Вступление во всемирную торговую организацию: плюсы и минусы для России

Осипов А.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Осипов А.Ю. Вступление во всемирную торговую организацию: плюсы и минусы для России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 15. – С. 4-10.

Аннотация:
Россия вступила в ВТО. Как это отразится на отечественной экономике? Отвечая на этот вопрос, автор анализирует и экономические и политические события, которые разворачивались, начиная с середины прошлого века. Анализируя влияние членства в ВТО на экономику Китая и Украины, автор убедительно доказывает, что оно работает на страны с развитой экономикой, делая менее развитые их сырьевыми придатками.

Ключевые слова: протекционизм, всемирная торговая организация, развивающиеся рынки, сверхдержавы, контроль над ресурсами, защита собственных производств



Различные европейско-американские военные, политические и экономические союзы XIX и XX веков, такие как Антанта, НАТО, Евросоюз, ООН, в качестве главнейшей своей задачи видели объединение мира. Некоторые организации руководствовались возможностью значительно укрепить оборонную безопасность, так как группой защищаться легче. Какие-то государства и государственные союзы хотели повысить продовольственную безопасность и становление высокого качества товаров и услуг как аксиомы. Потому что трудно повлиять на производителя другого государства, будучи невхожим в ответственные круги. Особенно остро стал вопрос контроля с началом производственного бума, произошедшего в европейских и американских странах в 1940-х годах. Нужно было создать такой инструмент, который бы регулировал возможности государств на международном рынке и в межгосударственной политике. Эти понятия, как известно, неразрывно связаны. При этом он не должен был ущемлять их права. Таким инструментом стала ООН. Но все разговоры о том, что свободная торговля является двигателем прогресса, служили лишь официальным прикрытием. Известно, что все крупные индустриальные страны развивались как раз в условиях не свободной торговли, а обособленно, используя политику протекционизма. Так называемые сверхдержавы в своем вступлении в подобные союзы чаще всего видели менее благородную цель, чем безопасность или контроль над качеством. Создание обобщающих межгосударственных союзов различных направлений значительно облегчало им возможность контролировать другие государства, имея рычаги давления на них. В качестве одного из таких союзов можно назвать ВТО − Всемирную торговую организацию.

Либерализация внешней торговли в интересах более развитых экономик

Соединенные Штаты после 1945 года были самой производительной державой и, естественно, сторонниками свободной торговли. В то же время в целях укрепления антисоветского альянса США позволяли Западной Европе, Японии, Тайваню и Южной Корее реализовывать ряд протекционистских мер, которые усиливали экономику этих стран. В 70-ых эти государства оказались способны практически на равных конкурировать с Америкой. Начиная с этого момента США стали выражать обеспокоенность протекционистской политикой этих дружественных государств. С другой стороны, в связи с относительным ослаблением собственной экономики сами американцы прибегли к протекционизму для защиты угасающего производственного сектора. Тогда Америка обратила свой взор на так называемые развивающиеся рынки, которые включают в себя крупные государства на юге планеты: Малайзию и Индонезию, Индию и Пакистан, Южную Африку и Нигерию, Бразилию и Аргентину. США рассматривали эти страны в качестве новых рынков сбыта американской продукции. Однако эти государства являлись приверженцами идеологии развития, которая предполагала определенную протекционистскую политику. Вашингтон объяснил им, что в эпоху «глобализации» подобная практика вредна и контрпродуктивна, а развивающиеся страны должны принять законы свободного рынка и открыться для американских товаров. Важнейшими инструментами в американской внешнеэкономической политике стали: Международный валютный фонд, Казначейство США и Всемирная торговая организация − институты, способствовавшие принудительному насаждению правил свободной торговли на интересующих Соединенные Штаты территориях [1].

ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. Либерализация внешней торговли работает в интересах боле развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы и Китая. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам. ВТО отличают двойные стандарты. Нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций и устанавливать контроль над ресурсами. О чем идет речь? Транснациональные корпорации и финансовые структуры, используя механизмы ВТО и опираясь на мощь своих государств, захватывают ниши на рынках товаров высокой степени переработки. Слабые местные игроки, утрачивая эти рынки, одновременно теряют и соответствующие отрасли перерабатывающей промышленности. Происходит закрепление сложившегося в мире разделения труда, при котором одни страны держат контрольный пакет высокотехнологичных и иных перерабатывающих производств, а на долю других остается только роль сырьевого обеспечения. Захватывая рынки готовых изделий, транснациональные корпорации ставят под контроль и важнейшие источники сырья. Закрепление монопродуктовой структуры национальных экономик стран второго эшелона ведет к необходимости вкладывания всех имеющихся ресурсов в поддержание сырьевого экспорта.

Китай до и после вступления в ВТО

Китай вступил в ВТО более десяти лет назад и за это время смог стать мировым лидером по экспорту товаров и вторым по импорту. Еще только в 2000 году он был седьмым в мире экспортером и восьмым импортером. За прошедшие 10 лет импорт в Китай увеличивался в среднем на 20% ежегодно. Но вначале не все было так хорошо, как сейчас. Китай был вынужден ослабить более 7 тыс. тарифов, квот и других торговых барьеров. Некоторые опасались того, что международная конкуренция искоренит фермеров и перевернет вверх дном устаревшие государственные предприятия, как это и произошло в некоторой степени. Но в целом Китай получил одно из самых лучших десятилетий в своей мировой экономической истории. За период с 2001 по 2011 годы суммарный объем торговли Китая услугами (не включая правительственные услуги) с 71,9 млрд долларов США вырос до 362,4 млрд долл. США, соответственно, рост составил более чем в 4 раза. Доля экспорта услуг Китая в общем объеме мирового экспорта услуг с 2,4% повысилась до 4,6%, объем китайского экспорта услуг в 2011 году составил 170,2 млрд долл. США, поднявшись с 12-го на 3-е место в мире. Доля импорта услуг Китая в общем объеме мирового импорта услуг с 2,6% повысилась до 5,5%, объем китайского импорта услуг в 2011 году составил 192,2 млрд долл. США, поднявшись с 10-го на 2-е место в мире. Развитие внешней торговли оказало большое содействие процессам строительства модернизации в Китае и превращения Китая в открытый экономический субъект [2].

Китай полноценно участвует в международном разделении труда и международной конкуренции, привлекает и внедряет передовые технологии, оборудование и опыт в области управления, а также использует прямые иностранные инвестиции, что в значительной степени стимулировало технический прогресс и промышленную модернизацию страны, повысило уровень менеджмента на предприятиях и укрепило конкурентоспособность на рынке. Благодаря стремительному развитию торговли продукцией переработки сравнительные преимущества Китая как производителя с достаточно дешевой рабочей силой получили должное проявление, процессы индустриализации и урбанизации значительно ускорились. Внешняя торговля способствовала трудоустройству более 80 млн человек, из них свыше 60% – крестьяне; доходы и условия жизни трудоустроенного населения улучшились. Внешняя торговля вкупе с внутренними инвестициями и потреблением стали тремя главными движущими силами быстрого роста китайской экономики.

Украина после вступления в ВТО

Россия далеко не первая страна СНГ, вступающая в ВТО. За несколько лет до нее членами организации стали такие разные республики как Киргизия, Армения, Молдова, Грузия и Украина. Хорошо ли им от этого стало и как живут они теперь? Рассмотрим на примере Украины.

После четырех лет членства в ВТО Украина, экономика которой во многом близка российской, подсчитывает убытки. Десятки тысяч человек потеряли работу, десятки заводов остановились. Особенно проиграли наиболее технологичные отрасли. Одной из причин стало то, что пошлины на импортные товары были снижены или ликвидированы. Это дало возможность заполонить многие рынки в стране дешевыми продуктами, далеко не всегда качественными, и подорвало многие секторы украинской экономики. В стране отсутствовала стратегия развития реального сектора экономики. Был упущен важный момент, ведь именно во время подписания договора можно было в дебатах отстоять более достойные условия доступа на внешние рынки национальных товаров и построить крепкий плацдарм для защиты родного бизнеса. На фоне увеличения импорта не были внедрены механизмы защиты собственных производств. На экспорт было поставлено, в основном, сырье (металл, химическая промышленность), чем поддерживался крупный производитель. В то время как поддержки требовали именно мелкие и средние производители, у которых из-за квот и пошлин других стран нет шансов прорваться на другие рынки стран ВТО.

