Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2012

Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт

Гибадуллин Марат Зуфарович, канд. экон. наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия

Артамонычева Айгуль Рустамовна, канд. экон. наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия

Business and Islam: Russian Historical Experience - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 127

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности предпринимательской деятельности среди мусульманских народов России в Х1Х − начале ХХ вв., показано влияние религиозно-этических установок ислама на формирование предпринимательской модели поведения у российских мусульман.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Гибадуллин М.З., Артамонычева А.Р. Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 178-182.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Ислам является одной из мировых религий. В России численность народов, исторически исповедующих ислам, «этнических мусульман», по определению В.Я. Белокреницкого, составляла, к началу ХХI в. 14,5 млн человек [1]. С учетом того сегмента, какой занимают мусульмане на этно-конфессиональном ландшафте России, изучение вопросов, связанных с историей и культурой мусульманских народов России и их вклада в экономическое, духовное, научное и политическое развитие страны представляет несомненный интерес. Сказанное относится и к такому институту рыночной экономики, как предпринимательство.

В исламе сложилось особое отношение к предпринимателю и предпринимательской деятельности. То, что для запанного мировоззрения представляется, как «вечный дух», свойственный человеческой природе, для мусульманского Востока выступает, как несоответствующее общественным устоям явление. Как отмечают многие исследователи исламской экономической модели, предпринимательство в странах распространения традиционного ислама не получило широкого развития. В Коране сказано: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них, и Он мощен над всякой вещью». На этом основании правоведами и политическими деятелями ставится вопрос, если не о запрете частной собственности, то о ее существенном ограничении.

Важной особенностью исламской доктрины является то, что она мотивирует своих приверженцев к благоприобретению путем личного трудового участия, в противовес отношениям найма, характерным для капиталистической экономики. Поэтому, в странах мусульманского мира не могло сложиться предпосылок для формирования капиталистической системы хозяйствования и капиталистического предпринимательства.

Мусульманское купечество в XIX веке

В условиях жесткого ограничения свободы самовыражения и свободы к действию проявление личностью частной инициативы и предприимчивости и становилось практически невозможным. Но в России, в отличие от стран мусульманского мира, ислам на протяжении многих веков тесно взаимодействовал с другими религиями и культурами. Не связанные жестким контролем со стороны духовенства правоверные Российской империи были свободны в реализации своей частной инициативы, а потому инновационность мышления и креативные подходы к организации бизнеса были свойственны предпринимателям-мусульманам в той же степени, в какой они присущи предпринимательскому типу поведения в целом.

Больших успехов представители делового мира из числа мусульман достигли в сфере торговли и торгового посредничества.

Распространению коммерческого предпринимательства среди верующих ислама в немалой степени способствовало и то, что торговля признавалась в исламе одним из одобряемых Всевышним видов экономической активности. В Коране говорится: «Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил» (2:275). Священная книга мусульман наставляет «Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4:29). [2]

О широком распространении коммерческой деятельности в среде мусульман России накануне и в первые пореформенные годы свидетельствует пополнение рядов гильдейского купечества. Так, если в 1801 году в Казани к гильдейскому купечеству было причислено 32 мусульманские семьи, в 1809 − 35, то в 1860 году в купеческие гильдии города было записано уже 72 семейства.

В Симбирской губернии в 1868 г. из 476 лиц купеческого звания 35 (или 7%) представляли магометанское население края.

С 1810 г. купцы-мусульмане появляются в составе Касимовского купечества. К 30-м годам столетия в составе местного купечества числилось уже 16 мусульманских семей (27,5%), а к 1850 г. 24 семьи (21,8%) [3].

Сильные позиции в середине Х1Х в. занимали мусульмане в составе Сибирского купечества. В 1830 г. купеческие списки региона насчитывали 15 мусульманских семей (3,1%), в 1840г. 61 семейство (8,7%), в 1850г. 92 семейства (9,0%), а в 1854 г. 112 семейств (9,7%) [4].

К исходу столетия наиболее сильные позиции мусульманское купечество имело в Оренбургской, Казанской, Уфимской и Симбирской губерниях, где оно составляло значительную часть местного «третьего сословия».

Помимо торговли, предприниматели-мусульмане инвестируют значительные капиталы в сферу промышленного производства. В1849 году удачливый купец С. Акчурин построил в селе Старое Тимошкино Симбирской губернии свою первую фабрику. В 50-х годах Х1Х века суконные фабрики в Саратовской губернии открыли промышленники Дебердеевы.

Наряду с традиционными для мусульман производствами осваивались новые отрасли промышленности: стекольная, нефтеперерабатывающая, химическая, металлообрабатывающая и другие. В стекольной промышленности больших успехов удалось добиться известному в деловых кругах купцу А.Я. Сайдашеву, в нефтепеработке предпринимателям Рахматуллину и Субаеву, в золотодобывающей промышленности купцам братьям Рамеевым.

