Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2012

Повышение качества таможенных услуг на таможенно-логистических терминалах

Афонин Петр Николаевич, д-р технич. наук, профессор, зав. кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия

Денисова Елена Николаевна, ст. государственный таможенный инспектор Санкт-Петербургской таможни, Россия

Мютте Герман Евгеньевич, соискатель кафедры экономической теории, Российская таможенная академия, Россия

Improving the Quality of Customs Services at the Customs and Logistics Terminals - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 58

Аннотация:
В работе определены направления улучшения качества работы таможенно-логистических терминалов, создаваемых в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе. Предложены пути повышения качества предоставления таможенных услуг.
Цитировать публикацию:
Афонин П.Н., Денисова Е.Н., Мютте Г.Е. Повышение качества таможенных услуг на таможенно-логистических терминалах // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 138-144.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Под таможенно-логистическими терминалами (ТЛТ) следует понимать комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются таможенные услуги, связанные с осуществлением таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги, расположенных в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации [4].

Комплекс задач, решаемых на ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную.

1. К коммерческой составляющей можно отнести осуществление коммерческими структурами ТЛТ услуг, связанных с транспортировкой, хранением и осуществление таможенных операций в отношении товаров.

2. К таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по осуществлению таможенных операций в отношении товаров, обеспечению их таможенного контроля. Функционирование ТЛТ можно считать оптимальным в таких условиях, при которых не возникает нецелесообразного простоя системы, или когда:

− обеспечены работой все его подразделения;

− площади терминала используются в максимальной степени;

− не простаивают технические средства, которыми оснащен терминал.

Для создания оптимальных условий функционирования ТЛТ необходимо учесть и количественно определить следующие параметры:

− пропускную способность ТЛТ;

− объем товаропотока;

− номенклатуру товаропотока;

− площадь необходимых складских помещений;

− площадь стоянки транспортных средств (как стоянки грузовых транспортных средств, так и стоянки транспортных средств сотрудников ТЛТ);

− количество планируемых к созданию подразделений ТЛТ;

− штатную численность сотрудников терминала.

Моделирование работы таможенно-логистического терминала

ТЛТ по идеологии своего создания «привязывают» к международному пункту пропуска, что делает возможным оценить объем товаропотока, который будет проходить через данный терминал и соответственно спланировать его пропускную способность с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность оформления всего протекающего товаропотока. При этом для определения подразделений, которые необходимо создать на ТЛТ, учитывается номенклатура товаропотока. Обязательными к размещению на ТЛТ являются следующие подразделения:

1) таможенный орган со всеми необходимыми отделами;

2) склад со всеми складскими помещениями и диспетчерской службой;

3) фирма таможенных брокеров;

4) банковская система терминала;

5) информационный центр терминала;

6) отдел охраны терминала.

Проведенные авторами эмпирические исследования позволили выбрать для моделирования граничные условия, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Граничные значения параметров системы ТЛТ

image 2

В интересах моделирования работы ТЛТ авторами разработана сетевая модель, включающая основные операции, которые осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, прибывающих на ТЛТ (см. табл. 2). Сетевой график работ, учитываемых в модели, представлен на рис.

Рис. Сетевой график работ на ТЛТ

 Image 1

Выполнение каждой операции связанно с временными затратами, что в свою очередь связанно с ростом финансовых издержек участников ВЭД. Таким образом, целесообразно отобразить временные затраты в виде сетевой модели и проанализировать их. Для определения сроков выполнения операций и для расчета на их основе временных характеристик логистической модели использовались сроки выполнения рассматриваемых операций, установленные в Таможенном кодексе Таможенного союза, нормативно-правовых актах, регулирующих действия должностных лиц таможенных органов. Продолжительность работ, для которых нормативы отсутствуют, определяется на основе анализа практики проведения этих операций в таможенных органах.

