Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2002

История и пути развития лизинга

Долгушина Юлия Борисовна, аспирантка Московского государственного социального университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 56

Аннотация:
“Богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой”, это широко известное высказывание Аристотеля обычно приводят при раскрытии понятия лизинга. С данным высказыванием трудно не согласиться. Более того, по отношению к лизингу оно достаточно полно раскрывает его сущность и, как ни странно, указывает на непосредственные причины возникновения этого правового института: для извлечения прибыли посредством использования определенного имущества совсем не обязательно иметь его в собственности, достаточно лишь иметь право его использовать в целях извлечения прибыли.

Ключевые слова:

Цитировать публикацию:
Долгушина Ю.Б. История и пути развития лизинга // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 88-92.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


“Богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой” [1], ‑ это широко известное высказывание Аристотеля обычно приводят при раскрытии понятия лизинга. С данным высказыванием трудно не согласиться. Более того, по отношению к лизингу оно достаточно полно раскрывает его сущность и, как ни странно, указывает на непосредственные причины возникновения этого правового института: для извлечения прибыли посредством использования определенного имущества совсем не обязательно иметь его в собственности, достаточно лишь иметь право его использовать в целях извлечения прибыли [2].

Первое документальное упоминание о лизинговой сделке относится к 1066 г., когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 г., была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка ‑ крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили таким образом амуницию. В то же время в науке и в предпринимательской среде до настоящего времени не сформировалось единого мнения относительно сущности лизинга.

Существует достаточно много точек зрения относительно истории возникновения данного правового института. Несомненным является тот факт, что лизинг является одним из видов арендных отношений, имеющих достаточно древнюю историю. Так, по утверждениям историков (Балтус П., Майджер Б.  “Школа европейского лизинга”) еще в древнем государстве Шумер заключались сделки, которые, с достаточной долей условности, можно назвать прообразом лизинговых договоров. Обнаруженные в 1984 г. глиняные таблички в шумерском городе Ур содержат сведения об аренде земли, водных источников, сельскохозяйственных орудий, животных, рассказывают о храмовых священниках, заключавших договоры с фермерами, схожие по содержанию с современными договорами лизинга.

Еще в древние времена арендные сделки были тесно связаны с отношениями собственности. Подтверждением являются положения об аренде в Законах Хаммурапи (1775 ‑ 1750 гг. до н.э.), а группа статей, посвященная отношениям собственности, ‑ самая большая в судебнике Хаммурапи. В притче из Евангелия от Матфея в Новом завете содержится повествование о владельце земли, который сдает в аренду виноградник и винный пресс, собственником которых он является.

Римский император Юстиниан I (483 ‑ 565 гг.) при кодификации римского права уделил особое внимание арендным отношениям в известных Институциях.

С древних времен и по сегодняшние дни объектами арендных отношений выступали самые разнообразные типы собственности. В аренду сдавали и брали не только землю и орудия труда, но и корабли, военную технику, жилье, рабочую силу и т.д.

Однако, несмотря на различные теории, в том виде, в котором лизинг существует сейчас, он сформировался в США примерно в середине XX в. Как известно, в тот момент экономика страны остро нуждалась в инвестициях, которые позволили бы предприятиям развиваться, не опираясь исключительно на поддержку государства. Теперь уже можно говорить о том, что сначала появился механизм лизинговых сделок, при котором финансовые организации приобретали по просьбе промышленных фирм машины и оборудование, а впоследствии передавали их этим фирмам в аренду [3], и только потом было введено правовое регулирование данного рода отношений: раздел 2А “Договоры Аренды” Единообразного Торгового Кодекса, призванный урегулировать также и отношения по договорам лизинга, был принят только в 1987 г. [4] До сих пор в США, на родине рассматриваемого правового института, не существует специального примерного закона о лизинге, однако об этом речь пойдет несколько позже.

