Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2012

Принципы успешности инновационных высокотехнологичных кластеров

Завьялов Дмитрий Вадимович, канд. экон. наук, ассистент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Завьялова Надежда Борисовна, канд. тех. наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Principles of Success for Innovative Hi-Tech Clusters - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 83

Аннотация:
Развитие кластеров как одного из путей модернизации экономики – актуальная задача, востребованная реалиями времени. В статье рассматриваются условия создания высокотехнологичных промышленных кластеров и факторы успеха в этой деятельности.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Принципы успешности инновационных высокотехнологичных кластеров // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 17-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современные процессы экономического развития стран, регионов, организаций характеризуются рядом особенностей, к числу которых можно отнести ускорение глобализации и обострение конкурентной борьбы. Очевидно, что успех хозяйственной деятельности в этих условиях определяется не только оптимизацией внутренних ресурсов компаний, но и значительной степенью влияния факторов внешнего воздействия. В этих условиях реализация кластерного подхода, обеспечивающего развитие географически сконцентрированных предприятий, оказывается эффективной и востребованной.

Принципы успешности кластеров и инновационных проектов

Различного рода объединения хозяйствующих субъектов происходили и раньше. Еще в начале XX в. выдающимся ученым советского периода Колосовским Н.Н. была разработана теория экономического районирования и принципы формирования региональных комплексов [1]. При наличии сходных признаков между ТНК и кластерами, эти экономические образования имеют определенные различия. Одним из них является цель создания объединений. Если ТНК ориентированы на эффективное использование ресурсов регионов (природных и человеческих), то задачей кластерных образований является создание конкурентоспособной продукции. Отличительными признаками кластерных структур является также степень концентрации, уровень неравномерности распределения хозяйствующих субъектов, ориентация на внешний межрегиональный и международный рынок, на производство инновационной продукции и развитие инновационных технологий [2].

Наиболее ярким примером образования кластерных структур может служить «Силиконовая долина» в США. Сегодня активно предпринимаются попытки создания технопарков и инновационных кластеров, аналогичных «Силиконовой долине», в основе которых лежит предположение, что обеспечение проектов притоком финансовых средств, землей, зданиями и инфраструктурой позволяет добиться рождения инноваций. Однако создание инновационных продуктов работает по несколько иным принципам.

Во-первых, создание успешного инновационного проекта в рамках компании, региона или государства, требует участия мотивированных людей, обладающих необходимым уровнем знаний и умений и, самое главное, готовых идти на определенный риск, связанный с предпринимательской деятельностью.

Во-вторых, современные технологии – это сложная, быстро развивающаяся система. Применение новых средств коммуникации для взаимодействия в этом случае ограничено, поскольку итоговый результат работы сильно зависит от промежуточных действий и полученных промежуточных результатов, и успех проектов определяется возможностью естественного процесса обмена информацией. Географическая близость очень важна и с точки зрения временных преимуществ. В экономике, где знания и информация являются источниками инноваций, разработчики, ученые и предприниматели должны работать в непосредственной близости друг от друга, чтобы преодолев коммуникативные и временные барьеры, оказаться первыми на изменчивом рынке высоких технологий.

В-третьих, создание кластера – это еще и механизм продвижения создаваемых инноваций на конкурентный рынок.

Составляющие успеха «Силиконовой долины»

Для понимания того, почему «Силиконовая Долина» имела успех, полезно сравнить ее с проектом «Трасса 128». «Трасса 128» – это проект, находящийся возле Бостона и географически ограниченный 65 мильной автострадой, проходящей вокруг Бостона и Кэмбриджа. «Трасса 128» имела много общего с «Силиконовой Долиной», но развивалась в области электроники с акцентом на промышленном производстве. К середине 80-х годов «Силиконовая Долина» и «Трасса 128» были очень похожи друг на друга. В их состав входили крупные и средние компании, университеты с мировым именем, венчурные фонды, военные заказчики, финансируемые из бюджета. Шансы на успех у проекта «Трасса 128» были достаточно велики, поскольку этот кластер был промышленно ориентирован, находился ближе к исследовательским центрам крупных корпораций (например, General Electric) и активно сотрудничал с университетами с миром именем (Гарвард, Йель, Браун, Амнерст Колледж). Несмотря на это, большинство людей сегодня даже не вспомнят, где находится «Трасса 128». Этот проект, по причине медленной сменяемости промышленных технологий, проиграл гонку «Силиконовой Долине», которая развивалась более динамично и опиралась на человеческий фактор. Люди, которые стремились к чему-то новому, не боялись менять места работы, обменивались друг с другом информацией и без опаски брали на себя дополнительные предпринимательские риски, создавали все новые и новые компании, стали основой успеха «Силиконовой Долины».

