Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2002

Проблемы развития маркетинга в процессе создания регулируемых оптовых рынков средств производства в АПК

Захаров Александр Николаевич, кандидат экономических наук, г. Белгород, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Система ресурсообеспечения АПК, являясь сложной и многоуровневой макрологистической системой, объективно требует регулирования деятельности всех ее звеньев со стороны государственных органов, которые призваны увязать интересы всех участников рынка на взаимовыгодной экономической основе. Наиболее адекватной формой такой интеграции выступают оптовые рынки (ОПТР) продукции производственно-технического назначения, с главным координирующим звеном – Росагроснабом, выступающим в качестве федерального органа, через который реализуются механизмы государственного воздействия на систему региональных и районных рынков.
Цитировать публикацию:
Захаров А.Н. Проблемы развития маркетинга в процессе создания регулируемых оптовых рынков средств производства в АПК // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 99-104.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Система ресурсообеспечения АПК, являясь сложной и многоуровневой макрологистической системой, объективно требует регулирования деятельности всех ее звеньев со стороны государственных органов, которые призваны увязать интересы всех участников рынка на взаимовыгодной экономической основе. Наиболее адекватной формой такой интеграции выступают оптовые рынки (ОПТР) продукции производственно-технического назначения, с главным координирующим звеном – Росагроснабом, выступающим в качестве федерального органа, через который реализуются механизмы государственного воздействия на систему региональных и районных рынков.

Основными звеньями системы оптовых рынков должны стать районный и областной рынки средств производства для АПК, непосредственно ориентированные на удовлетворение нужд сельхозпроизводителей на основе применения единых для системы ОПТР методов государственного регулирования.

Оптовый рынок средств производства создается путем объединения финансовых средств, долей собственности государственных, муниципальных, коллективных и частных предприятий в любых организационно-правовых формах, исходя из уставных целей и состава участников рынка. Деятельность российской отраслевой системы оптовых рынков в целях оптимизации ее организационных форм и повышения отдачи от функционирования оптовой торговой сети предполагает координирующее участие федеральных министерств (Минсельхоза РФ, Минфина РФ), региональных агентств, маркетинговых центров, информационно-коммерческого центра «Агротехинформ», АККОР, администрации регионов.

Оптовые рынки продукции производственно-технического назначения должны формироваться на федеральном, региональном и районном уровнях с целью защиты интересов сельских товаропроизводителей, формирования цивилизованных рыночных отношений в сфере ресурсообеспечения, налаживания взаимодействия всех участников рынка средств производства, потребляемых в АПК, а также усиления государственного регулирования процесса ресурсообеспечения на всех уровнях. В процессе организации и развития системы ОПТР необходимо предусмотреть формирование блоков информационно-маркетинговых и контрольно-регулирующих функций, которые в себя включают:

‑ формирование законодательной нормативной базы;

‑ создание свободного информационного взаимодействия на базе единого информационного пространства системы оптовых рынков;

‑ формирование банка данных по товарам, ценам, поставщикам и потребителям;

‑ обработку информации о коммерческих сделках;

‑ организацию контактов поставщиков с покупателями;

‑ контроль за прохождением расчетов и организацией документооборота;

‑ регулирование цен и наценок финансовыми и налоговыми методами, включая выработку ценовых соглашений по установлению и поддержанию паритета на промышленные и сельскохозяйственные товары;

‑ регулирование нормативов рентабельности участников сделок;

‑ обоснование выбора форм и методов кредитования, а также бюджетного финансирования (в т.ч. государственных и долевых инвестиций) и механизма дотаций;

‑ определение организационно-экономического  механизма товарных интервенций;

‑ определение путей развития и выбор форм финансирования производственной и информационной инфраструктуры рынка производственно-технической продукции (складской сети, транспорта, средств вычислительной техники и программного обеспечения, технологий электронной торговли и связи и др.).

К основным преимуществам регулируемого оптового рынка относятся:

‑ возможность комплексного изучения складывающейся конъюнктуры и прогноза развития рынка материально-технических ресурсов информационно-коммерческим центром рынка;

‑ формирование банка данных о ценах, издержках, каналах реализации продукции и свободный доступ всех пользователей справочно-информационной системы к необходимой для осуществления сделок информации;

‑ обеспечение всех участников рынка полной и достоверной информацией относительно спроса, котировки цен, прогнозов конъюнктуры в отношении материально-технических ресурсов;

‑ установление долгосрочных договоров экономико-финансовых отношений между заводами-изготовителями техники и оборудования, торгово-посредническими структурами и потребителями, включая поставку техники по лизингу, гарантии послепродажного обслуживания, поставку запчастей и т.д.;

‑ снижение трансакционных  и логистических издержек в каналах распределения;

‑ организация гарантированного сбыта продукции заводов-изготовителей материально-технических ресурсов при своевременности оплаты их продукции и точности выполнения поставок для потребителей по качеству, комплектности и срокам;

