Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»13 / 2012

Единое экономическое пространство в контексте глобализации мировой экономики

Досаев Нурлан Туреханович, докторант Международного казахско-турецкого университета им. Х. А.Ясави, Россия

Single Economic Space in the Context of the World Economic Globalization - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
В статье описана ситуация, связанная с созданием Таможенного союза, участником которого, наряду с Россией и Беларусью, стал Казахстан. Выявлены проблемы, связанные с вхождением стран – участниц Таможенного союза в ВТО, определены дальнейшие перспективы развития единого экономического пространства и укрепления позиций Казахстана на пути интеграции в мировую экономику.
Цитировать публикацию:
Досаев Н.Т. Единое экономическое пространство в контексте глобализации мировой экономики // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 13. – С. 131-140.

Формирование Таможенного союза [1] в рамках ЕврАзЭС является важным этапом в углублении интеграционного взаимодействия государств сообщества и создании в перспективе единого экономического пространства.

Общий внутренний рынок стран Таможенного союза имеет достаточный потенциал освоения, для него характерны значительные запасы природных ресурсов и выгодное геоэкономическое расположение, что с одной стороны, создает определенный задел для самодостаточного развития, с другой – замедляет темпы вхождения в мировое экономическое пространство. Для создания единого механизма регулирования торговли Таможенного союза с третьими странами необходимо определиться с факторами вовлеченности регионального рынка в мировую торговлю. К числу основных факторов обычно относятся размеры внутреннего рынка страны, наличие запасов природных ресурсов и географическое положение.

Таможенный союз и единый таможенный тариф

Сырьевые ресурсы и продукты переработки нефти являются основными статьями экспорта стран Таможенного союза на пространстве СНГ. В 2008 г. доля стран СНГ в российском экспорте сырой нефти и продуктов ее переработки составила 39,6%, доля этих товаров в экспорте Казахстана и Беларуси составила 28,6% и 11,3% соответственно. За счет однотипной структуры экономик и усиления их топливно-энергетической специализации происходит неоптимальное позиционирование интеграционной группировки в системе международной торговли. Так, у России с Казахстаном по товарным группам совпадает 90% экспорта, у Беларуси с Россией – 60%.

Вместе с тем снижение запасов невозобновляемых ресурсов, в том числе минерально-сырьевых, происходит на фоне отстаивания научно-технической базы добычи и переработки сырья, а также уровня экологических расходов от роста потребностей мирового энергетического рынка. По некоторым источникам, при нынешних темпах мировой добычи и потребления нефти хватит на 42 года, природного газа – на 60 лет, а угля – на 133 года [1]. Минеральные ресурсы являются для Казахстана ключевым экспортным товаром. В 2008 г. их доля в общем объеме экспорта увеличилась на 3% по сравнению с предыдущим годом и составила 73%.

Кроме того, в странах Таможенного союза существенно различается механизм налогового администрирования. Так, в Казахстане налог на добавленную стоимость (НДС) – это фактически налог с оборота, что заведомо ставит казахстанского товаропроизводителя в менее выгодные условия, по сравнению с российскими и белорусскими, и негативно может сказаться на конкурентоспособности казахстанской промышленности. Кроме того, в государствах Таможенного союза существенно различаются ставки НДС. Так, в Казахстане НДС составляет 12%, России и Беларуси – 18%.

Введение единого таможенного тарифа для казахстанской стороны будет означать некоторое повышение уровня таможенных ставок в торговле с третьими странами. Следует подчеркнуть, что действующие в Казахстане таможенные тарифы значительно ниже российских и белорусских. Поэтому повышение казахстанских таможенных тарифов, по мнению многих экспертов, на начальном этапе может привести к повышению цен на импортные товары из третьих стран и как следствие к некоторому снижению товарооборота с ними. То есть товары из-за переделов стран Таможенного союза для Казахстана подорожают. А это, в свою очередь, приведет к сокращению товарооборота с третьими странами и таможенных поступлений в бюджет республики.

Вхождение стран Таможенного союза в ВТО

Среди стран Таможенного союза по темпам развития экономики Казахстан находится на лидирующей позиции. Анализ динамики ВВП страны за 20 лет показывает новые тенденции развития. Растет удельный вес ВВП Казахстана, по сравнению с другими странами. Так, к ВВП России за этот период он увеличился на 3,4%, Швеции –29,4%, Украины – на 32,8% и практический достиг ее уровня [2]. По объему ВВП Казахстан занимает 55-е место в мире, по минерально-сыревым ресурсам – 55-е место, по выпуску аграрных продукции– 17-е место.

По прогнозу удельный ВВП Казахстана к 2015 г. повысится по отношению ко всем рассматриваемым странам, кроме России.

Для нормального функционирования в рамках Таможенного союза в условиях единого таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования внешней торговли, необходимо согласование единой налоговой политики при осуществлении внешнеторговых операций. Для создания благоприятных условий для вхождения государств – участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию, обустройство внешних границ Таможенного союза и организация надлежащего таможенного контроля на этих границах требуется решения комплекса мер на законодательной основе, реализации достигнутых договоренностей и согласования принимаемых решений.

Прогнозируется, что на начальном этапе среди стран – участниц Таможенного союза в наиболее выигрышном положении окажется Россия (российский ВВП в 14 раз превосходит ВВП Казахстана и в 34 раза – Беларуси). Прежде всего, речь идет о местных рынках сбыта, которые будут защищены от конкурирующего импорта из третьих стран высокими пошлинами. В целом ожидаемые выгоды для российской экономики весьма серьезны. Кроме того, по прогнозам российских экспертов, Россия будет получать более 90% от всех импортных пошлин благодаря ликвидации таможенных барьеров внутри Таможенного союза.

