Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2002

Риск-менеджмент как дополнительный фактор обеспечения эффективности деятельности государственных бюджетных организаций

Кирикова Ольга Алексеевна, кафедра общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
В обеспечении выполнения государственными бюджетными организациями и учреждениями своих задач и функций принципиально важным является дальнейшее реформирование их работы, направленное на формирование системы эффективного управления государственными активами.
Цитировать публикацию:
Кирикова О.А. Риск-менеджмент как дополнительный фактор обеспечения эффективности деятельности государственных бюджетных организаций // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 37-42.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В обеспечении выполнения государственными бюджетными организациями и учреждениями своих задач и функций принципиально важным является дальнейшее реформирование их работы, направленное на формирование системы эффективного управления государственными активами.

Условия сокращения бюджетных расходов диктуют необходимость учета в работе государственных бюджетных организаций и учреждений дополнительных мер по мобилизации финансовых ресурсов, направляемых на компенсацию возможного снижения уровня бюджетного финансирования и увеличения доходов от эффективного использования государственных активов данных организаций. Достижение роста доходов от использования государственных активов, их оптимизации по составу и объемам неотделимы от постоянного мониторинга (наблюдения ‑ ред.) финансово-хозяйственной деятельности данных организаций и непременного анализа его результатов в аспекте риск-управления или риск-менеджмента.

Каждая бюджетная организация в своей деятельности постоянно решает проблемы связанные:

‑ с определением состава, состояния, оснащенности и обеспеченности объектов государственной собственности;

‑ с соответствием нормативно-правовой базы государственных бюджетных организаций постоянно меняющейся экономической ситуации в стране;

‑ с государственным и межведомственным характером, влияющим на качество выполнения государственных задач и функций конкретных организаций;

‑ с текущим и капитальным ремонтом объектов государственной собственности;

‑ с бюджетным финансированием, поиском дополнительных источников финансирования и внутренних резервов на содержание объектов государственной собственности и т.д.

Поэтому реализация своих государственных задач и функций государственными бюджетными организациями и учреждениями на сегодняшний день в России, неотделима от проблем, которые создают и расширяют зоны системных и несистемных рисков в деятельности таких организаций.

Деятельность риск-менеджера в государственных бюджетных организациях как раз предполагает выполнение работы, направленной на решение главной задачи – выбора из альтернативных возможностей оптимального варианта управленческого решения с непременным учетом приоритетности обеспечения государственных задач и функций, стоящих перед данными организациями. Сбор информации о максимально возможных областях рисков, ее анализ, разработка и осуществление планов мероприятий, конкретных дополнительных мер, планов превентивных мероприятий, направленных на защиту от рисков государственных активов бюджетных предприятий на сегодняшний день являются непременным условием безубыточной и эффективной парадигмы деятельности.

Внедрение организационной структуры риск-управления в классическую структуру бюджетных организаций и учреждений является уже не просто модной тенденцией, а требованием времени, поэтому задачу учета рисков в текущей работе данных организаций невозможно решить без популяризации концепции риск-менеджмента среди  сотрудников бюджетной сферы. В данных условиях руководители высшего и среднего звена должны также осознать и принять необходимость непременного учета аспектов риск-управления при выработке своих управленческих решений.

В отличие от коммерческих организаций, где приемлемый уровень риска, как правило, высок за счет предпринимательской свободы действий, деятельность государственных бюджетных организаций и учреждений строго регламентирована как государственными, так и ведомственными нормативными правовыми актами и оценка приемлемого уровня риска носит специфичный характер. Современный руководитель бюджетной организации должен четко представлять, что приемлемый уровень риска при принятии управленческих решений четко ограничен рамками действия государственных и ведомственных нормативных актов, нарушение требований которых сопряжено с его личной ответственностью.

Комплексную разработку и осуществление мер по предварительному и текущему контролю деятельности предприятия, по предотвращению нарушений бюджетного законодательства, неэкономного расходования средств на оплату завышенных объемов стоимости работ и услуг, приобретения товарно-материальных ценностей по завышенным ценам, не положенных по нормативным документам добавочных и компенсационных выплат сотрудникам государственных бюджетных организаций и учреждений. Инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженностей за отпущенные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и т.д. важно проводить с учетом всех специфических аспектов и использованием методов риск-менеджмента, которые позволят выявить, оценить и учесть в процессе управления максимальное количество неблагоприятных факторов финансово-хозяйственной деятельности.

Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и уточнение состава затрат, разрешенных к включению в себестоимость продукции, создало условия для оптимальной реструктуризации максимального количества рисков не только с помощью методов их сохранения и снижения, но и путем передачи, т.е. страхования. Так налогоплательщики имеют право уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов, к которым теперь, помимо прочих, относятся и расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, включающее страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества:

‑ добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;

‑ добровольное страхование грузов;

‑ добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

‑ добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

‑ добровольное страхование товарно-материальных запасов;

‑ добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

‑ добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

‑ добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством Российской Федерации либо является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Расходы по обязательным видам страхования, установленные законодательством Российской Федерации, включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Страхование как главный инструмент финансового обеспечения рисков перестало быть недоступным для государственных бюджетных организаций и учреждений после отмены ряда жестких ограничений, которые еще недавно надо было учитывать при  составлении и исполнении смет-расходов бюджетных и внебюджетных средств данных организаций.

Однако тотальное страхование, сострахование и перестрахование ‑ не панацея от возможных ущербов и убытков в деятельности рассматриваемых предприятий. Одного этого источника инвестиций явно недостаточно для развития их инфраструктуры. На наш взгляд, основные финансовые средства должны быть направлены не на выплату страховых премий с последующим включением их в состав внебюджетных затрат для получения преференций по налогообложению, а сосредоточены на проведении превентивных мероприятий.

Проведение превентивных мероприятий должно осуществляться не под надзором страховых компаний и не за счет страховых взносов. Основные финансовые активы должны быть сосредоточены не на заключении договоров страхования и выплате страховых премий, а на заключении напрямую различных договоров, направленных на предупреждение и снижение возможных факторов риска во всех областях деятельности государственных бюджетных организаций. Полагаем, что заключение подобных договоров должно являться основной деятельностью организационной структуры риск-менеджмента в государственных бюджетных организациях и учреждениях. Основную массу договоров страхования следует заключать только при условии невозможности снижения факторов риска путем проведения превентивных мероприятий.

При организации процедуры страхования государственными бюджетными организациями следует учитывать законодательное требование заключения договоров на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, т.е. потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Соответственно государственными бюджетными организациями должен производиться конкурсный отбор страховщиков для заключения с ними договоров страхования и перестрахования рисков с целью выбора страховой организации или организаций способных на основе опыта работы, профессиональной квалификации сотрудников, деловой репутации, масштабов страховой деятельности и капитала, спектра предлагаемых страховых продуктов, надежности и финансовой устойчивости обеспечить надежность процедуры принятия рисков государственной бюджетной организации. Следует отметить, что для некоторых ведомственных структур важна также реализация требования к страховой организации, состоящего в наличии лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну.     

При управлении рисками путем их передачи  в страхование важно учитывать и ряд финансовых аспектов. Так по возможности заключение договоров добровольного страхования должно осуществляться за счет привлеченных средств. Если организации и учреждения имеют доходы от внебюджетной деятельности, то при условии наличия достаточных средств от данной деятельности заключение договоров страхования должно осуществляться за счет внебюджетных средств с учетом налоговых преференций. Если заключение договоров страхования является экономически обоснованным, а  финансирование невозможно осуществить из вышеупомянутых источников, то только в этом случае финансовое обеспечение страхования должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований.     


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241