Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»09 / 2012

Поведенческие аспекты и проблемы кредитования субъектов малого предпринимательства

Неклюдов Валерий Константинович, аспирант кафедры финансов и кредита, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, Россия

Behavioural Aspects and Problems with Loans to Small Businesses - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 53

Аннотация:
Во взаимоотношениях кредитных организаций и субъектов малого бизнеса существуют барьеры, препятствующие процессу кредитования, причем, далеко не всегда конъюнктурно-экономического характера. В исследовании представлена поведенческая точка зрения на возникновение барьеров.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Неклюдов В.К. Поведенческие аспекты и проблемы кредитования субъектов малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 09. – С. 42-46.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Малый бизнес – одна из движущих сил рыночной экономики. В связи с этим развитие малого предпринимательства является одной из приоритетных задач государственной политики. Достижение успеха в данном направлении возможно не только за счет финансовой поддержки предпринимателей, но и за счет совершенствования институциональной среды [1].

Тем не менее, если проблема финансовой поддержки является ключевой, то ее решение может быть частично возложено на кредитные организации. Однако необходимо учитывать, что современная система кредитования порождает препятствия, над устранением которых предстоит сосредоточиться не только непосредственным участникам процесса – кредитным организациям и заемщикам, но и прочим заинтересованным сторонам – государственным органам, профессиональным сообществам и т.д.

С одной стороны, малый бизнес как никогда нуждается в финансовых вливаниях, с другой – риски, принимаемые на себя банками, чрезвычайно велики (хотя и не всегда количественно оценимы, тогда уместно говорить о неопределенности). В течение 2009 года в кредитовании малого бизнеса в России произошел существенный спад. В первом полугодии 2010 года спад прекратился, а второе полугодие 2010 года и первые три квартала 2011 года отметились восстановлением кредитования в данном секторе, объем которого приблизился к докризисному уровню. Особенно быстрое восстановление наблюдалось в крупнейших банках, имеющих диверсифицированный бизнес и возможности предоставлять долгосрочные и инвестиционные кредиты [2].

«Диалог» между заемщиком и банком

Стоит отметить, что в период финансового кризиса 2008−2009 годов уровни просроченной задолженности серьезно выросли у всех банков. Это вызвало резкое ужесточение требований к заемщикам, скачок процентных ставок по выдаваемым кредитам. При этом многие банки в одностороннем порядке повышали ставки и по действовавшим на тот момент кредитам. В конце 2011 года вполне возможно очередное ужесточение условий кредитования, что предопределяется расширением нестабильности в мировой экономике.

Тем не менее, мы сосредоточимся не на конъюнктурных, а на поведенческих аспектах и проблемах, которые не зависят от общей ситуации в экономике, но в той или иной степени препятствуют эффективному процессу кредитования в любое время.

Итак, в первую очередь обратимся к одной из ключевых проблем – «диалогу» между заемщиком и банком. Для того чтобы такой диалог приводил в итоге к желаемому результату, необходимо, в первую очередь, чтобы стороны понимали друг друга, то есть обладали достаточным уровнем знаний. Однако ни для кого не секрет, что многие предприниматели не обладают достаточными знаниями в области экономики, финансов и права. Для ведения бизнеса в этом зачастую просто нет необходимости, гораздо важнее природная предприимчивость и умение предугадывать изменения спроса. Данная причина выступает серьезным барьером в сотрудничестве банка и заемщика. Зачастую она выражается в недостаточно четком формулировании целей кредитования, неполноте или некорректности предоставления бухгалтерской и управленческой отчетности, отсутствии взаимопонимания в правовых вопросах и т.д.

Пути преодоления недопонимания очевидны: либо банк снижает требования к заемщику, повышая тем самым собственные риски, либо заемщик уделяет больше внимания собственным навыкам в названных вопросах, в том числе нанимая более квалифицированный персонал.

Проблема связанных компаний, «перегруженных» финансовыми обязательствами

Вторая ситуация, ведущая к недопониманию в отношениях кредитора и заемщика, предопределяется деловым стилем последнего. Многие заемщики опасаются предоставлять в банк объективную информацию о состоянии своего бизнеса, пытаясь ограничиться минимальным пакетом, который зачастую включает в себя учредительную документацию и налоговую отчетность. Однако банк интересуется реальным положением дел, которое может не соответствовать показателям, подаваемым в налоговые органы. В частности, применение отдельных режимов налогообложения (например, ЕНВД) не позволяет судить о платежеспособности заемщика. Соответственно, ошибку допускают те предприниматели, которые пытаются возложить все общение с банком на бухгалтера, не имеющего представления о реальном состоянии бизнеса, а занимающегося только налоговой отчетностью. Банки в ходе финансового анализа предпочитают исследовать управленческую отчетность, полные данные по которой, как правило, могут предоставить сами предприниматели либо лица, непосредственно управляющие бизнесом заемщика.

