Уровень налогов как важнейший аспект национальной конкурентоспособности

Ишханов А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ишханов А.В. Уровень налогов как важнейший аспект национальной конкурентоспособности // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 15-21.

Аннотация:
Одним из основных факторов развития мирового производства в глобальной экономике являются международные инвестиции. Для ускоренного развития национальных хозяйств, как правило, не хватает внутренних источников, поэтому правительства многих государств стараются перенаправить в свою страну транснациональные финансовые потоки и, в первую очередь, прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Касательно портфельных инвестиций нужно отметить, что они обычно используются для спекулятивных целей и значительный их объем при определенных обстоятельствах может привести к локальному финансовому кризису. Далее по цепи взаимосвязанных экономик он может быть распространен на другие страны, принять международный характер и, как следствие, ухудшить финансовое положение всего региона, как это было в 1997/98 гг. в Юго-Восточной Азии. При этом в статье платежного баланса “Прочие инвестиции” все больший удельный вес начинают составлять “грязные деньги”.

Ключевые слова: налоги, национальная конкурентоспособность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одним из основных факторов развития мирового производства в глобальной экономике являются международные инвестиции. Для ускоренного развития национальных хозяйств, как правило, не хватает внутренних источников, поэтому правительства многих государств стараются перенаправить в свою страну транснациональные финансовые потоки и, в первую очередь, прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Касательно портфельных инвестиций нужно отметить, что они обычно используются для спекулятивных целей и значительный их объем при определенных обстоятельствах может привести к локальному финансовому кризису. Далее по цепи взаимосвязанных экономик он может быть распространен на другие страны, принять международный характер и, как следствие, ухудшить финансовое положение всего региона, как это было в 1997/98 гг. в Юго-Восточной Азии. При этом в статье платежного баланса “Прочие инвестиции” все больший удельный вес начинают составлять “грязные деньги”

Роль инвестиций в глобальной экономике.

Среди основных реципиентов финансовых вливаний количество развивающихся стран возросло с 7 в 1985 году до 24 в 2000 году или в 3,43 раза. Из 141 государства, представленных в ежегодном мировом инвестиционном отчете [1], 37 развивающихся стран получили инвестиций более 100 долларов США на душу населения или более 100 млн. долларов США каждая. В то же время в 1987 году эти числа были ничтожно малы.

ПИИ стимулируют расширение товарообменных операций. В свою очередь увеличение объемов мировой торговли способствует миграции транснационального капитала, оседающего в виде ПИИ. Взаимовлияние и взаимозависимость этих процессов обусловливается географией интересов и деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и зависит от того, где они производят свои операции и как координируют потоки товаров и услуг между различными странами и регионами. Если ТНК размещают свои производства в материнской стране и экспортируют их на зарубежный рынок, то здесь превалирует торговля.

В настоящее время под влиянием глобализации ТНК все чаще предпочитают вести деятельность за рубежом, осуществляя ПИИ и размещая производство по всему миру. Отечественный рынок при этом заполняется импортом иностранных товаров. Процессы глобализации приводят к тому, что различия между внутренними инвестициями и ПИИ с одной стороны, а также ПИИ и международной торговлей с другой стороны нивелируются. Важнейшим стратегическим вопросом для ТНК становится выбор мест, где государства (территории) предлагают наиболее оптимальные условия для экономической деятельности.

При выборе мест для оптимизации своей деятельности ТНК обычно учитывают следующие факторы:

‑ налоговый климат (уровень налогов, наличие оффшорных зон и зон экономического благоприятствования, наличие достаточного количества конвенций об устранении двойного налогообложения и т.д.);

‑ политический климат;

‑ законодательная поддержка (отсутствие валютного контроля, конфиденциальность, гарантия защиты иностранных инвестиций, минимум бюрократических препонов и т.д.);

‑ близость сырьевой базы и емких рынков сбыта;

‑ наличие подготовленной и дешевой рабочий силы.

