Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2012

Стратегия совершенствования управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта

Кручинина Наталья Викторовна, канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономической информатики, Московский государственный университет путей сообщения, Поволжский филиал, Россия

Колотырин Константин Павлович, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и организации предприятий АПК, Саратовский государственный аграрный университет, Россия

Strategy for Improving Environmental Management at Railway Transport Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 58

Аннотация:
Если бы в ВВП учитывалось истощение природного капитала, то величина этого показателя была бы значительно ниже существующей во многих регионах. Таким образом, важнейшей задачей в России на сегодняшний день является решение проблем потери конкурентоспособности в связи с экологическими рисками. В статье показаны стратегические направления управления природоохранной деятельностью на предприятиях железнодорожного транспорта.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кручинина Н.В., Колотырин К.П. Стратегия совершенствования управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 11-16.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Экономика России в настоящее время отличается, несомненно, достаточно высоким уровнем международной интеграции товарно-денежных отношений, однако нуждается в повышении конкурентоспособности и ориентации на устойчивое развитие. Сегодня мир пришел к пониманию того, что ограниченность мер, направленных на сохранение природного капитала, неизбежно приводит к росту затрат на его восполнение, поэтому природоохранные цели должны быть интегрированы в социально-экономическую политику, а экологические риски являются ключевым фактором потери конкурентоспособности.

Как отметил в своей программной статье В.В. Путин: «С учетом приоритетов инновационного развития страны, стоят более чем серьезные цели – обеспечить России равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, свести к минимуму риски, возникающие при интеграции в мировую экономику, в том числе вступления в ВТО и предстоящего присоединения к ОЭСР» [1]. Решение поставленных задач можно добиться путем роста конкурентоспособности, прежде всего, в приоритетных видах экономической деятельности, к числу которых относится железнодорожный транспорт.

На сегодняшний день более половины предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта используют устаревшие технологии ремонта и содержания основных производственных средств. Износ основных производственных фондов за период с 2001 по 2010 год увеличился с 54,1% до 67,9%. При этом средний возраст полотна и верхнего строения пути, устройств сигнализации, связи, электроснабжения и другого оборудования превышает 40 лет, а средний возраст зданий, находящихся в собственности ОАО «РЖД» составляет 35 лет.

Природоохранная деятельность ОАО «РЖД»

В 2009 году в Российской Федерации технологическое перевооружение осуществляли 9,4% от общего числа предприятий, а для сравнения в Германии − 69,7%, в Ирландии − 56.7%, в Бельгии − 59,6 [3]. Доля предприятий, инвестирующих в природоохранные технологии и вовсе ничтожна – 1,8% [2]. С 2003 по 2010 годы ОАО «РЖД» инвестировало в экологические мероприятия более 4 млрд руб. капитальных вложений, что позволило сократить уровень сверхнормативного негативного воздействия на окружающую среду, получить необходимые лицензии и обеспечить структурные подразделения филиалов нормативной экологической документацией. Невыполнение этой программы привело бы к начислению сверхнормативных экологических платежей. Так в 2010 г. увеличение платежей относительно 2003 года могло составить:

− за выбросы вредных веществ в атмосферу – в 17 раз;

− за сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты – в 32 раза;

− за размещение отходов – в 10 раз.

Инвестирование в природоохранную деятельность для ОАО «РЖД» являются выгодным проектом как с точки зрения формирования имиджа экологоориентированной компании, так и с точки зрения экономической эффективности. Однако экологические платежи как в целом ОАО «РЖД», так и предприятий инфраструктуры, имеют устойчивую динамику роста, а следовательно, меры, реализуемые в рамках существующего подхода, стимулирующего сам процесс природоохранной деятельности, результатов не дают. В соответствии с данным положением необходим подход, который направлен не на поддержку самого процесса природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, а на обеспечение условий для повышения ее эффективности в условиях устойчивого развития. Реализация такого подхода к управлению природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта потребует пересмотра ключевых направлений и инструментов их достижения.

