Расчет затрат на бизнес-процессы в себестоимости продукции

Могилко М.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Могилко М.Д. Расчет затрат на бизнес-процессы в себестоимости продукции // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – С. 38-46.

Аннотация:
Одним из важных инструментов реализации стратегии маркетинга является политика ценообразования, основанная на оптимизации цены реализации продукции с учетом ее себестоимости (нижнее ограничение) и цен конкурентного предложения (верхнее ограничение). Поэтому важно в структуре полной себестоимости продукции принимать в расчет затраты на бизнес-процессы предприятия. Однако они являются косвенными и не могут быть напрямую учтены в стоимости конечного продукта. Автор предлагает свой способ решения этой проблемы.

Ключевые слова: затраты на бизнес-процессы, калькуляция себестоимости продукции, функциональные бизнес-процессы предприятия, косвенные затраты, вспомогательные бизнес-процессы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Процессно-ориентированным способом калькуляции себестоимости является калькуляция затрат по видам деятельности, которая основана на представлении модели предприятия в виде преобразования исходных ресурсов (затрат) при помощи бизнес-процессов в продукты и услуги, которые реализуются потребителям.

В статье будет изложен подход к ценообразованию с точки зрения бизнес-процессов. Как известно, перед тем как попасть в руки к покупателю, товар проходит несколько стадий, начиная от процесса производства до сбыта. Маркетинг является неотъемлемой частью этой цепочки. Проблема учета затрат на маркетинг в себестоимости конечного продукта может быть решена с помощью применения метода, описанного ниже.

Ярким примером в данном случае может выступить процесс производства ДСП и ЛДСП. Расходы, которые должны быть учтены в формировании стоимости конечного продукта: зарплата, амортизация, сырье (пленка), аренда. Также необходимо учесть затраты на бизнес-процессы, которые необходимы для выпуска конечной продукции, а именно: планирование и производство ДСП и ЛДСП, отгрузка на склад готовой продукции.

Определение доли косвенных затрат в себестоимости продукции

Таким образом, себестоимость продукции может быть определена как сумма прямых затрат [1] (использованное сырье и материалы, фонд оплаты труда производственных рабочих) и косвенных затрат [2] (амортизация основных средств, фонд оплаты труда непроизводственного персонала, топливо и энергия, прочие расходы на производство и реализацию).

Определение доли прямых затрат в себестоимости продукции не представляет особой сложности в связи со спецификой данных затрат. Определение доли косвенных затрат в себестоимости не может быть произведено в явном виде. Одним из способов расчета их доли является метод Activity Based Costing (АВС), включающий в себя следующие основные этапы:

1) определение продуктов деятельности (объектов переноса затрат);

2) определение перечня видов деятельности (операций бизнес-процессов), осуществляемых предприятием;

3) формирование перечня ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых), потребляемых в процессе осуществления видов деятельности;

4) установление причинно-следственных связей между видами деятельности и ресурсами, а затем между объектами затрат (продуктами) и видами деятельности;

5) определение перечня драйверов и количественная оценка переноса затрат ресурсов (через их потребление видами деятельности) на продукты.

Следует отметить, что под драйвером отнесения вида деятельности на объект затрат понимается показатель, характеризующий частоту и интенсивность поглощения данного вида деятельности различными объектами затрат. При этом затраты на вид деятельности рассчитываются путем суммирования стоимости ресурсов, потребленных в процессе его осуществления. Таким образом, драйвер затрат – это показатель, характеризующий причинно-следственную связь между затратами и объектом калькуляции.

Можно выделить наиболее часто используемые группы драйверов:

− в зависимости от частоты повторения деятельности (количественные);

− в зависимости от времени на выполнение деятельности (временные).

В общем случае модель функциональных бизнес-процессов предприятия (верхнего уровня функциональной декомпозиции) может быть представлена с помощью нотации IDEF0 в следующем виде (см. рис. 1).

