Оценка эффективности функционирования системы социальной защиты

Кузьмина В.А., Антохонова И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кузьмина В.А., Антохонова И.В. Оценка эффективности функционирования системы социальной защиты // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 09. – С. 72-76.

Аннотация:
В статье рассматриваются показатели оценки эффективности деятельности органов социальной защиты населения в Республике Бурятия. Авторы проводят идею о необходимости постоянного осуществления оценки результатов деятельности учреждений социальной защиты, что необходимо для своевременного принятия обоснованных решений по дальнейшему развитию социальной сферы.

Ключевые слова: оценка, социальная защита, эффективность, регион, результат

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Благосостояние государства во многом зависит от проводимой им социально-экономической политики. Социальная защита – это своеобразная форма, способ реализации одной из функций социальной политики, а социальная политика – база социальной защиты.

Социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, как, впрочем, и другим экономическим системам. Она направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве [1].

Как измерить эффективность работы органов социальной защиты?

Одним из элементов механизма социальной защиты в регионе являются учреждения, деятельность которых непосредственно направлена на социальную защиту населения (социальные службы) [1]. Цель деятельности органов социальной защиты – способствовать преодолению кризиса, в котором находится человек, обратившийся за помощью, активизируя для этого как потенциальные ресурсы клиента, так и средства и ресурсы, имеющиеся в распоряжении органов социальной защиты. Потенциальным ресурсом клиента в данном случае выступает его активная жизненная позиция, то есть его готовность не только принимать помощь, но и самостоятельно решать свои проблемы, стремиться к успеху, желание изменить собственную жизнь в лучшую сторону.

На сегодняшний день в системе социальной защиты оценке подвергается в основном процесс деятельности. Учреждения системы социальной защиты населения ориентированы на выполнение поставленных планов и задач по количественному охвату обслуживаемых граждан, привлечению дополнительных внебюджетных средств, сбор платных услуг, расходы бюджета. Результаты же проделанной работы оценить гораздо сложнее: что получили в конечном итоге? Как поменялась социальная напряженность? Изменилось ли благосостояние граждан, которым была оказана социальная поддержка? Как на это повлияли затраченные ресурсы – человеческие и финансовые? На эти вопросы не всегда находятся ответы.

Существует множество причин, по которым органам системы социальной защиты и органам государственной власти необходимо оценивать результаты своей деятельности, при оценке можно понять, не работает ли организация впустую, увидеть так называемые «узкие места» в работе организации и принять меры по устранению недостатков. Оценка помогает увидеть реальное положение дел в данной сфере деятельности.

Соцзащита в Республике Бурятия

Чтобы оценить полученный эффект, необходимо выполнить анализ. Проанализируем социально-экономические индикаторы функционирования системы социальной защиты населения Республики Бурятия. Динамика за период 2008−2010 гг. представлена в табл. [2, 3, 4, 5]. Показатель численности занятых в сфере социальной защиты рассчитан на 10 000 чел.

Таблица

Индикаторы оценки уровня жизни и социальной поддержки населения в Республике Бурятия

Наименование
2008
2009
в % к 2008
2010
в % к 2009
1. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, %
20,5
18,9
92,20
19,8
104,76
2. Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году
112,7
104,3
-
100,7
-
3. Среднемесячная заработная плата на 1 работающего, руб.
14 417,0
15 976,2
110,82
17 999,7
112,67
4.Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, раз
Х
2,83
-
2,9
102,47
5. Доля соц. выплат в структуре доходов населения, %
15,2
16,4
107,89
21,8
132,93
6. Уровень зарегистрированной безработицы
2,0
2,5
125,00
1,9
76,00
7. Численность занятых в сфере соц. защиты, чел.
4677
4536
96,99
4600
101,41
8. Численность занятых в сфере соц. защиты на 10 000 чел.
48,69
47,10
96,73
47,27
100,36
9. Степень охвата несовершеннолетних детей детскими социально-реабилитационными учреждениями, мест на 1000 детей в возрасте от 3 до 18 лет
10,2
10,2
100,00
10,5
102,94
10. Средняя зарплата работников соц. сферы
9644
11005
114,11
13029
118,39
11. Обеспеченность домами-интернатами для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов, мест на 10 000 жителей
18,1
18,6
102,76
19,2
103,23
12. Степень охвата граждан системой льгот и пособий, предусмотренных законодательством, % (соотношение числа граждан, которым назначено пособие в органах соц. защиты к общему числу жителей в регионе)
24,01
26,21
109,16
27,92
106,52
13. Средняя продолжительность жизни
64,37
65,27
101,40
65,6
100,51
14. Коэффициент Джини
0,405
0,411
101,48
0,415
100,97
В целом, несмотря на последствия экономического кризиса, динамика положительна, рост показателей сферы социальной защиты опережает динамику показателей уровня жизни. Контингент работающих практически остается на прежнем уровне, возросла мотивация труда. Например, рост средней заработной платы в данной сфере выше темпов роста средней заработной платы в регионе.

