Форсайт – прогнозируемое будущее экономического развития

Авдеева Е.С., Денисов Д.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Авдеева Е.С., Денисов Д.Д. Форсайт – прогнозируемое будущее экономического развития // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 4-10.

Аннотация:
В статье рассмотрены методические положения по формированию стратегических приоритетов развития на макроуровне. Анализируется использование технологии форсайт, как основного механизма увязки стратегических ориентиров государства, бизнеса и научных центров.

Ключевые слова: управление, стратегия, макроэкономика, метод форсайта, технологическая платформа

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Форсайт позволяет формировать долгосрочное планирование, однако не дает четких, конкретных результатов действия. Усложнение социально-экономической жизни привело к тому, что прогнозировать события в условиях потока инноваций стало практически невозможно, так как требуются методы, основанные на экспертных оценках, человеческом потенциале, инновационном развитии, требующие интуитивного озарения. Классическое стратегическое планирование также не является целесообразным, в силу того что чрезвычайно велики затраты на исследования и в условиях глобального разделения труда, отдельной стране они не под силу. Традиционное прогнозирование дает все менее удачные результаты, а ортодоксальное планирование вызывает отторжение как на макро-, так и на микроуровне экономической системы. Все это создает методологическую путаницу, ненужную борьбу мнений, требует разумной гармонизации. Именно поэтому в последнее время как в экономической, так и в социальной областях велика популярность футурологических прогнозов, имеющих апокалиптический характер, но не влияющих на будущее. Это пассивный вариант развития событий: либо футуролог угадывает будущее и его предсказания сбываются, либо нет. Однако требуются более точные прогнозы, основанные на реальных возможностях и с большей вероятностью влияния на будущее. Поэтому необходимо использовать именно методологию форсайт как один из методов разработки стратегии на макроуровне на базе инновационного развития экономики.

Популярность групповых методов принятия решений

По определению Бена Мартина [1], форсайт представляет собой «процесс, связанный с систематической попыткой заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые, вероятно, могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды».

Форсайт дает возможность собрать необходимую для принятия решений информацию о состоянии и направлениях финансируемых государством НИОКР; создать новую культуру взаимодействия между учеными и бизнесом; определить ресурсы, необходимые для достижения поставленных задач. Отличительная особенность нового подхода — определение не конкретных технологий, а направлений развития, многовариантность сценариев, непрерывность этапов программы Форсайт по времени.

Форсайт-технология делает еще один важный шаг вперед, переходя к предвидению на основе коллективной интуиции. Здесь уже задействуется интуиция не одного человека, а многих людей. Причем эффективность интуиции повышается за счет сужения области предсказаний только профессиональной областью экспертов, где их интуитивные способности принимают направленное действие и могут дать максимальный результат. При этом для выхода на интегральную и непротиворечивую картину результаты опросов экспертов обрабатываются по различным методикам. Кроме того, сами методики опросов также требуют учета многих обстоятельств. Тем самым форсайт предполагает определенный уровень креативности и мастерства со стороны его разработчиков и организаторов. Популярность групповых методов принятия решений чрезвычайно высока в настоящее время. Причем это можно наблюдать как на макроуровне, что проявляется в огромном количестве интеграционных группировок и объединений государств, ТНК и др., которые совместно принимают решения относительно будущего развития конкретных стран, территорий. Также растет роль групповых решений на мезоуровне – уровне предприятий, в которых большую роль играет коллегиальный уровень – совет директоров. Даже на микроуровне – уровне отдельной личности наблюдается стремление к объединению, коллегиальности при принятии решений в особо значимых сферах. Это происходит в связи с такими факторами, как глобализация, интернационализация и разделение труда.

Основная функция форсайта в России

Именно форсайт позволит нашей стране сконцентрировать свои усилия на потенциально конкурентоспособных отраслях, которые смогут стать лидерами в экономике и осуществить прорыв в развитии России. Все остальные отрасли будут развиваться постепенно, используя денежные вливания и рост отраслей доноров. Причем форсайт – это не единовременный шаг по определению стратегических приоритетов развития различных отраслей, а постоянный мониторинг технологического, человеческого и др. потенциала отраслей.

