Инновации в системе непрерывного образования: современные вызовы

Насибян С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Насибян С.С. Инновации в системе непрерывного образования: современные вызовы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 12. – С. 116-122.

Аннотация:
В статье рассмотрены современные тенденции в системе образования, получаемого в области финансов и банковского дела. Анализируются новые требования к профессорско-преподавательскому составу, определенные в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г., особенности стандартизации и сертификации, применяемых по отношению к специалистам в области банковского дела и бухучета.

Ключевые слова: сертификация, стандартизация, профессорско-преподавательский состав, российская образовательная система

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Глобальный кризис, болезненно сказывающийся на экономике России, в том числе, на устойчивости банковского сектора, выдвинул новые требования к подготовке специалистов, обладающих такими качествами, которые позволили бы инициировать выдвижение новых идей и прорывных новаторских предложений для работы, в том числе в зоне неустойчивого развития.

Ключевым фактором качественного роста экономики признана система воспроизводства интеллектуального капитала. Тот путь, по которому правительство предлагает пойти российскому обществу, предполагает грандиозный поворот от акцента на экспорт сырья к максимально возможной инновационной деятельности каждого члена общества.

Для образовательной сферы это означает:

– предложение обществу новых методов мотивации к знаниям, приобретению нового понимания инструментов управления экономическими отношениями и бизнесом;

– модернизацию методологических принципов, моделей, и институтов развития системы непрерывного образования, модернизацию учебного процесса, внедрение прогрессивных образовательных технологий;

– формирования новой педагогической культуры, перестройки сознания всех участников образовательного процесса.

Несмотря на отставание темпов модернизации российской образовательной системы от реальных потребностей современной науки и производства, в настоящее время сформированы некоторые предпосылки для инновационных сдвигов в образовании. Начался процесс модернизации образования в соответствии с Болонской декларацией (Болонская декларация была подписана 19 июня 1999 г., и эту дату принято считать началом Болонского процесса, выражающегося в сближении и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. – Прим. ред.). С 2011 года система образования перешла на двухуровневую подготовку специалистов по программам высшего образования: бакалавров и магистров.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, уровни разработанности основных направлений политики образования и темпы проведения соответствующих реформ по европейским странам, подписавшим Болонское соглашение, существенно различаются. Далеко не все страны подробно разработали национальные стратегии обучения в течение всей жизни, национальные квалификационные рамки, систему валидации (признания) результатов неформального и информального обучения, привели национальные приоритеты в соответствие ключевым показателям развития образования в Европе.

Новшества в системе образования, предусмотренные Стратегией

инновационного развития РФ до 2020 г. Главный принцип воспроизводства человеческого капитала заключается в непрерывности образования. Для формирования целостной системы непрерывного образования Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. [1] предусмотрен целый ряд существенных новшеств. Среди них: обеспечение ключевых российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами (в том числе, приведения уровня оплаты и условий труда к уровню международных стандартов за счет повышения нормативов финансирования образовательных программ из средств федерального бюджета). При этом отбор вузов предполагается осуществлять на конкурсной основе с учетом наличия в них профессорско-преподавательского состава с подтвержденной международной публикационной активностью.

Будут изменены принципы формирования профессорско-преподавательского состава и руководства, научного и управленческого состава вузов. Так, будет введена контрактная основа зачисления на работу по категориям персонала. С учетом международной публикационной активности претендентов будут введены дополнительные надбавки к оплате труда преподавателей. Кроме того, предусмотрена подготовка нового поколения управленческих кадров в высшем образовании как в ведущих международных университетах и их долгосрочные стажировки, так и в Центре подготовки управленческих кадров в сфере образования (на уровне магистратуры и аспирантуры) с участием представителей ведущих зарубежных вузов. В связи с развитием международной интеграции повышены требования в образовательных программах знаний по иностранным языкам.

Предусматривается также создание регулярно обновляемых рейтингов вузов на основе стандартизированного тестирования выпускников образовательных программ. Вузам, не обеспечивающим должное качество подготовки, будет отказано в государственном финансировании аспирантуры и магистратуры. На основе стандартизированного экзамена, аналогично GRE subject test (индикатора качества подготовки специалиста), признаваемого во многих странах, будет осуществляться прием в магистратуру. С внедрением практики проведения профессиональных экзаменов ассоциациями представителей профессионального сообщества будут повышены требования к присуждению профессиональных квалификаций и допуска к профессии по ряду специальностей и видов деятельности.