Первые в России мусульманские акционерные общества и торгово-промышленные товарищества

В конце Х1Х в. представители мусульманской буржуазии России учреждают акционерные компании. Первым из них стало «Товарищество Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных», учрежденное Т. Акчуриным и Я. Акчуриным в декабре 1891 г. Уставный капитал общества определялся в размере 300 тыс. руб. и был разделен на 300 паев номинальной стоимостью 1 тыс. рублей.

В 1894 году казанский предприниматель, купец первой гильдии А.Я. Сайдашев учредил в Казани торгово-промышленное товарищество на паях «А. Сайдашев с сыновьями». Его основной капитал определялся в 500 тыс. рублей и был разделен на 500 паев по 1000 рублей каждый. Целью товарищества объявлялось развитие стекольного производства и чайной торговли в Казани и других городах империи.

В 1895 году в Симбирской губернии возникло «Торгово-промышленное товарищество Т. Акчурина». Его совладельцами являлись Т. Акчурин, Я. Акчурин и Х. Акчурин. Основной капитал фирмы составил один миллион рублей, но впоследствии он был увеличен в 2 раза.

Еще одно акционерное общество было образовано в 1897 году в Саратовской губернии крупными местными предпринимателями из мусульман − братьями Дибердиевыми. Его капитал составлял 500 тысяч рублей и был разделен в основном между самими учредителями.

С 1912 года в Симбирской губернии развернуло активную промышленную деятельность «Товарищество Тепловской суконной мануфактуры А. Агишева» (село Теплый стан Сызраньский уезд Симбирской губ.) с основным капиталом 400 тыс. рублей.

Одной из проблем развития мусульманского предпринимательства в России Х1Х − нач. ХХ в. стало отсутствие собственных банков, поскольку в соответствии с законами Шариата в мусульманском мире запрещалось взимание процента с кредита (риба). В Коране недвусмысленно указано на то, что получение риба недозволенно Всевышнем: «Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника!». (2:277−276); «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением». (2: 277−276). Коран призывает: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось от роста, если вы верующие». (2: 278) [2].

Проблема банков обсуждалась на страницах татарской экономической литературы [5]. Наиболее дальновидные представители мусульманского бизнес-сообщества активно участвовал в работе региональных банков.

Мусульманская благотворительность

Мусульмане-предприниматели дореволюционной России помимо бизнеса принимали активное участие в благотворительной деятельности.

На протяжении многих веков наиболее значимым институтом мусульманской благотворительности и филантропии было добровольное пожертвование имущества в форме благотворительного фонда (вакфа [1]).

В России такие фонды стали учреждаться крупными предпринимателями из числа мусульман в ХIХ – нач. ХХв. В Казани самым известным вакфным учреждением стал мусульманский детский приют, открытый Юнусовыми. Он открыл свои действия 6 февраля 1845 г. Воспитанники приюта обеспечивались бесплатным трехразовым питанием, одеждой и обувью. Помимо этого, дети получали медицинское обслуживание (при приюте имелась небольшая больница), начальное образование.

Мусульманский приют действовал на принципах автономии и самофинансирования. Источником его существования являлся дом с каменными лавками, который Юнусовы передали учрежденному ими заведению с тем, чтобы и после их кончины оно продолжало функционировать и не закрылось от недостатка средств. Ежегодный доход от сдачи этих помещений в аренду колебался от 1400 до 1800 рублей.

Стремление к личному обогащению и наживе, рационализм в хозяйственно-экономической деятельности для предпринимателей-мусульман был свойственен, в той же мере, в какой он свойственен предпринимательскому сообществу в целом. Вместе с тем, истинные последователи ислама из среды предпринимательского корпуса никогда не забывали об интересах социально-экономического, духовного и политического возрождения мусульманской общины. Многие представители мусульманского делового мира, добившись коммерческого успеха в сфере бизнеса, затем переориентировали свои духовно-нравственные и физические силы на социально значимые направления общественного существования. Последнее (перед революцией 1917 г.) поколение предпринимателей-мусульман проявило высокую степень социальной ответственности, прежде всего перед своими единоверцами, выступив в роли носителей прогрессивных идей, популяризаторов образования и науки, среди мусульманских народов.



[1] Вакф (араб. – остановка, приостановление, удержание) – институт мусульманского права, означающий имущество, изъятое из оборота и предназначенное для использования, как правило, на благотворительные цели и для оказания материальной помощи, а также в интересах поддержки ислама. – Прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Белокреницкий В.Я. Россия и исламский мир: политико-демографические тренды // Полития. – 2007. − № 4. − С.104−120.
2. Коран / Пер.с араб. Акад. И.Ю. Крачковского. – М., 1990. – 512 с.
3. Филиппов Д.Ю. Купеческое сообщество города Касимова конца ХУIII – начала ХХ в. // Рязанская старина. Вып.1. – М., 2003.
4. Разгон В.Н. Сибирское купечество в XVIII – первой половине Х1Хв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.history.asu.ru.
5. Газизуллин Ф.Г. Дорогой к правде. (Социально-экономические интересы классов и татарская экономическая литература 1880−1917 гг.) – Казань: Тат.книгиздат, 1979. – 272 с.