Некоторые из перечисленных факторов не являются определяющими, другие легко доводятся до необходимого для инвестиционной привлекательности уровня и только налоговый климат, существенно разнившийся в разных странах и регионах, является сегодня основным, для принятия решения, фактором.

Для расширения и регулирования международных потоков ПИИ заключаются двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС). Они должны продемонстрировать готовность принимающей страны обеспечить иностранным инвесторам принятые в мировой практике государственно-правовые гарантии. В последнее десятилетие число таких соглашений значительно возросло. Если к концу 70-х годов количество ДИС в мире было равно 167, а к концу 80-х годов их число возросло до 386, то в конце 2000 года количество ДИС составило 1941 со 174 участвующими в них странами. Параллельно с ДИС заключаются двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (ДСИДН). Если на 1 января 1998 года в мире насчитывалось 1792 ДСИДН, то через год их было 1873 и на 1 января 2000 года число заключенных ДСИДН достигло 1982 с 88 участвующими в них странами [2].

Координацией политики в отношении ПИИ занимаются и на региональном уровне. В качестве примера здесь можно привести рамочное соглашение об инвестиционной зоне АСЕАН, подписанное в 1998 г. В этом же году была сделана попытка провести переговоры в рамках ОЭСР о заключении Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ). В МСИ предполагалось объединить такие документы ОЭСР как Кодекс либерализации движения капитала и текущих невидимых операций, Декларацию и решения по иностранным инвестициям и ТНК, Решения по национальному режиму, стимулам и ограничениям; Ориентиры для ТНК, Конвенцию по противодействию взяточничеству иностранных официальных лиц и др. ТНК не поддержали МСИ, т.к. в него не были включены вопросы налогообложения и усилены природо- и трудоохранные требования. Кроме того, в настоящее время в мире нарастает движение антиглобалистов, которые выступают против любых новых крупных международных соглашений, унифицирующих национальные системы хозяйственного регулирования и размывающих суверенитеты государств.

Но все эти усилия сводятся “на нет” процессами глобализации. Сегодня конкурентная борьба стала вырываться за национальные границы и все чаще приобретать неуправляемый характер, а государства в целях привлечения инвестиций вынуждены существенно смягчать налоговый климат.

Межстрановая налоговая конкуренция в современных экономических отношениях.

В современном мире одним из самых действенных инструментов для усиления притока иностранного капитала стала жесточайшая межстрановая налоговая конкуренция, выражаемая в основном в создании различных зон экономического благоприятствования, в предоставлении неоправданных налоговых льгот, в глобальном снижении налоговых ставок. Кардинально этот вопрос решается в оффшорных зонах, где налоговые ставки могут быть снижены до нуля или иметь незначительную величину по сравнению с развитыми странами. Поэтому неудивительно, что капитал из России и других стран устремился в зарубежные оффшорные зоны, где он и приобретает статус транснационального.

Глобализация экономики воздействует на описанные процессы как мощнейший катализатор. Общество не успевает адаптироваться к стремительным экономическим трансформациям. Государства не могут, не успевают или не хотят договориться о единой налоговой политике. В результате между странами обострилась борьба за экономические ресурсы и в первую очередь за налоговые поступления в национальные бюджеты. Эта тенденция обусловливает образование очередных и модернизацию уже оффшорных финансовых центров, зон экономического благоприятствования (ЗЭБ), резкому снижению налогов, необоснованному предоставлению льгот и т.д. Указанные процессы все сильнее подстегивают желание государств стать налогопривлекательными путем очередного резкого снижения налогового бремени. Дальнейшее их развитие может привести только к новым виткам налоговой конкуренции, но до бесконечности это продолжаться не может. Данное явление при дальнейшей раскрутке неминуемо приведет к глобальному кризису в мировой экономике с тяжелейшими последствиями.

