Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»09 / 2012

Проблемы развития социальной инфраструктуры региона

Рубан Владимир Алексеевич, к.э.н., доц. каф. «Финансы и кредит» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Россия

Problems of Development of a Region’s Social Infrastructure - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 151

Аннотация:
В статье рассматриваются региональные проблемы развития социальной инфраструктуры. Выделены плановые и рыночные интересы субъектов рынка социальных услуг. Раскрыта роль социально-экономического и инновационно-технологического партнерства.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Рубан В.А. Проблемы развития социальной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 09. – С. 148-151.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Социальная инфраструктура, определяющая среду обитания и развития личности, является базой обеспечения качества жизни населения в регионах. Несмотря на достаточно жесткое регулирование развития большей части социальной инфраструктуры через систему социальных нормативов и бюджетное финансирование, проблемы региональной дифференциации достаточно велики. Уроки экономического кризиса заключаются в том, что «зашла в тупик модель западной экономики, построенная на безудержном наращивании заимствований, на жизни в долг и проедании будущего, на виртуальных, а не реальных ценностях и активах. Популистское наращивание социальных обязательств государства – вне всякой связи с ростом производительности труда, к формированию в отдельных слоях населения этих стран – социальной безответственности» [1]. В этом отношении российская социальная модель последних лет оказалась более устойчивой к вызовам новой экономики.

Социальная инфраструктура состоит из комплекса отраслей, различающихся по степени государственного регулирования и поддержке. Однако при этом все отрасли, традиционно относящиеся к социальной инфраструктуре, имеют общую характеристику территориальной привязанности и близости к потребителям [2]. Именно территориальные факторы сейчас являются определяющими в развитии сети учреждений социальной сферы. Так, в регионах Сибири остро стоит проблема обезлюдивания сельских поселений, что ставит задачу формирования нового подхода к развитию методов предоставления социальных услуг.

Коммерциализация большей части социальной инфраструктуры и наличие рыночной составляющей в деятельности всех отраслей ставят проблему формирования системы рыночного планирования спроса и предложения услуг, слияние этой системы с традиционной системой бюджетного планирования для социально-бюджетных отраслей [3].

Инфраструктуры, представленные на рынке социальных услуг

На рынке социальных услуг действуют интересы различных субъектов экономики: государственно-муниципальные, частные, корпоративные, общественные, личные. Каждый из данных субъектов оказывает влияние на результативность деятельности рынка и на развитие социальной инфраструктуры.

Рыночная составляющая интересов рассмотренных субъектов имеет разные корни:

− государственно-муниципальная инфраструктура в первую очередь нацелена на обеспечение объема и качества услуг на территории;

− коммерческая инфраструктура нацелена на конкуренцию, в том числе с государственно-муниципальной инфраструктурой, перехвате человеческих и финансовых потоков;

− корпоративная социальная инфраструктура заинтересована в первую очередь на представление гарантированных социальных благ улучшенного качества для трудовых ресурсов корпорации и росте связей с территорией расположения (в том числе с органами власти);

− общественные организации заинтересованы в реализации своих цен­ностей на рынке услуг, закреплению населения за своими программами.

Данные интересы не согласованы между собой, что приводит к возникновению перекрестной конкуренции и не эффективному использованию ресурсов. Это проявляется в программах развития (в том числе в программах социально-экономического развития территорий на государственном и муниципальном уровне), когда действия других субъектов социальной инфраструктуры не находят своего отражения.

Для решения проблем координации деятельности автор предлагает применить методологию социально-экономического партнерства. В основу такого взаимодействия ложатся потребности населения и общества в целом в формирования уровня потребления социальных благ. Данные потребности носят специфический характер и во многом зависят от региональных факторов спроса.

По субъектам формирования спроса можно выделить спрос населения, спрос государства, спрос корпораций, спрос общественных организаций. При этом спрос корпораций в рамках корпоративной социальной ответственности перед работниками и местным сообществом в последнее время усиливается.