В процессе проведения форсайта должны быть сформированы дорожные карты – логистические маршруты, по которым будет достигаться намеченная конечная цель. Дорожные карты могут быть следующих видов:

– продуктовые – формирования запланированного уровня качества рассматриваемого продукта;

– технологические – формируют качественно новую технологию созданию конецной продукции;

– проблемно-ориентированные – качественно более сложный вид дорожной карты, при которой формируется абсолютно новое мировоззрение и мировосприятие отдельных сфер деятельности, происходит революционный скачок (см. рис.). Последний вид дорожных карт предполагает такой качественный прыжок в развитии, при котором технологическая составляющая рассматривается как один из многих этапов. К подобным скачкам в развитии можно отнести: замену гужевого транспорта автомобильным, введение в эксплуатацию летательных аппаратов и др.

Основная функция форсайта в России – это «создание площадки для диалога» между различными субъектами политики и формирование партнерства между государственным и частным сектором. При этом основная задача – наращивание взимосвязей и формирование партнерства между государством и частным сектором, с одной стороны, и неправительственными организациями, с другой.

Рис. Основные этапы принятия решений методом Форсайт

image 1

Ключевые элементы нового механизма прогнозирования

Однако методика форсайт – это не только технологическое видение отдельных отраслей народного хозяйства в будущем, но и формирование общенациональной культурной среды стратегического развития, то есть стратегической культуры управления на макроуровне. Именно оно позволит сформировать согласованное видение перспектив инновационного развития у крупнейших агентов рынка, которые и определяют инновационную, технологическую, социально-экономическую среду и политику. Она позволяет направлять и фокусировать деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей, в единое русло, и, соответственно влиять на постановку целей и задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего.

Таким образом, новый механизм прогнозирования содержит четыре ключевых элемента: 1) форсайт является процессом систематическим;

2) центральное место в этом процессе занимают научно-технические направления (а не конкретные технологии);

3) временной горизонт должен превышать горизонт делового планирования [2];

4) приоритеты рассматриваются с точки зрения их влияния на социально-экономическое развитие страны.

Форсайт исходит из того, что существует множество вариантов возможного будущего, и то будущее, которое действительно наступит, во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. Поэтому большое внимание должно уделяться даже не получению различных прогнозных материалов, но достижению консенсуса в обществе по важнейшим стратегическим направлениям развития между всеми основными «игроками» путем организации систематического диалога в той или иной форме.

Важным элементом методики форсайт является изучение/мониторинг / сканирование внешней среды. Термин «сканирование внешней среды» был предложен в 1967 году Фрэнсисом Агиларом [3]. Сканирование и мониторинг внешней информации − это этап в исследовании перспектив развития, который предшествует другим исследованиям будущего, а следовательно, предшествует использованию других методов форсайта.

Повышаем восприимчивость российского бизнеса к отечественным инновациям

Предложенная методика позволит преодолеть основную проблему российского бизнеса – его слабую восприимчивость к отечественным инновациям. Как уже отмечалось выше, любой бизнес нацелен на инновации, так как это позволяет получить конкурентное преимущество на рынке и российский бизнес не исключение. Однако большая его проблема в том, что российские люди исторически за годы перестройки привыкли считать, что импортное – значит лучшее. И в связи с этим были нарушены связи бизнес- отечественная наука. Именно поэтому российская экономика начала развиваться, используя стратегию импортоориентирования, то есть полнейшего заимствования технологий и инноваций.

Более того, государство, попытавшееся взять на себя роль координатора этой связки завершило ее деструкцию, так как в большей степени стало выполнять роль координатора финансовых потоков и стало ненужным обременением, а не связующим звеном. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую», либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки.


Источники:

1. Ben R. Martin. Technology Foresight in a Rapidly Globalizing Economy. − SPRU − Science and technology Policy research. University of Sussex. 1995.
2. Гретченко А.И. Деловое планирование – системообразующий элемент формирования регулируемого рынка / В сб. на учных трудов ВГНА, Министерства финансов России. − М.: ВГНА, 2006.
3. Aguilar F.J. Scanning the Business Environment. Macmillan Co, 1967.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 07:58:25