Стоит отметить и так называемые связанные компании, которые юридически могут не иметь никакого отношения друг к другу, однако принадлежат одним собственникам. Часто можно наблюдать ситуацию, когда собственник, утверждает, что организация вполне вынесет дополнительную финансовую нагрузку, связанную с возвратом кредитных средств, а по итогам финансового анализа получается в корне обратная картина. Это может быть обусловлено наличием связанных компаний, «перегруженных» финансовыми обязательствами, а также финансовыми взаимоотношениями внутри данной группы.

Еще одна ошибка заемщика – искажение управленческой отчетности

Большинство заемщиков с неохотой предоставляют управленческую отчетность и информацию о структуре группы связанных компаний, опасаясь того, что банк может использовать предоставленную конфиденциальную информацию против компании-заемщика или ее владельца. При этом данные официальной отчетности не всегда позволяют рассчитывать на желаемую сумму кредита. Тогда потенциальные заемщики зачастую умышленно искажают управленческую отчетность, допуская тем самым грубейшую ошибку. В ходе финансового анализа специалист банка исследует широкий спектр показателей, характеризующих текущее состояние бизнеса заемщика. Данные показатели формально математически связаны друг с другом, поэтому искажение части из них не остается незамеченным кредитным специалистом. При этом резко снижается доверие к предоставленной в банк информации, что может повлечь за собой существенное увеличение сроков рассмотрения заявки, а в некоторых случаях и отказ в предоставлении кредита.

Недоверие к банкам со стороны потенциальных заемщиков, связанное с предоставлением в банк информации о реальном состоянии бизнеса, о видах оптимизаций, используемых в бизнесе, о реальных доходах, по большей части является беспочвенным. Конечно, риск неблагоприятных последствий исключать нельзя, однако стоит отметить два важных факта.

Во-первых, отечественные банки уже много лет занимаются кредитованием малого бизнеса на основе представленной управленческой отчетности. Если бы у клиентов в массовом порядке возникали проблемы, то данный факт было бы невозможно скрыть, он был бы известен предпринимателям задолго до обращения в банк.

Во-вторых, любая кредитная организация заинтересована в процветании своих заемщиков не меньше самих заемщиков, так как это является начальной гарантией возвратности кредитов. Многие заемщики полагают, что банк может реализовать залог, обеспечивающий кредит, и вернуть тем самым выданные деньги. Однако необходимо отметить, что реализация залогового имущества не относится к основным функциям кредитных организаций, они прибегают к этому в крайних случаях, когда возврат кредита не представляется возможным.

Проблема залогового обеспечения

Проблема залогового обеспечения, пожалуй, заслуживает особого внимания, так как часто является ключевым барьером для предпринимателей в попытках привлечь кредитные средства. В частности, речь идет об отсутствии либо ненадлежащем состоянии объектов собственности, предоставляемых в качестве залогового обеспечения. Данная проблема может быть обусловлена спецификой ведения отдельных видов малого бизнеса; в некоторых сферах предприятия просто не имеют в собственности имущества, а предоставление залога третьими лицами не всегда возможно, исходя из условий кредитования или из-за скромного личного имущественного состояния потенциального заемщика.

Помощь в разрешении подобной ситуации оказывают инвестиционные компании, деятельность которых, помимо прочего, направлена на обеспечение кредитных сделок. Однако эффективность таких компаний пока невелика, несмотря на поддержку со стороны правительственных органов, что обусловлено попытками инвестиционных компаний формализовать свою работу с банками, подводя ее под свои требования. Разумеется, банки имеют свои подходы. Соответственно, из-за конфликта формализаций сотрудничество прекращается. Когда же общая схема будет выработана, выиграют все участники отношений.

Нередко организации, не имея соответствующего требованиям банков залогового обеспечения, предполагают направить кредитные средства на приобретение имущества, которое должно обеспечить кредит. Однако на практике такая схема видится маловероятной с точки зрения правовых норм. В частности, имущество не может быть обременено обязательством, если имущество не является собственностью заемщика или залогодателя. Решением может служить заключение трехсторонних соглашений (бан – заемщик − продавец), однако данная схема может действовать далеко не всегда, так как продавец имущества имеет крайне низкую заинтересованность в совершении такой сделки.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в сфере кредитования малого бизнеса имеются неконъюнктурные барьеры, в устранении которых заинтересованы банки. Однако усилий последних не достаточно. Остается открытым вопрос о подобной же действенной заинтересованности предпринимателей и других имеющих отношение к процессу кредитования институтов.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Веретенцев Д.В. Система кредитования малого и среднего бизнеса в России: современное состояние, актуальные проблемы и пути совершенствования // Финансовый менеджмент. − 2011. − №2. − С. 75−81.
2. Интервью директора департамента развития малого и среднего бизнеса ОАО «Промсвязьбанк» Екатерины Орловой агентству РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spb.psbank.ru/news/press/27164.html