В январе 2010 года среднедушевой доход жителя республики составил 9668 руб., что составляет 1,95 прожиточного минимума на душу населения. По данным за 2010 год, среди 12 регионов СФО по уровню среднедушевых денежных доходов Республика Бурятия заняла 7-е место, по размеру заработной платы – 8-е место, по темпам роста реальной заработной платы – 5-е место, реальных располагаемых денежных доходов – 11-е место. В Бурятии наблюдается существенная дифференциация доходов населения. В рейтинге субъектов СФО по коэффициенту Джини Бурятия занимает 10 место.

На конец 2010 г. 25 381 семья получила субсидии на оплату ЖКУ и твердого топлива, что составляет 8,1% семей, проживающих в республике. По сравнению с соответствующим периодом 2009 года число семей, получающих субсидии, сократилось на 10,5%. В денежной форме меры социальной поддержки по оплате ЖКУ (МСП) получают 165230 граждан льготных категорий. В соответствии с республиканским законодательством МСП из средств республиканского бюджета предоставляются 64069 ветеранам труда, 5710 труженикам тыла, 2442 реабилитированным гражданам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, 21941 квалифицированным специалистам, проживающим и работающим в сельской местности. Из федерального бюджета МСП получают 71068 человек. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) из средств республиканского бюджета предоставляются 64895 гражданам.

Финансирование за 2010 г. на выплату МСП и ЕДВ из республиканского бюджета составило 1261,15 млн руб., финансирование МСП из федерального бюджета – 552,07 млн руб.

По результатам опроса, проведенного филиалами РГУ «Центр социальной поддержки населения» в 2010 г., 42 518 граждан по оценке степени удовлетворенности населения качеством предоставления социальных гарантий ответили: удовлетворено – 94,73% (40 278 чел.), частично удовлетворено – 4,82% (2050 чел.), не удовлетворено – 0,45% (190 чел.) [5].

За последние три года наблюдается рост численности населения в регионе: в 2008 г. численность составляла 961 тыс. человек, на конец 2010 г. − 973 тыс. человек, в то же время численность занятых в сфере соцзащиты практически не меняется и остается в районе 4,6 тыс. человек. Численность занятых в сфере соцзащиты на 10 000 человек с 2008 г. уменьшилась на 1,42. В тоже время затраты на содержание органов социальной защиты (средняя зарплата) в 2010 г. по сравнению с 2008 и 2009 гг. выросли в 1,35 и 1,18 раз соответственно.

Сейчас многие государственные и общественные организации наряду с текущей деятельностью ведут и проекты по грантам, а также оказывают платные услуги. Формируется так называемый квази-рынок социальных услуг [1] – своего рода игровое поле, на котором в недалеком будущем начнут действовать и конкурировать между собой организации разных форм собственности, выполняя роль поставщиков услуг. Пока что эта конкуренция довольно слабая, стандарты услуг прописаны далеко не полностью, а процедуры сбора информации и ее анализа для оценки эффективности пока не отлажены [6]. В Бурятии на базе единственного в СФО специализированного жилого дома инвалидов-колясочников, функционируют служба «социального такси» для граждан пожилого возраста и инвалидов, пункт проката технических средств реабилитации и гостиница для инвалидов-колясочников. Органы социальной защиты осуществляют сбор средств от оказания платных услуг, которые затем перераспределяются на содержание материально-технической базы учреждения и на заработную плату работникам.

Заключение

Проведенный анализ социально-экономических индикаторов развития социальной инфраструктуры в Республике Бурятия показал, что на эффективность механизма социальной защиты влияют: доля учреждений, доля работников, занятых в социальной сфере, приходящиеся на количество людей проживающих в регионе. Важно качество обслуживания клиентов, качество оказанной помощи. Очевидна зависимость развития социальной инфраструктуры от уровня жизни населения, и в тоже время недостаточно развитая инфраструктура также отражается на качестве жизни населения региона. Качество и уровень жизни населения, обеспеченность всеми социальными благами прямым образом влияют на развитие социальной инфраструктуры, что имеет большое значение для жизни любого современного общества. Таким образом, необходимо постоянно отслеживать изменение индикаторов оценки эффективности функционирования системы социальной защиты, чтобы вовремя принимать обоснованные решения по дальнейшему развитию социальной сферы.

[1] Квази-рынок – система распределения бюджетных средств в виде краткосрочного или среднесрочного финансирования (например – грантов) через открытые конкурсы, в которых могут принимать участие как государственные, так и негосударственные организации, оказывающие социально значимые услуги.


Источники:

1. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2 − М., 1999. – С.19
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Р32. Стат. сб. / Росстат.  М., 2011.  990 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32. Стат. сб. / Росстат.  М., 2009.  990 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат.  М., 2010.  996 с.
5. Сайт Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsoc-buryatia.ru.
6. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / gод ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». − М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007. − 234 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 10:44:10