Отражение проблемы энергоэффективности в решениях Большой восьмерки и Европейском союзе

Кадырова Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (206), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кадырова Д.А. Отражение проблемы энергоэффективности в решениях Большой восьмерки и Европейском союзе // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 5-10.

Аннотация:
В статье анализируется опыт стран Европейского союза и Большой восьмерки по решению проблемы энергоэффективности.

Ключевые слова: Европейский Союз, энергоэффективность, Большая восьмерка, методы повышения энергоэффективности

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На высоком политическом уровне проблема энергоэффективности была поднята не так давно. Впервые на саммите Большой восьмерки (G-8) эта проблема была отражена в решениях лишь в 2001 году в Генуе (Италия). Это выражалось в признании важности возобновляемых источников энергии для устойчивого развития, диверсификации энергоснабжения и сохранения окружающей среды. Однако следующее решение по данной проблеме было принято лишь через 3 года – в 2004 году в Си-Айленде (США): странами-участницами Большой восьмерки было принято решение о начале существования инициативы «3R»: сокращение (reduse), повторное использование (reuse) и переработка (recycle). Запущена программа международного партнерства по водородной энергетике (IPHE).

В 2005 году в Глениглсе (Великобритания) принят План действий «Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие». Основные направления Плана должны быть осуществлены в отношении зданий и сооружений, бытовых электроприборов, транспорта, объектов промышленности, возобновляемых источников энергии, электрических энергосистем.

В Санкт-Петербурге (Россия) в 2006 году странами-участницами Большой восьмерки принят План действий «Глобальная энергетическая безопасность», основными направлениями которого явились:

− повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков;

− улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе;

− повышение энергоэффективности и энергосбережения;

− диверсификация видов энергии;

− обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры;

− сокращение масштабов энергетической бедности;

− решение проблем изменения климата и устойчивого развития.

Директивы и планы повышения энергоэффективности

Следует отметить, что на уровне крупных регионов проблема энергоэффективности решается за счет применения более активных мер. В Европейском союзе в 2006 году Комиссия опубликовала «План действий по повышению энергоэффективности» чтобы сократить потребление энергии на 20% к 2020 году и снизить выбросы CO2 и улучшить надежность энергоснабжения при создании новых рабочих мест. В конце 2009 года Комиссией ЕС был представлении новый план действий. Однако споры о том, следует ли принимать обязательные целевые показатели по энергоэффективности и взаимодействию с другими политическими инструментами, такими как система торговли квотами на выбросы (EU ETS), задержали его принятие.

Пересмотренная Лиссабонская стратегия роста и занятости (Lisbon Strategy for Growth and Jobs – Towards a Green and Innovative Economy) на период после 2010 года устанавливает стимулы для «зеленой» экономики, которые включает в себя энергоэффективность в качестве основного элемента. Вспомогательный документ Комиссии ЕС говорит, что «Евросоюз должен более эффективно конкурировать и увеличить производительность за счет более низкого и эффективного потребления невозобновляемых источников энергии и ресурсов ...» [3]. В контексте экономического кризиса, который начался в 2008 году, много финансовых средств было направлено на поддержку экономики. Часть этой поддержки пошло на повышение энергоэффективности. Однако есть мнение, что, в отличие от некоторых азиатских стран, слишком мало возможностей было использовано, чтобы направить значительные средства на глубокую перестройку экономики в направлении большей энергоэффективности и экологичности экономики.

Важная директива по энергоэффективности конечного потребления энергии и сектора услуг была принята в декабре 2005 года. Директива требует от государств-членов разработать национальные Планы действий по повышению энергоэффективности (NEEAPs), чтобы достичь 9% уровня экономии энергии в период между 2008 и 2016 годами том числе в топливной сфере. Цель несет лишь ориентировочный характер, но национальный план действий по повышению энергоэффективности должен быть одобрен Комиссией и пересматриваться каждые три года. Первая волна NEEAPs была представлена в 2007/2008 году и рассмотрена Комиссией ЕС. Срок для корректировки национальных планов действий назначен на 30 июня 2011 года.

Методы по повышению энергоэффективности в государствах-членах ЕС

Существует несколько методов по повышению энергоэффективности, которые вводятся в различных государствах-членах ЕС, в том числе:

1) дополняющие методы. Так обстоит дело с европейским законодательством по эко-стандартам проектирования для энергопотребляющих продуктов, которое включает теперь 40 продуктов, для которых уже опубликовано около десяти стандартов. Это происходит с большим охватом, чем минимальные стандарты энергоэффективности опубликованные в девяностые годы;

2) «динамические» стандарты. Примером является СО2-стратегии для автомобилей, которые нацелены на предоставление обозримом будущем возможности для дальнейшего ужесточения стандартов, хотя, в отличие от эко-стандартов проектирования, они еще не переведены на уровень законодательных требований;

3) рыночные инструменты по повышению эффективности использования энергии, такие как новые Система торговли выбросами [1], Белые сертификаты;

4) системы бенчмаркинга, применяемого с целью ограничить количество свободного углерода;

5) меры, объединяющие энергетические и социальные цели, такие, как борьба с энергетической бедностью.