Проведенный анализ показал, что одной из главных проблем на современном этапе развития предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании существующих экологически приемлемых (безопасных), мало- и безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий на основе методологии «наилучших доступных технологий» (см. табл.).

Таблица

 Целевая модель совершенствования управления природоохранной деятельностью предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта

image 1

Меры повышения эффективности природоохранной деятельности

Таким образом, основными направлениями формирования благоприятной среды для повышения эффективности природоохранной деятельности, должны стать:

1) смещение акцентов от природоохранных мероприятий «на конце трубы» к внедрению природоохранных технологий, интегрированных в производственный процесс на основе наилучших доступных технологий, позволяющих предотвратить или минимизировать негативное воздействие на окружающую среду;

2) установление налоговых стимулов для формирования потребности во внедрении наилучших доступных технологий в природоохранной сфере; предоставление субсидий уже действующим компаниям на компенсацию затрат по их внедрению;

3) формирование институциональной среды: преодоление разночтений в содержании категории «наилучшие доступные технологии» и их критериев в нормативных документах и целевых ориентиров реализуемых стратегий и программ;

4) развитие системы информационной поддержки управления природоохранной деятельностью, способной не только распространить положительный опыт компаний, но и осуществлять широкое информирование общественности;

5) использование инструментов стимулирования работников за достижения в области природоохранной деятельности.

Одной из важнейших основ обеспечения устойчивого развития железнодорожного транспорта является построение эффективной системы управления охраной окружающей среды, реализующей современные международно-признанные принципы и механизмы в данной области, и обеспечивающей экологически сбалансированное развитие экономики и социальной сферы страны. Учитывая обозначившиеся в последние годы тенденции роста отечественной экономики и соответственно грузооборота железнодорожного транспорта, следует отметить нарастание остроты экологических проблем и усиление в этой связи озабоченности населения, органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, в процессе совершенствования управления природоохранной деятельностью необходимо учитывать два аспекта:

1) изменение российского природоохранного законодательства в соответствии с положениями международных актов;

2) преобразование системы управления охраной окружающей среды России, ориентированное на инновационный сценарий развития экономики, и прежде всего в ее приоритетных сферах.

Необходимость экономического стимулирования природоохранной деятельности

Проведенное исследование по предприятиям инфраструктуры железнодорожного транспорта показало, что даже в современных условиях реализация природоохранных мероприятий приносит хозяйствующему субъекту определенную выгоду. Однако эффективность природоохранных мер по критерию «затраты – экологические результаты» в рамках действующей модели управления не высока, о чем свидетельствуют имеющиеся проблемы.

Между тем, решение экологических проблем, как показывает теория и практика последних десятилетий, используя только государственные механизмы управления, или при помощи только экономических методов невозможно. Политика управления в сфере природоохранной деятельности среды должна состоять из государственной регламентации приоритетов охраны окружающей среды с выработкой стандартов качества окружающей среды, как целевых ориентиров и корректировки экономического инструментария экологического управления. Необходимо трансформировать действующую в России систему налогов и экологических платежей с учетом объективных финансовых потребностей в области природопользования и охраны окружающей среды, используя международно-признанный принцип «загрязнитель платит», в основе которого лежит осознанная мировым сообществом необходимость интернализации внешних экологических издержек, что, в свою очередь, будет способствовать не только созданию системы экономического стимулирования внедрения наилучших доступных технологий, но самое главное – воздействовать на модели поведения. Основная задача в этой связи – формирование условий, когда не повышать эффективность природоохранной деятельности будет для хозяйствующего субъекта экономически не выгодно. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. – 2012. − 27.02.
2. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2011. – 581 с.
3. Сураева М.О. Методология регулирования устойчивого развития железнодорожного транспорта. − Самара: Самар. ин-т бизнеса и управления, 2011. − 201 с.