По уровням удовлетворения спрос на социальные услуги можно разделить:

– на базовый (формируется государством и обществом);

– вариативный (формируется потребностями индивидуума);

– региональный (формируется условиями региона).

При этом спрос на рынке является динамичной величиной и определяется множеством факторов. Спрос можно поделить на две составляющие: постоянная часть спроса, обуславливаемая длительными тенденциями потребления; переменная часть спроса, обуславливаемая текущими краткосрочными изменениями в потреблении.

Факторы, влияющие на развитие социальной инфраструктуры

До 90-ых годов прошлого века в России (тогда СССР) существовали два основных игрока на рынке социальных услуг – государство (в лице местных органов власти) и предприятия (отраслевая социальная сфера). В настоящее время рынок социальных услуг включает в себя ряд игроков, плановая составляющая которых имеет разные источники.

В финансировании текущих и инвестиционных затрат социальной инфраструктуры участвуют субъекты-потребители государственно-муниципального, корпоративного, общественного и частного характера, а также население региона.

В целом финансирование от потребителей также можно поделить на их текущий бюджет и бюджет развития социальных услуг для своих сотрудников (населения). При этом часть субъектов планирует оба бюджета, а часть только текущий бюджет передоверяя планирование бюджета развития самим учреждениям социальной инфраструктуры за счет прибыли включенной в цену социальной услуги.

Потребителей рынка социальных услуг также можно поделить на группы потребителей, проводящих преимущественно долгосрочную плановую или же проектную политику формирования спроса, выраженную в инвестиционных и текущих планово-проектных нормативах затрат на социальные услуги.

На развитие социальной инфраструктуры влияют специфические факторы спроса (региональные, корпоративные, личностные), носящие во многом субъективный характер и затрудняющие долгосрочное планирование. К региональным субъективным факторам можно отнести менталитет населения, философское и религиозное мировоззрение, этнические особенности, национальные традиции (в том числе привычки в потреблении продуктов) и др. К корпоративным факторам относится политика менеджмента, уровень социальной ответственности собственника, политические амбиции, благотворительность и д.р.

Также остро стоит проблема обеспечения высокого уровня качества социальных услуг. В условиях высокого износа и устарелых технологий, особенно в отраслях среды обитания, без инновационного замещения невозможно проводить политику воспроизводства.

Парадигма социального роста ведет к высоким потребностям в инвестировании и, как следствие, к росту текущих затрат на социальные услуги. Это в итоге приводит к проблемам финансирования социальных услуг как в бюджетах, так и у населения.

Методика развития

В условиях финансовых ограничений, высокой степени износа части социальной инфраструктуры и других проблем для развития инфраструктуры предлагается методика развития, основанная на инновационно-технологическом партнерстве субъектов инфраструктуры в замещении ресурсов и технологий.

Первым этапом методики является выявление диспропорций в развитии социальной инфраструктуры и выборе инструмента их устранения.

На втором этапе происходит оптимизация используемых ресурсов и технологий.

Особенностью социальных услуг является необходимость их качества, доступности, достаточности и обеспеченности на территории. Другой важной задачей организации производства является обеспечение высоких показателей экономичности производства самой социальной системы.

Предполагается развитие мощностей социальной инфраструктуры двух типов:

− экстенсивное (дополнительные услуги по объемам);

− интенсивное (качество услуг).

− инновационное (замена технологий).

Установление баланса между изменением элементов производственной системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству использования (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффективности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организацию производственной системы и использования ресурсов) является основным признаком долгосрочной политики развития учреждения социальной инфраструктуры.

Третьим этапом данной методики является оценка инвестиционной емкости требуемых на реализацию инноваций на рынке социальных услуг. Под емкостью понимается максимальный спрос на социальные инвестиции в регионе в существующих экономических условиях при их эффективном использовании. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Путин В.В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. – 2012. − 16.01.
2. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. − М.: Мысль, 1980. − 206 с.
3. Беломестнов В.Г., Рубан В.А., Малыхина И.Н. Развитие социальной инфраструктуры региона: монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011.