это особенно важно в деле укрепления международной экономической безопасности в современном динамично развивающемся мире.

Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций в экономику Азербайджанской Республики, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранение национальной экономики.

Однако с течением времени параллельно с интеграцией Азербайджанской Республики в мировую экономику выяснилось, что экономическая безопасность – это слишком обширная категория, точнее, система, для лучшего понимания и обеспечение функционирования которой необходимо выделить ряд подсистем.

Международная экономическая безопасность является одной из самых важных подсистем экономической безопасности для любой страны.

В настоящее время процесс глобализации набирает силу, растет взаимозависимость национальной экономики, либерализуется торговля, унифицируется не только технология производства товаров и услуг, но и технология менеджмента. Одновременно с усилением миграционного влияния на экономику превращаются в самостоятельную политическую силу транснациональные корпорации, действующие в пределах республики. Исследования показывают, что происходит идентификация не только общественных, но и сугубо государственных институтов, вне зависимости от их первоначального культурно-политического содержания.

Проблемы и задачи

Проведенные исследования показывают, что издержки или выгоды глобализации усваиваются различными государственными системами по-разному. В результате этого, некоторые государства, более адаптированные к процессу глобализации, получают значительную долю выгоды. Но однако получение определенных преимуществ возможно только при наличии осознанной, заранее спланированной системы экономических индикаторов и рычагов, позволяющих ограничивать негативное влияние внешних явлений и одновременно усиливать положительный эффект от них. Этого можно достичь за счет создания подсистемы международной экономической безопасности в Азербайджанской Республике.

Исследования показывают, что данное понятие многогранно и здесь следует выделить несколько уровней его понимания. С формальной точки зрения под международной экономической безопасностью необходимо понимать степень устойчивости экономической системы страны к внешним угрозам, принимая во внимание объективные закономерности развития мировой экономики.

С другой стороны, данное понятие характеризует влияние мировой экономики на экономическую систему Азербайджанской Республики с учетом ее чувствительности или иммунитета к негативному воздействию данной системы.

Таким образом, проблемы и процессы глобализации и интернационализации становится все более актуальными.

Поэтому главная задача при обеспечении международной экономической, а, следовательно, и национальной безопасности Азербайджанской Республики, заключается в поддержании устойчивого экономического развития страны как части мировой экономической системы, с учетом внешних угроз ее развития при максимальном использовании их потенциальных возможностей.

В настоящее время степень экономической зависимости Азербайджанской Республики от внешнего мира является неприемлемо высокой: 86% продовольствия, потребляемого населением страны, поступает из-за рубежа, путем импортирования.

Азербайджанская Республика в данном случае не в состоянии пресечь массированный вывоз капитала. Экономическое развитие страны практически полностью зависит от ценовой конъюнктуры на внешних международных сырьевых рынках.

В условиях многоукладной рыночной экономики видно, что проблемы обеспечения экономической безопасности требуют детальной разработки государственной стратегии обеспечения экономической безопасности, способствующей устойчивому регулированию экономики Азербайджанской Республики на международном уровне. Это будет способствовать воздействию государства на макроэкономические параметры и целенаправленному регулированию структурных преобразований и денежно-финансовых потоков для поддержания международной экономической безопасности Азербайджанской Республики.

Вывод

В основу системы обеспечения международной экономической безопасности Азербайджанской Республики должен быть положен принцип взаимосвязи, сбалансированности и интеграции со всеми элементами проводимой экономической политики государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, отдельных граждан и общества в целом. 


Источники:
1. Алиев А.Б. Проблема экономической и национальной безопасности Азербайджанской Республики в современных условиях. – Баку: Тахсил; ТПП, 2009. – 295 с.