‑ возможность для участников сделок минимизировать негативные последствия инфляционных процессов, используя систему договорных, гарантированных цен и фиксированных на период действия договоров торговых наценок (что обусловлено долговременными партнерскими отношениями сторон);

‑ реализация механизма льготного кредитования участников рынка, применения различных схем долевого финансирования и коммерческого кредита;

‑ регулирование цен и наценок на продукцию машиностроительных заводов, и торгово-посреднических организаций, позволяющее смягчить диспаритет цен в межотраслевом обмене, обеспечить обоснованное соотношение финансовых выгод различных участников сделки, зафиксированное в розничной цене изделия;

‑ обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции по гарантированным схемам, создающим возможность сельхозпроизводителям обеспечить расширенное воспроизводство в тех случаях, когда последние вынуждены в счет поставок техники, расплачиваться агропродукцией;

‑ обеспечение страхования сделок и сбыта товаров;

‑ обеспечение обратных информационных связей потребителей машин и оборудования с изготовителями техники, позволяющими учесть пожелания клиентов по техническому усовершенствованию эксплуатируемой техники; внести изменения на стадии проектирования новых образцов техники и оборудования;

‑ возможность привлечения средств федеральных целевых программ, государственных инвестиций для строительства объектов производственной и рыночной инфраструктуры оптовых рынков.

Важной предпосылкой объединения различных организаций-участников рынка является анализ подготовленности материально-технической базы создаваемого оптового рынка. Он призван обеспечить комплексное обеспечение агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами (обеспеченность складскими помещениями и подъемно-транспортным оборудованием, возможность осуществления предпродажной подготовки и последующего технического сервиса машин и оборудования, наличие подготовленного персонала, возможность осуществления на должном техническом уровне входного контроля качества машиностроительной продукции и т.д.).

Государственное регулирования рынка материально-технических ресурсов АПК должно включать в себя скоординированный комплекс мер в области бюджетного финансирования, ценового регулирования, льготного кредитования, налоговой и амортизационной политики, создания информационно-маркетинговых центров, в том числе:

‑ финансирование капиталовложений, направленных на модернизацию и структурную перестройку отечественных заводов сельхозмашиностроения;

‑ формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов к созданию совместных предприятий, способных удовлетворить спрос АПК в современных машинах и оборудовании, как в области сельхозпроизводства, так и в отраслях переработки и пищевой промышленности;

‑ разработка комплекса мер, направленных на логистизацию транспортно-складского хозяйства, каналов распределения материально-технических ресурсов, предназначенных для села, формирование на базе существующей распределительной сети логистических систем, позволяющих минимизировать издержки обращения на основе рационализации и оптимизации товародвижения;

‑ содействие в формировании системы регулируемых оптовых рынков продукции производственно-технического назначения, способных упорядочить ценообразование, наладить устойчивые хозяйственные связи между контрагентами рынка, сформировать устойчивую систему ресурсообеспечения сельхозпроизводителей;

‑ установление для потребителей АПК льготных цен на основные виды материально-технических ресурсов, определяющих поддержание воспроизводственного цикла в сфере сельхозпроизводства (тракторы, комбайны, минеральные удобрения, ГСМ);

‑ расширение объемов поставки материально-технических ресурсов (ГСМ, комбикормов, минеральных удобрений) для АПК на условиях товарного кредита;

‑ содействие в формировании обществ взаимного кредитования и кооперативных банков;

‑ регулирование государством наценок торгово-посреднических организаций, транспортных и энерготарифов;

‑ снижение ставок налога НДС на приобретаемые сельхозпроизводителями материально-технические ресурсы;

‑ введение налоговых льгот для участников региональных регулируемых оптовых рынков (в начальный период существования рынков), осуществляющих финансирование или кредитование инвестиционных проектов с целью обустройства  производственной или рыночной инфраструктуры этих рынков;

‑ обеспечение контроля за обеспечением на предприятиях АПК целевого использования амортизационных фондов, введение в действие методов ускоренной амортизации;

‑ разработка программ подготовки и переподготовки управленческих кадров для служб ресурсообеспечения АПК в условиях рынка;

‑ содействие в реализации единой информационной политики на основе проектирования унифицированной информационной инфраструктуры рынка (преодоление информационных разрывов регионального и отраслевого характера, асимметричности информации, обеспечение доступности, полноты и прозрачности информационного обеспечения, формирование нормативно-правовой базы государственных стандартов, единой системы классификаторов, лицензирование применяемых компьютерных технологий и др.).

Таким образом, специфика сельского хозяйства как отрасли требует создания и функционирования единой макрологистической системы ресурсного обеспечения всех предприятий отрасли при развитии ее территориальных структур на основе принципов маркетинга.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Макурс К. Аграрные преобразования в странах с переходной экономикой // ВЭ. - – 2001. - №7. - С.188-129.
2. Воробьев И. Факторы устойчивого развития сельскохозяйственного производства // Экономист. - 2002. - №3. - С.78-84.
3. Попов Е. К интерпретации маркетинга как интегральной дисциплины // РЭЖ. – 1999. - №8. - С. 79-82.