Стандартизация и сертификация

В соответствии с требованиями мировой экономики, которые нашли отражение в международном стандарте качества ISO 9001:2000, широкое распространение в мире получает сертификация. Как инструмент регулирования качества продукции и услуг он позволяет интегрироваться в инновационные процессы, мировые процессы поставки продукции и услуг. Применительно к банкам в соответствии с требованиями к кредитным организациям «Базель-2» и стандартами МСФО целью сертификации является обеспечение заданного качества услуг с использованием единых методов расчета рисков, повышения организованности и ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Требования к сертификации становятся универсальными и обязательными как для финансово-банковского сектора, так и для потребителей кредитных и инвестиционных ресурсов в реальных секторах экономики. Стандарты качества сегодня распространяются на все сферы деятельности, включая сферу управления (в том числе госаппарат).

В России существуют две разновидности сертификации: обязательная, устанавливаемая государством как средство контроля безопасности какой-либо продукции, и добровольная, рассматриваемая производителем как средство повышения конкурентоспособности своей продукции. Механизм сертификации в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (Указанный закон утратил силу с 30 июля 2003 г., взамен него введен действующий сейчас Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьи 25 и 26 которого так же определяют сущность и систему организации обязательной сертификации. – Прим. ред.)предполагает создание системы сертификации, включающей совокупность участников сертификации (создатели системы сертификации, органы по сертификации, производители продукции, исполнители услуг) и правил, установленных в этой системе (положений, осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы).

Существование целого ряда финансовых операций, требующих обеспечения безопасности их выполнения, обусловливает полезность расширения процедуры сертификации. Анализ практики банковской деятельности показывает, что в России тестирование и сертификацию проходят программные продукты, обслуживающие различные сегменты финансового рынка (РОС – СВИФТ). В выдаваемом сертификате указывается перечень банковских операций, на которые он распространяется (платежи, форексные и иные сделки на денежном рынке, документарный бизнес, операции с ценными бумагами и др.). Сертификацию криптографической защиты информации осуществляет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Ассоциация российских банков создает аттестационные центры, аккредитованные в системе лицензирования и сертификации ФАПСИ, с целью оказания помощи в получении соответствующего сертификата. Однако возможно и создание разными организациями параллельных и конкурирующих между собой процедур. Способом избежать дублирования может стать унификация и стандартизация требований.

Международная сертификация специалистов в области банковского дела и бухучета

Большой популярностью в банковском сообществе пользуются специалисты, обладающие сертификатами АССА (ACCA (от англ. Association of Chartered Certified Accountants) – Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров – сертификация в сфере бухучета и финансов, имеющая международное признание. – Прим. ред.). Для получения сертификата необходимо сдать более десятка экзаменов.Серьезные трудности у российских бухгалтеров в получении сертификатов АССА связаны с недостаточным владением иностранным языком и ограниченностью финансовых возможностей.

В результате только единицы российских бухгалтеров прошли все испытания и именуются АССА, СРА, СА. Подавляющее большинство, пройдя обучение по продукту АССА, получают диплом по международным стандартам финансовой отчетности (DiplFRS). Единственная русскоязычная программа, имеющая международный статус – это CIPA (Certified International Professional Accoutant — сертифицированный международный профессиональный бухгалтер). Несмотря на международный статус, она является и российской, поскольку носителями ее являются семь ведущих профессиональных организаций, входящих в Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, объединяющий 24 ассоциации из 9 стран СНГ. Отметим, что стоимость обучения на этой программе, существенно ниже стоимости других.

В России с 1999 года началась подготовка и сертификация за рубежом экспертов международной категории А1, что необходимо для формирования национального института независимых экспертов, способных самостоятельно решать задачи гармонизации СМК в соответствии с требованиями ISO 9001, 19001 и технических регламентов.

Завершается обучение вручением сертификатов, подтверждающих компетентность персонала в соответствии со стандартом ISO 17024 (с аккредитацией в странах ЕС и Швейцарии).

Учитывая глобальные тенденции, необходимо создание российской инфраструктуры подготовки сертифицированных специалистов. Для функционирования системы сертификации банкиров предлагается разработать целый ряд регламентирующих документов:

– положение о профессиональной сертификации специалистов банков (с определением цели, задач, ожидаемых результатов);

– технический регламент сертификации, включающий правила, процедуры, сроки и периодичность сертификации, основания для проведения сертификации, условия сертификации (матрицы компетенций, квалификационные требования к специалистам, стандарты и правилах контроля);

– требования к претендентам (наличие диплома о высшем образовании, профессиональные сертификаты в финансовой сфере, публикации в профессиональных изданиях по направлению деятельности);

– требования к учебно-методическому сопровождению и организационно-техническому обеспечению (наличие каталога программ обучения;

– программы сертификационных экзаменов, оценочных инструментов: тестов, критериев отбора экзаменаторов и лиц, ответственных за организацию и проведение сертификации).


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:25