Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»14 / 2012

Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов в структуре учетно-аналитической системы

Шапорова Ольга Александровна, д-р экон. наук, доцент кафедры управленческого учета и аудита, Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Тюхова Елена Анатольевна, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры финансового учета, Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Куканова Наталья Викторовна, канд. экон. наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Орловский государственный аграрный университет, Россия

Analysis of the Interaction of Profit-Contributing Factors in the Structure of Accounting and Analysis System - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Учетно-аналитическая система необходима для осуществления целей развития системы управления экономическим субъектом. Такая система позволит выявить внутренние резервы роста прибыли за счет снижения издержек и повысить рентабельность продукции, а также их доходность.
Цитировать публикацию:
Шапорова О.А., Тюхова Е.А., Куканова Н.В. Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов в структуре учетно-аналитической системы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 14. – С. 65-72.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Учетно-аналитическая система при условии функционирования всех ее подсистем и соблюдении принципов комплексности и системности способна обеспечить управленческий персонал необходимой учетно-аналитической информацией, являющейся базой для принятия эффективных управленческих решений.

Общий вид учетно-аналитической системы на предприятиях представлен на рис. 1 (см. на с. 67).

Рис. 1. Учетно-аналитическая система деятельности
хозяйствующих субъектов

При построении эффективной управленческой учетно-аналитической системы оценочных показателей финансовых результатов особое внимание уделяется выбору методик анализа прибыли предприятия, при котором требуется изучение соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом реализации и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Поэтому оперативный вектор управленческой учетно-аналитической системы должен делить всю информацию о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на запланированную и незапланированную (см. рис. 2 на с. 68).

Рис. 2. Механизм формирования управленческой учетной информации
об оценочных показателях для контроля и анализа по критерию
планирования возникающих изменений

Общим полем оперативного учета плановой и неплановой жизни организации являются затраты, объемы продаж, номенклатура реализованной продукции, цены реализации, поступление заказов, финансовый результат и т.п.

Запланированные перемены целесообразно контролировать и анализировать в разрезе рабочих тем, оперативных проектов, регионов, конкретных крупных поставщиков и потребителей, потребительских и ресурсных рынков.

Детализацию учетно-информационного обеспечения, на наш взгляд, необходимо проводить на основе показателей меры реализации экономического потенциала хозяйствующего субъекта, а детализация по внеплановым изменениям должна отражать степень влияния того или иного процесса на предприятие.

Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов

Для принятия правильных решений в области цен и объемов производства необходимо дополнительно в оперативной подсистеме управленческой учетно-аналитической системы оценочных показателей провести анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов. В рамках данного анализа находится оптимальное соотношение этих факторов при определенных заданных условиях внешней и внутренней среды. При этом оптимизация проводится по одному из существующих критериев (формула 1):

P → max; R → max; V → max (1),

где

Р – прибыль,

R – рентабельность,

V – выручка.

Математическая природа взаимодействия прибылеобразующих факторов определяется формулой (2):

Р = (Ц – С) × N (2),

где

N – объем реализации в единицах продукции;

Ц – цена единицы продукции;

С – себестоимость единицы продукции.

При этом себестоимость определяется по формуле (3):

С = (Спост + Сперем )/N (3),

где

Сперем – переменные затраты на единицу продукции;

Спост – сумма постоянных затрат по предприятию.

Кроме того, учитывается влияние на объемы продаж цены и качества продукции. Исходными условиями, определяющими порядок оптимизации, являются:

– тип конкуренции на товар (ценовой или по качеству);

– производственная мощность предприятия;

– себестоимость продукции.

При ценовой конкуренции необходимые данные подставляются непосредственно в формулу оптимизации по тому или иному критерию. В результате получают оптимальные данные по цене и объемам производства.

При конкуренции по качеству или при смешанной конкуренции расчет ведется под конкретные проекты улучшения качества. При этом учитывается увеличение себестоимости продукции за счет затрат на улучшение качества. Далее оптимизация ведется по тем же формулам, что и при ценовой конкуренции. В результате выявляется эффективность того или иного варианта (сравниваются все оценочные показатели: прибыль, рентабельность и выручка по каждому варианту).

Оптимизация прибылеобразующих факторов по критериям оценочных показателей

В обоих случаях, если в результате расчетов получится, что необходимый объем продаж превышает производственную мощность предприятия, то необходимо изыскать организационно-технические возможности повышения объемов производства до необходимого уровня. Если это невозможно, то просчитываются конкретные проекты развития производства. Далее с учетом изменившихся затрат на единицу продукции проводится оптимизация прибылеобразующих факторов. В результате определяется целесообразность проведения данных мероприятий с учетом срока окупаемости, стратегии предприятия на рынке, а также с учетом изменившихся показателей прибыли, рентабельности и выручки.

Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов проводится на основе многопараметрической модели прибыли (4):

I = [b ×(Kр × d – Kн × r) – (1 – r) × (1+ f) ]/(Kр – 1) (4),

где

b – коэффициент изменения объема производства и реализации продукции;

Кр – коэффициент рентабельности производства продукции в базисном периоде;

d – коэффициент изменения цены реализации продукции;

Кн – коэффициент изменения переменных затрат базисного периода в анализируемом периоде;

r – коэффициент переменных затрат в базисном периоде: r = Сперем /С;

f – коэффициент изменения постоянных затрат в анализируемом периоде.

При этом при определении коэффициента изменения постоянных затрат используют формулу (5)

f = ΔСпост/Спост (5),

где

ΔСпост – прирост условно постоянных затрат в анализируемом периоде.

На основе данной формулы получаем формулы оптимизации прибылеобразующих факторов по критериям оценочных показателей. Критерий опти мизации прибылеобразующих факторов определяется в зависимости от текущей ситуации.

Критерий максимума прибыли определяется по формуле (6):

dоп = [1 + Кэц + Кэд × (Д – 1) – а × (1 – Uф)] /2Кэц + Кн × r /2Кp (6),

где

dоп – оптимальный индекс цены;

Кэц – коэффициент эластичности спроса от цены;

Кэд – коэффициент эластичности спроса от доходов потребителей;

Uф – доля рынка предприятия;

a – планируемое изменение поставки на рынок продукции всеми конкурентами.

Индекс рентабельности производства и критерий максимума выручки

Также необходимо определить оптимальный индекс объемов производства (7):

bоп = [1 + Кэц × (1 – dоп) + Кэд × (Д – 1) – (1 – Uф) × a] / Uф (7),

где

bоп – оптимальный индекс объемов производства.

Критерий максимума прибыли может быть применен в том случае, когда предприятие работает в относительно стабильных экономических условиях и имеет тенденцию роста.

Критерий максимума выручки определяется также в части оптимального индекса цены (8) и объемов производства (9):

dоп = [1 + Кэц + Кэд × (Д –1) – (1 – Uф) × а] /2Кэц (8),

bоп = [1 + Кэц × (1 – dоп + Кэд × (Д – 1) – (1 – Uф) × а] /Uф (9),

общий критерий максимума выручки определяется с использованием формулы (10):

B = bon × don (10),

где

B – индекс выручки предприятия.

Критерий максимума выручки может быть применен в условиях, когда предприятие испытывает острый недостаток денежных средств.

Критерий максимума рентабельности производства также определяется в части индекса цен (11) и объе мов производства (12):

bоп = (1 – r) × (1 + f)/Кн × r] × [√1 + [Кн × r × (1 + Кэц + Кэд × (Д – 1) – (1 – Uф) × а)]/(1 – r) × (1 + f) × Uф – 1] (11),

dоп = [1 + Кэц + Кэд × (Д – 1) – (1 – Uф) × а – Uф × bоп] / Кэц (12),

таким образом, индекс рентабельности производства определяется с использованием формулы (13):

Ра = Кр × bоп × dоп / [bоп × Кн × r + (1 – r) × (1 + f)] (13),

где

Ра – индекс рентабельности производства.

Наконец критерий максимума рентабельности может быть применен для предприятия, работающего в условиях инфляции или в условиях кризиса.

На основе данных формул рассчитываются оптимальные, по тому или иному критерию, объемы производства и цена продукции.

Заключение

Проведенная по данной методике оптимизация планово-управленческих решений позволит с высокой степенью точности рассчитать оптимальное по тому или иному критерию, соотношение производимой продукции и цены ее реализации.

Предлагаемая учетно-аналитическая система оценочных показателей позволяет проследить эффективность достижения этих целей и выявить факторы, влияющие на их достижение.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / И.В. Аверчев. – М.: Вершина, 2008. – 512 с.
2. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: учебник. – М.: Омега-Л, 2003. − 280 с.
3. Горелик О.М. Управленческий учет и анализ: учебное пособие для вузов / О.М. Горелик, Л.А. Парамонова, Э.Ш. Низанова. − М.: КНОРУС, 2007. – 256 с.
4. Попова Л.В. Современный управленческий анализ: теория и практика контроллинга: учебное пособие / Л.В. Попова, Т.А. Головина, И.А. Маслова. − М.: Дело и Сервис, 2006. – 272 с.