До 90-х годов каждое государство могло проводить независимую налоговую политику, пытаясь сформировать оптимальную для себя налоговую систему. В настоящее время страны с открытой экономикой вынуждены при разработке своей налоговой системы учитывать изменения в налоговых законодательствах других государств, как правило, связанных с уменьшением налогового бремени на налогоплательщиков. Именно это неоправданное уменьшение налоговых ставок, а в отдельных случаях и полная отмена всех налогов, ведет к проблемам в межстрановых налоговых отношениях. Понятно, что высокоразвитые европейские страны не могут в налоговой конкурентной борьбе противостоять развивающимся, поэтому, как следствие, национальные капиталы выводятся из высоконалоговых материнских стран, превращаясь тем самым в транснациональные со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вслед за капиталами в низконалоговые страны перемещаются и другие ресурсы: современные производства, новейшие технологии, рабочая сила и т.д. Все это обусловливает уменьшение налоговых поступлений и дефициты бюджетов стран – источников капиталов. В частности в европейском регионе в последние годы увеличилась безработица, снизились покупательная способность и уровень потребления. Ответом на эти тенденции явилось движение антиглобалистов, но оно вряд ли может изменить ситуацию к лучшему.

Налоговые потери от перетекания производств могли бы компенсировать повышенные таможенные пошлины на импорт, но при высокой безработице и снижении потребительских возможностях населения такие меры могут только ухудшить социально-политическое положение государства. Кроме того, экономическая политика большинства стран имеет прямо противоположные тенденции. В частности такая международная организация, как ВТО предъявляет к своим членам обязательное условие – минимизацию таможенных пошлин и тарифов, к тому же существует множество схем обходящих уплату таможенных платежей. Некоторое преимущество здесь могут иметь самодостаточные страны, к которым можно отнести и Россию.

Нельзя сказать, что развитые страны идут на поводу развивающихся и только вынуждено снижают налоги. Европейские государства ведут мощное давление на юрисдикции, предоставляющие оффшорные услуги. В результате многие страны стали демонстративно отказываться от оффшорного статуса. Только в 2002 году были ликвидированы такие популярные оффшорные гавани как Кипр, Ирландия, Гибралтар. Но их ликвидацию нельзя рассматривать как отказ от налоговой конкуренции. Так Кипр, отменив льготную ставку 4,25% для оффшорных компаний, радикально снизил ставку налога на прибыль с 42,5% до 10%. В результате единой десятипроцентной ставки Кипр уже не будет считаться оффшорной юрисдикцией, но останется вполне привлекательной низконалоговой территорией. Более того, компании, зарегистрированные на Кипре, могут легко снижать свои налоговые издержки путем использования классических оффшоров, зарегистрированных в других странах.

Как показывает практика, снижения корпоративных налогов, проявляющиеся в последние годы в Европе и России, не остановили процесс утечки капиталов. Это вполне логичное последствие недальновидной экономической политики. Сегодня в мире существует множество территорий с гораздо более высокой инвестиционной привлекательностью, в которых налоги намного ниже или отсутствуют полностью. Мировые экономические центры смещаются в сторону Юго-восточной Азии и Южной Америки. Очевидно, что настал момент, когда для Европы и России требуется принятие срочных радикальных мер, т.к. на возврат капиталов, инвестированных в крупные современные производства за рубежом, понадобится в лучшем случае, несколько десятилетий.

На наш взгляд, единственным способом решения описанной проблемы может стать только полная отмена налогов на производителей и компенсационный перенос недополученных бюджетом налоговых поступлений на потребителей. Только в этом случае вывоз капитала станет экономически нецелесообразным. Более того, такие налоги, как НДС, налог с продаж, налог с имущества и т.д. собирать значительно проще в связи со сложностью их минимизации через оффшорные зоны и зоны экономического благоприятствования.

Продолжение следует

[1] World Investment Report 2001: Promoting Linkages. United Nations. –New York and Geneva, 2001, p. 50-51.

[2] Чебанов С. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы. МэиМО, 2001, № 12, с. 23.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:31:03