Сегодня основным правилом «Силиконовой Долины» можно назвать «разнообразие», причем не только с точки зрения диверсификации готовых продуктов, но и людей, привносящих свой вклад в деятельность региона. Регион производит компьютерные чипы, компьютерное оборудование, программные продукты, поисковые системы, социальные медиа-продукты, эко-технологии. Одновременно с этим, 52% основателей всех стартапов «Силиконовой долины» являются выходцами из других стран. Иммигранты из Индии, Тайваня, России, многих других стран налаживают информационный и технологический обмен не только с коллегами в самом регионе, но и с компаниями и предпринимателями у себя на родине.

Не следует забывать и о такой важной составляющей успеха «Силиконовой долины» как традиции предпринимательства. Именно наличие традиций предпринимательства, которые «Силиконовая долина» накапливала более 80 лет, не хватает многим современным кластерам. Люди, впервые попадающие в «Силиконовую долину», удивляются, почему владельцы крупных и финансово успешных компаний, давно сколотивших миллиардные состояния, продолжают ходить на работу? Ответ прост: они все еще хотят быть составляющей тех инновационных процессов, которые происходят здесь каждый день. Они хотят быть вмести с теми, кто делает «следующий шаг» на пути новых разработок, открытий, предпринимательских начинаний. Старые поколения, населяющие «Силиконовую долину», передают свой опыт, знания, финансы (в виде венчурных фондов) новым поколения предпринимателей, которые делают еще только первые шаги в бизнесе.

Человеческий фактор, который решает все

Самый главный вывод заключается в том, что концентрироваться нужно не на инфраструктуре, а на людях. Им нужно предоставить возможности для социального и технологического общения друг с другом, помогая преодолевать препятствия. Именно это станет залогом появления инноваций и развития кластера.

Для развития предпринимательства в области инновационных товаров и технологий очень важно работать над предотвращением негативных моральных последствий провала в бизнесе. Именно страх провала является одним из сильнейших демотиваторов начинающего предпринимателя. Высокие риски в инновационных проектах неизбежны, и эта идея должна открыто звучать везде, начиная от учебных заведений, заканчивая выступлениями политических лидеров.

Предпринимательство должно преподаваться не только студентам, но и также и работающим специалистам – людям обладающим опытом работы. Именно люди с опытом работы могут обладать инновационными идеями для создания новых технологий. Зачастую они морально готовы уйти от работодателя для создания собственной компании, но не обладают достаточными теоретическими знаниями, чтобы открыть собственное дело.

Важным является привлечение иностранных специалистов. Опыт «Силиконовой Долины» показал, что их участие достаточно весомо в формировании разнообразия и рождении новых идей. Еще один пример – это программа поддержки предпринимательства в Чили: правительство предлагает 40 000$ и Визу любому иностранному предпринимателю, готовому открыть свое дело в стране.

Обучение молодежи основам предпринимательства, хотя и не является обязательным условием создания технологических и инновационных прорывов, тем не менее, поможет создать новое поколение предпринимателей для дальнейшего развития экономики страны. Необходимо обеспечить прямую связь между вузами и предпринимателями, поскольку только так можно сократить путь от научных исследований до коммерциализации идей.

Существенным является государственное финансовое поощрение научно-исследовательских центров и вузов, чьи разработки нашли успешное коммерческое применение: помогли создать новые продукты, технологии, компании, рабочие места. В оценку научно-исследовательской деятельности кроме принятых показателей (количество опубликованных работ, размер полученных грантов, участие в научных конференциях), должен войти показатель, характеризующий фактически полученный результат от внедрения исследований.

Заключение

Ничто не мешает создать в России собственную «Силиконовую долину». Точно так же, как ничто не может встать на пути инноваций и технического прогресса. Однако для того, чтобы проекты по созданию высокотехнологичных кластеров были успешными, необходимо инвестировать не в недвижимость, а в людей.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования / Н. Н. Колосовский. – М.: Мысль , 1969. – 335 с.
2. Сборник материалов к межрегиональной конференции «Предпринимательство в промышленности: пути развития. Мероприятия государственной поддержки совместных (кластерных) проектов МСП» 02.12.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.promcluster.ru/images/UPLOAD/sbornik_2010.pdf.