Рис. 1. Модель функциональных бизнес-процессов предприятия

image 1

Перенос косвенных затрат на себестоимость продукции

В процессе АВС-калькуляции себестоимости продукции решаются две задачи анализа структуры затрат:а) определение себестоимости продукции в результате переноса затрат основных и вспомогательных бизнес-процессов (например, для упрощенной модели бизнес-процессов – см. рис. 2).

Image 2

На приведенной схеме в вершинах графа указаны «ресурсные и инфраструктурные» стоимости операций, а на дугах указаны доли переноса затрат на другие бизнес-процессы и конечные продукты деятельности.

При этом последовательность переноса затрат задается отношениями предшествования:

− вспомогательные – на основные процессы;

− основные – на продукты деятельности.

В результате последовательного переноса формируется «операционная» себестоимость продуктов (например, для упрощенной модели бизнес-процессов – см. рис. 3).

Image 3

Таким образом (для упрощенной модели бизнес-процессов), суммарная стоимость процессов (5+4+3+3+5=20) перенесена на продукты П1 (= 5.1) и П2 (= 14.9).

б) определение доли затрат процессов в структуре себестоимости продуктов: посредством умножения коэффициентов в цепочке переноса затрат процессов на продукт (например, для расчета доли переноса затрат управленческого процесса «У1» на продукт «П1»):

У1 → О1 → П1 = 2/5 * 2/3 = 0,27 (27%)

У1 → В1 → О1 → П1 = 1/5 * 1/4 * 2/3 = 0,03 (3%)

У1 → В1 → В2 → О1 → П1 = 1/5 * 1/4 * 1/3 * 2/3 = 0,01 (1%)

Таким образом, 31% (27+3+1) стоимости процесса У1 перенесен на продукт П1, аналогичным образом рассчитывается перенос 69% стоимости процесса У1 на продукт П2.

Методика применения описанного подхода к функциональным бизнес-процессам маркетинга и сбыта осуществляется следующим образом.

1. Описываются входы и выходы бизнес-процессов (см. табл. 1).

Таблица 1

Image 4

2. Рассчитывается ресурсная (косвенная) себестоимость бизнес-процессов (см. табл. 2).

Таблица 2

Image 5

3. Определяется схема (последовательность и доли) переноса косвенных затрат вспомогательных бизнес-процессов на основные и далее на продукцию деятельности (см. табл. 3).

Таблица 3

Image 6 4. Расчет операционной (косвенной) себестоимости продуктов (см. табл. 4).

Таблица 4

Image 7

В приведенном примере доли переноса затрат бизнес-процесса «маркетинг» в цепочке добавленной стоимости составляют 29% и 66% в составе себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции соответственно. Полученные оценки ресурсных и операционных затрат позволяют более эффективно осуществлять планирование производства и выпуска продукции предприятия, а также выбирать стратегию ценообразования.

Вывод

Описанная методика позволяет рассчитать суммарную долю косвенных затрат бизнес-процессов в структуре полной себестоимости продукции, а также оценить цепочку добавленной стоимости и размер переноса затрат каждого бизнес-процесса в модели ценообразования продукции.

Предложенная модель позволяет оценить причинно-следственную связь бизнес-процессов (маркетинг и сбыт) в цепочке создания стоимости, а также оценить ресурсную стоимость бизнес-процессов на основе предложенных видов и драйверов переноса затрат.

[1] Прямые затраты – затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость продукта-объекта отнесения затрат (например, материалы – согласно нормам расхода, зарплата – согласно временным расценкам).

[2] Косвенные затраты – затраты, которые не могут быть отнесены непосредственно на себестоимость продукта, а относятся более чем на один объект затрат и распределяются пропорционально какой-либо величине, от которой в наибольшей степени зависят (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).


Источники:

1. Ценообразование и рынок / Под ред. Пунина Е.И. и Рычкова С.Б. – М.: Прогресс, 1992. – 320 с.
2. Негл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
3. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.
4. Система моделирования «Business Studio. Методика: Функционально-стоимостной анализ и имитационное моделирование». ГК «Современные технологии управления».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:16:05