 Таблица 2

Временные затраты на проведение операций в рамках ТЛТ

Формулировка работы

Трудоемкость или продолжительность работы

(минут)

Tmin

Tmax

Tож

1

Прибытие транспортного средства на территорию ТЛТ

-

-

-

2

Контроль транспортного средства при прибытии на территорию ТЛТ

5

10

7

3

Подача сведений о прибытии, их регистрация и проверка

6

10

7

4

Размещение транспортного средства на территории ТЛТ

15

30

24

5

Выгрузка товара на СВХ

60

240

180

6

Подача таможенной декларации и документов на товар в таможенный орган

60

180

108

7

Проверка поданных документов таможенным органом

35

100

47

8

Проверка необходимости проведения санитарного, фитосанитарного или ветеринарного контроля; проверка необходимости наличия лицензий, сертификатов и разрешений; проверка соблюдения сроков подачи таможенной декларации

17

30

21

9

Принятие и регистрация таможенной декларации таможенным органом

9

25

12

10

Проверка соблюдения условий для выпуска товаров

30

60

42

11

Проверка наличия условий для применения профиля риска

30

42

36

12

Принятие решения о проведении фактического таможенного контроля

5

10

12

13

Оформление поручения на досмотр

30

60

42

14

Проведение таможенного досмотра

120

240

168

15

Составление акта таможенного досмотра

30

60

42

16

Проведение проверки соответствия результатов документального и фактического контроля

10

18

12

17

Оформление документов для выпуска товара

10

15

13

18

Убытие транспортного средства с территории ТЛТ

15

30

24

Оптимизация временных затрат на работы, осуществляемые таможенно-логистическим терминалом

Проведенные по расчеты показывают, что в рассмотренном сетевом графике 16 работ лежат на критическом пути и полных резервов времени не имеют. Остальные три работы (R3,4, R4,6 R17,18), лежат на напряженных путях и поэтому имеют полные резервы времени. Необходимо оптимизировать сетевой график путем распределения резервов времени ненапряженного пути между критическими работами. Для эффективного и продуктивного функционирования ТЛТ необходимо провести оптимизацию временных затрат, которая может быть осуществлена несколькими путями.

Первый путь оптимизации является наиболее очевидным – перераспределение имеющихся в рамках сетевой модели резервов времени. В рамках сетевой модели при отсутствии необходимости в выгрузке товара высвобождаются значительные резервы времени, которые целесообразно равномерно распределить между другими работами или же направить высвободившееся время на работу с другим товаром.

Вторым путем является расширение возможности одновременного проведения нескольких операций и работ с одним товаром, или же увеличение возможности работы с несколькими товарными партиями одновременно. Но при этом возникает необходимость привлечения к работе дополнительного числа сотрудников, обеспечения терминала дополнительным количеством технических средств и расширения площадей терминала, в частности, расширения площади досмотровых площадок.

Третий путь заключается в использовании передовых технологий, которые обеспечат снижение временных затрат. Наиболее очевидна необходимость применения таких технологий в рамках функционирования склада и проведения складских операций с товарами. На данный момент наиболее перспективной технологией в сфере складских услуг является использование инфракрасных меток, которые позволяют за считанные секунды провести кодирование товара, определить место его хранения на складе и передать эту информацию в базу данных. Но при этом возникает необходимость в обеспечении склада дополнительным и зачастую дорогостоящим оборудованием для работы технологии инфракрасных меток. Многие современные функционирующие склады внедряют в свою работу технологию искусственного интеллекта с целью сокращения штатной численности сотрудников склада, что в свою очередь приведет к снижению финансовых издержек на выплату заработных плат сотрудникам. Также данная технология ускоряет процесс поиска товара на складе или наоборот процесс помещения товара на хранение, так как все операции по определению места хранения товара выполняет компьютерная программа, которая формирует код товара на складе и код места его хранения.

Выводы

Таким образом, в рамках настоящего исследования были определенные основные показатели качества функционирования ТЛТ – эффективность, продуктивность, лабильность и устойчивость. Проведенный анализ сетевого графика работ, выполняемых на ТЛТ, позволил выявить резервы времени и предложить ряд конкретных мероприятий, позволяющих повысить показатели качества работы ТЛТ.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
2. Приказ ФТС России от 01.10.2008 № 1221 «О решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года «О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
3. Письмо ФТС России от 21.08.2009 № 21-50/39656 «О направлении Концепции».
4. Письмо ФТС России от 08.09.2009 № 04-21/42519 «О направлении информации».