6) инновационные меры по повышению энергоэффективности, которые могут быть внесены в Лиссабонскую стратегию роста и занятости и экологизации экономики. Трудно указать определенные меры, но высокие налоги на энергию или на выбросы CO2, могут заменить налоги на труд или прибыль и направить экономики европейских стран в русло более устойчивого развития и, в то же время, сделать компании более конкурентоспособными и снизить зависимость от неопределенных источников энергии.

Все инновационные стратегии, используемые в ЕС, привели к выработке за последние годы значительного количества новых мер по энергосбережению во всех секторах экономики.

Сокращение темпов роста энергопотребления

С 1993 года происходит непрерывное разграничение между потреблением энергии и ВВП.

Начиная с 1993 года, темпы роста первичного и конечного энергопотребления снижаются примерно на 1,5% в год в ЕС-27, в 2007 году это потребление было на 20% ниже их значения 1992. Если взять во внимание средний экономический рост за этот период, это фактически означает, что потребление энергии растет в три раза медленнее, чем ВВП. В 1997−2000 годах, сокращение темпов роста было более быстрым, и чуть более выражен для первичного, чем для конечного энергопотребления: 2,4% в год и 2,3% в год соответственно. С 2000 года является замедление темпов сокращения 1,3% в год и 1,5% в год для первичной и конечной энергоемкости соответственно.

Первичное энергопотребление снижалось быстрее, чем конечное, в половине стран из-за повышения эффективности производства электроэнергии. Эта тенденция стала результатом общего улучшения эффективности выработки электроэнергии, что связано с быстрым проникновением газовых комбинированных циклов, когенерации и ветряной энергии.

В других странах часть сокращения конечного энергопотребления «съедалась» за счет увеличения потерь в передаче энергии.

Для стран европейского союза в целом конечное энергопотребление снизилось быстрее, чем первичное: это означает, что увеличение потерь в передаче энергии частично компенсируются сокращениями в конечном энергопотреблении. Одной из причин большего первичного потребления энергии, чем конечного, заключается в неэффективном использовании топлива, в частности, в химической промышленности. Это явление особенно заметно в Норвегии, Финляндии и Нидерландах, где около одной трети конечного энергопотребления «исчезает» на уровне первичной энергоемкости.

Факторы, влияющие на энергопотребление

Есть три типа факторов влияния на окончательную энергоемкость, из которых только первые два могут быть рассмотрены для измерения энергоэффективности:

− распространение энергосберегающих технологий и оборудования, поведения и практики;

− замена энергоносителей на энергоносители с высокой эффективностью конечного использования (например, отопление, природный газ или электричество);

− экономические и социальные изменения, которые часто не учитываются в структуре ВВП;

− структурные сдвиги внутри отраслей: замещения автомобилей общественным видом транспорта в пассажирских перевозках, или сдвиг между автомобильным и железнодорожным транспортом грузов;

− ассортимент продукции и процессов в отраслях промышленности (например, большая доля электротехнической стали);

− стандарты жизни: увеличение количества техники или владение автомобилем, изменения в размерах автомобилей и бытовой техники, изменения доли домов для одной семьи в жилищном фонде; повышенный комфорт отопления, распространение новых услуг и приборов (воздуха кондиционирования, ПК и т.д.).

Эти факторы обычно имеют противоречивые влияния на энергопотребление: первые два фактора способствуют сдерживанию конечного энергопотреблеия при постоянной структуре, в то время как третий часто имеет тенденцию к увеличению потребления энергии, при прочих равных условиях. Вклад последнего фактора более значим, если страна является менее развитой: он, вероятно, играет решающую роль в странах Южной, Центральной и Восточной Европы.

[1] Речь идет о системе торговли выбросами, принятой ЕС (ЕСТВ). Она предполагает, что предприятия каждой страны получают определенное количество разрешений на выбросы в соответствии с национальными планами распределения прав на выбросы. Компании, включенные в ЕСТВ, могут продать излишек разрешений на рынке, а компании, выбросы которых превышают установленное ограничение, могут их купить. – Прим. ред.


Источники:

1. Беломестнов В.Г., Арасланов Р.Х., Бальжинов А.В. Энергоэффективность социально-экономических систем регионов. − Улан-Удэ:ВСГТУ, 2010.
2. Energy Efficiency Trends and Policies in the EU 27. ADEME Editions. − Paris 2009.
3. Towards a green and innovative economy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/growthandjobs/index_en.htm.

Страница обновлена: 01.04.2024 в 22:21:04