Толчком к широкому применению лизинга в США и Западной Европе послужило развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании, желая уйти от излишних обременительных расходов, стремились приобретать локомотивы и вагоны не в собственность (по договорам купли-продажи), а лишь в пользование. В этих целях на первоначальном этапе применялся институт доверительной собственности. Затем активная заинтересованность компаний: производителей транспортных средств ‑ в реализации произведённой ими продукции и финансовых ‑ в выгодном вложении капитала, привела к изменению системы инвестирования.

Финансовые компании стали приобретать транспортные средства и иное оборудование, необходимое транспортным компаниям, у определённого производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с передачей их последним в аренду [5]. В начале 50-х гг. XX века массовый характер в США приобрела сдача на основах лизинга эксплуатирующим организациям технологического оборудования, машин, морских судов, самолётов и т.д. В роли лизингодателей стали выступать дочерние фирмы коммерческих банков США. С разрешения Федеральной резервной системы США банки создавали эти дочерние фирмы специально для осуществления лизинговых операций. Так появились лизинговые компании.

С конца 50-х гг. договор лизинга получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Причиной такого быстрого восприятия новой формы договорных отношений стали те выгоды, которые стороны получали при заключении договора. Как правило, договоры лизинга, стимулировавшие приток инвестиций, поощрялись правительствами государств, и в национальном законодательстве предусматривался целый ряд льгот, для участников лизинговых сделок.

Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, расходы по покупке оборудования – 100 000 долл., инвестиционная льгота ‑ 10%, 10 000 долл. вычтут из суммы налога [6]. Следует отметить, что право на предусмотренные законом налоговые льготы появлялось только при соблюдении участниками сделки определенных условий, однако данный вопрос будет рассмотрен в соответствующем разделе.

В таких странах, как США, ФРГ, Япония и других, где нет специального законодательства, лизинг нашёл признание в судебной практике, а в некоторых странах были изданы специальные нормативные акты, регламентирующие лизинговые отношения (Франция ‑ закон 1966 г.; Англия ‑ закон 1965 г.) [7].

Опыт лизинговой деятельности США и других стран в СССР не использовался. Только во время Второй Мировой войны советские граждане познакомились с понятием лизинга (lend-lease). США поставляли своим союзникам по Антигитлеровской коалиции оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты и т.д. Однако сразу после войны слово “лизинг” исчезло из русского лексикона больше чем на четыре десятилетия. И только в начале 90-х гг. российское правительство обратило внимание на лизинг, используя его для стимулирования инвестиционной деятельности.

В данный момент объем лизинговых сделок в России продолжает расти. Изменения, которые ускорили развитие лизинга, прежде всего связаны с улучшением макроэкономической и политической ситуации. Российские и иностранные инвесторы, предприятия и банки проявляют все больший интерес к инвестициям в средства производства российской индустрии. Российские фирмы вынуждены упорядочивать свою бухгалтерскую систему, сталкиваясь с ужесточением фискального давления и с необходимостью предоставлять потенциальным отечественным и иностранным инвесторам финансовые отчеты, прошедшие аудиторскую проверку.

Налоговые льготы для лизинговых платежей и забалансовый учет финансирования – этим двум принципам, привлекательным для лизингового финансирования во всем мире, в России также придается большое значение. Интерес к российскому рынку со стороны иностранных компаний заметно вырос. Транснациональные поставщики оборудования уже убедились, что обеспечение финансирования для покупателей является ключом в торговле с Россией.

Продолжение следует


1 Лизинг и коммерческий кредит – М.: Ист-Сервис, 1994. ‑ С. 9.

2 Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. ‑ М., 1997. ‑ С. 12.

3 Витрянский В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. ‑ М., 1999. ‑ С. 219.

4 West's Business Law/ 8* Ed. ‑ Kenneth W. Clarkson, Roger LeRoy Miller, Gaylord A. Sentz, Frank B. Cross – P. 320.

5 Витрянский В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. ‑ М., 1999. ‑ С. 220.

6 Лизинг и коммерческий кредит. – М.: Ист-Сервис, 1994. ‑ С. 25.

7 Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник / Под ред. Е.А. Васильева. 2-е изд., перераб. и доп. ‑ М., 1992. ‑ С. 341.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241