Проблемы, возникшие в автомобилестроении и агропромышленном комплексе Украины

За четыре года сильно пострадало страны. Если на момент вступления в ВТО на импортные машины действовала ввозная пошлина в размере 25%, то после 2008 года она была снижена до 10% − это очень низкая ставка с точки зрения конкуренции. Открытие рынка привело к тому, что за три года производство автомобилей на Украине снизилось в шесть раз, из 36 тыс. человек, работавших в отрасли на момент вступления страны в ВТО, осталось всего 18 тыс. человек. Для сравнения: в России средневзвешенная пошлина на автомобили на уровне 30%. До вступления Украины в ВТО пошлины в 25% защищали автопроизводства, благодаря этому на Украине были созданы мощности по производству 400−450 тыс. автомобилей (ЗАЗ, «Богдан Моторс» и «Еврокар»). Теперь при низкой пошлине инвесторы не готовы вкладываться в местный рынок, им выгоднее импортировать в готовую автомобильную продукцию.

Если раньше в машиностроении Украины доминирующим являлось производство продукции с высокой добавленной стоимостью, то сегодня оно сменилось на продукцию с низкой добавленной стоимостью. А импортная продукция в основном идет высокотехнологичная. Это составляет угрозу экономической безопасности страны.

Серьезно пострадал от открытия рынка также агропромышленный комплекс Украины, особенно продовольственная группа. По подсчетам Федерации работодателей Украины, только в двух отраслях сельского хозяйства в сахарной отрасли и в свиноводстве рабочие места потеряли около 500 тыс. человек за четыре года с 2008 года, когда Украина вступила в ВТО. Будущее Украины за агропромышленным комплексом, за более глубокой переработкой зерна, мяса и другой сельхозпродукции. Для развития этого комплекса важно иметь собственное сельхозмашиностроение, которое надо защищать. Украинские производители мяса оказались в неравных условиях с игроками Европы и США. Пошлины на импортное мясо стали ниже 10%, тогда как у других стран более высокие пошлины. Если четыре года назад Украина импортировала 500 тыс. тонн мяса, то в 2011 году вдвое меньше всего 150−160 тыс. тонн всех видов мяса. Кроме того, при подписании соглашения о ВТО, Украина взяла на себя обязательство не стимулировать экспорт своей сельхозпродукции компенсациями. В то время как европейские страны, США и другие страны активно помогают своим сельхозпредприятиям, Евросоюз имеет бюджет поддержки сельхозпроизводителей в 46 млрд евро, а Украина – порядка 300 млн, понятно, что европейское производство будет более конкурентным, чем украинское. Урок, который понесла экономика Украины из-за не зеркальных условий, очень больно отразился на ВВП страны. В 2009 году ВВП сократился на 15%. К слову, макропоказатель Европы в этот период уменьшился всего на 3−4%. [1]

Заключение

Ни США, ни Китай с ЕС правил ВТО соблюдать не будут и не смогут. ВТО несовместимо с мировым экономическим кризисом перепроизводства с одновременным падением спроса. Ценность и преимущество в развитии в такой ситуации представляет собой закрытый рынок, как у России сегодня.

[1] Независимая газета "Коммерсантъ-Украина" June 12nd, 2012


Источники:

1. Григорян С. Организационно-правовые основы и особенности Всемирной торговой организации (ВТО) // Хозяйство и право, 2000.
2. Россия между Америкой и Китаем: Эдуард Лозанский. — Москва: Международные отношения, 2007.
3. Независимая газета «Коммерсантъ-Украина». – 2012. – Июнь.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:20