Факторы экономического роста стран Таможенного союза

В целом, по прогнозам РАН, в 2015 году (к моменту завершения «адаптационного периода» по выравниванию некоторых тарифов Казахстаном и Белоруссией) общий эффект от Таможенного союза для России должен составить порядка 400 млрд долларов США, или 16,8% российского ВВП. Для Казахстана прогнозируемый эффект в 2015 году, по оценочным прогнозам РАН, может составить до 14,7% ВВП республики [3].

Отмечено также значительное улучшение динамики текущего состояния экономики трех стран интеграции. Как следует из официальной статистики, в 2010 году в экономике России и Беларуси, так же как и в Казахстане, отмечены положительные тенденции. Прирост ВВП Казахстана составил 7,3%, Беларуси – 7,6% в России – 4%. Экономика выросла за счет улучшения конъюнктуры цен на мировом рынке сырья и металлов и ускоренного развития в странах главных торговых партнерах.

Основным фактором роста экономики трех государств стал взаимный товарооборот внутри таможенного пространства. Во всех трех странах отмечается рост производства промышленной продукции: в Казахстане – на 10%, в России – на 8,2% и в Беларуси – на 11,32%. Объем розничной торговли участников: в Беларуси возрос на 19,6%, в Казахстане – на 12,3%, в России – на 10,3%. Также в 2010-м в странах Таможенного союза отмечается увеличение реальных денежных доходов населения: в Беларуси – на 13,2%, в Казахстане и России на 4,3% и 6,3% соответственно. ВВП на душу населения в Казахстане составил 9 тыс. долл. США, в России – 10,3 тыс. долл., в Беларуси – 5,8 тыс. долл. [4].

В 2007–2009 годах дефицит госбюджета в Казахстане не превышал 3% ВВП, в России в 2009-м дефицит бюджета был выше. В 2010 г. в России в среднем уровень инфляции составил 8,8%, в Казахстане – 7,8%, в Беларуси – 9,9%. В 2010 году дефицит федерального бюджета России составил 4%, республиканского бюджета Казахстана –2,6%, республиканского бюджета Беларуси – 2,4%. Государственный долг России в 2010 году составил 12,7% ВВП, Казахстана – 18% ВВП, Беларуси –37,4% ВВП.

Интеграционные процессы стран единого экономического пространства

Анализ соглашения стран интеграции определяет проведения согласованной макроэкономической политики государств – участников единого экономического пространства (ЕЭП) и формирование принципов, порядка и механизма ее согласования. В свою очередь, согласованная макроэкономическая политика основывается на следующих принципах: обеспечение устойчивого экономического роста и соблюдение сбалансированных макроэкономических показателей, установленных в соглашении. Эти принципы направлены на создание благоприятных условий для повышения внутренней устойчивости экономики стран ЕЭП, стойкость и внешнему воздействию, а также углубление интеграции.

Основные направления согласованной макроэкономической политики государств ЕЭП – обеспечение макроэкономической стабильности и развития экономик для углубления интеграции, формирования единых принципов функционирования экономик и обеспечение их эффективного взаимодействия. Кроме того, предусматривается согласование параметров основных макроэкономических показателей для повышения устойчивости экономического развития и создания условий перехода на более высокие ступени интеграции, а также разработка общих принципов ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития.

В ноябре 2011 года была подписана декларация о евразийской экономической интеграции [2], договор о Евразийской экономической комиссии [3], путь формирования Евроазийского экономического союза. Актуальность интеграции – вступление в силу с начала 2012 года пакета международных договоров о создании единого экономического простанства.

Согласно опыту интеграции по формуле таможенного союза, процесс формирования ЕЭП должен осуществляться поэтапно. На первом этапе страны-участницы могут ориентироваться на соглашение по модели НАФТА, где отсутствуют централизованные институты или самостоятельные наднациональные регулирующие органы, а затем, на втором этапе, могут переходить к интеграционному проекту по модели ЕС. Соответственно такой подход предполагает два уровня интеграции: первый – единый рынок без единой валюты и без единой экономической политики, второй – полная координация экономической политики фактически федеративными структурами [3].

Заключение

В целом единое экономическое пространство открывает возможности для свободного перемещения экономических ресурсов. Дополнительный импульс для развития торговых отношений между государствами будет способствовать снижению нетарифных барьеров между странами.



[1] Таможенный союз сформировался 6 октября 2007 г. подписанием соответствующего договора. В него вошли Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. – Прим. ред.

[2] Декларация «О евразийской экономической интеграции» была подписана 11 ноября 2011 г. – Прим. ред.

[3] «Договор о Евразийской экономической комиссии» был подписан 18 ноября 2011 г. в Москве и ратифицирован Федеральным законом от 01.12.2011 № 374-ФЗ. – Прим. ред.


Источники:
1. Казахстанский институт Стратегического исследования при Президенте РК// Монография// Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: Состояние, проблемы и перспективы.– Алматы – 2009.–С. 34–123.
2. Алшанов Р. Экономика Казахстана за 20 лет: достижения и пути дальнейшего развития // Казахстанская правда, 17.10.2011г.
3. Музаппарова Л. Таможенный союз и единое экономическое пространство: перспективы развития и возможности для стран-участниц //Analytic Информационно аналитический журнал. – №4 (62) – 2011. – С.14–18.
4. Ушбаева Б.Д., Смагулова Д.К. Основные подходы к проведению согласованной макроэкономической политики в государствах членах Единого экономического пространства// Евразийская экономическая интеграция.– №4,(13).– 2011. – С.40–42.