Формирование механизма регулирования регионального продовольственного рынка

Богер И.Б., Богер Т.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Богер И.Б., Богер Т.Н. Формирование механизма регулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 7. – С. 145-150.

Аннотация:
В статье рассмотрены цели и задачи государственного регулирования продовольственного рынка. По характеру воздействия выделено пять групп методов рассматриваемого регулирования и раскрыто их содержание. Определены общие параметры механизма регулирования регионального продовольственного рынка, выделены формирующие его элементы и основные условия эффективного функционирования подобного механизма.

Ключевые слова: элементы экономического механизма, параметры рынка

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Рыночная экономика обладает внутренними способностями к саморегулированию, однако события последних лет доказали, что эти способности не являются самодостаточными для развития экономических систем любого уровня. Реальная жизнь доказала необходимость государственного вмешательства. При этом пропорции сочетания государственного и рыночного регулирования, границы и направления государственного вмешательства являются вопросами, имеющими широкий спектр теоретических взглядов и соответствующих прикладных подходов.

Система целей государственного регулирования экономики обладает иерархической подчиненностью, которая может быть представлена как «пирамида» целей (см. рис. 1).

Рис. 1. Пирамида целей государственного регулирования экономики [2]

Image 1

Государственное регулирование регионального продовольственного рынка также предполагает обоснование и достижение определенных целей. Глобальной целью государственного регулирования продовольственного рынка страны является обеспечение экономической мощи отраслевых продовольственных рынков. Это означает, что система государственного регулирования призвана создать и поддерживать условия, обеспечивающие устойчивые позиции продовольственного рынка в национальной экономике и мировом рынке, а также обеспечить высокий уровень жизни населения страны.

Глобальная цель детализирована в системе генеральных целей регулирования продовольственного рынка страны, к которым мы относим:

− обеспечение положительной динамики экономического роста;

− недопущение корпоративной экономической власти;

− обеспечение финансовой стабильности;

− обеспечение социальной сферы;

− обеспечение высокого уровня платежеспособного спроса на продовольственные товары;

− создание предпосылок для эффективной интеграции продовольственного рынка в национальную и мировую экономическую систему;

− обеспечение охраны окружающей среды и здоровья населения.

Задачи развития рынка, решаемые с помощью госрегулирования

Приоритетность целей государственного регулирования более детализированных уровней может изменяться в том или ином периоде в зависимости от складывающейся конъюнктуры национального и мирового рынков, политической ситуации и других факторов. Однако совокупность задач развития рынка, решаемых на основе государственного регулирования, остается стабильной и в укрупненном виде может быть представлена следующим образом:

1) разработка, исполнение и контроль за исполнением законодательных актов, обеспечивающих правовую основу функционирования продовольственного рынка;

2) обеспечение эффективности регулирующей деятельности при минимальных издержках и минимальном вмешательстве государственного аппарата в экономическую деятельность экономических агентов продовольственного рынка;

3) обеспечение сочетания методов стимулирующего, лицензионного воздействия с мерами запретительного и фискального воздействия на экономическую деятельность экономических агентов рынка;

4) создание условий для развития свободной конкуренции в отраслях экономики. Усиление антимонопольной деятельности с целью недопущения возникновения экономической власти у отдельных предприятий, корпораций, объединений и других группировок экономических агентов рынка;

5) обеспечение системой государственного регулирования устойчивого развития рынка, финансовой стабилизации в национальной экономике за счет товарно-денежного и бюджетного равновесия;

6) протекционизм, субсидии и обеспечение других мер поддержки в отношении рынков, обладающих конкурентными преимуществами и способными приобрести их на международном рынке. Поощрение перспективных направлений экономической деятельности: поддержка высшего и среднего профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки;

7) ликвидация неэффективных, несостоятельных предприятий рынка посредством регламентированной процедуры банкротства;

8) обеспечение высокого уровня квалификационной занятости на рынке, стремление к величине «естественного» уровня безработицы посредством регулирования условий функционирования рынка рабочей силы;

9) создание социальных условий экономики рынка: развитие здравоохранения, медицинского обслуживания, системы пенсионного и социального обеспечения;

10) регулирование вопросов охраны окружающей среды посредством экономического воздействия на субъектов рынка, нарушающих законодательство об охране природы, и стимулирование внедрения экологичных технологий производства.

Методы государственного регулирования

Достижение целей государственного регулирования экономики рынка осуществляется посредством реализаций присущих ему функций в пространствах инициирования целей (макро-, мезо-, микроуровень) в процессе вмешательства государства в функционирование механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие рынка. Характер данного вмешательства может быть различным, равно как инструменты и формы, посредством которых оно может быть осуществлено [1].

Следует акцентировать, что государственное регулирование — это система мер, взаимопереплетение, взаимодействие, непротиворечивость которых способна обусловить положительный эффект вмешательства государства в процесс развития экономики регионального продовольственного рынка и обеспечить его устойчивость [3].

Государственное регулирование регионального продовольственного рынка осуществляется разнообразными прямыми и косвенными методами, которые в зависимости от характера воздействия можно объединить в пять групп: экономические, административно-экономические, административные, информационно-ориентирующие, законодательные.

Экономические методы — это методы воздействия на спрос и предложение товаров, на условия формирования экономических ресурсов, затрат и результатов, включающих государственное потребление, бюджетную политику, налогообложение, регулирование денежного обращения и предоставление кредитов, финансирование производства, таможенное регулирование, регулирование цен на продовольственные товары.

Административно-экономические методы предусматривают контроль над кредитной системой, контракты между предпринимателями, союзами предпринимателей (со взаимными обязательствами), «встроенные стабилизаторы» (кредитные, фискальные).

Административные методы – ограничения, налагаемые административно и не касающиеся движения стоимостных факторов.

Информационно-ориентирующие методы ориентированы на обеспечение предприятий коммерческой информацией, позволяющей им выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспективных задач.

Законодательные методы обеспечивают правовые основы деятельности субъектов, включая защиту прав собственности, защиту прав потребителей, антимонопольное законодательство, законодательство в области торговой практики, сертификацию и лицензирование производства и продажи отдельных видов товаров, организацию государственного контроля качества товаров и услуг.

Элементы механизма регулирования регионального продовольственного рынка

Взаимосвязь экономических механизмов, обеспечивающих развитие регионального продовольственного рынка, представляет собой динамическую систему. Действуя одновременно, обусловливая и взаимно дополняя друг друга, эти механизмы обеспечивают результаты функционирования рынка, соответствие которых определенным параметрам позволяет говорить о степени его развития.

В качестве общих параметров функционирования регионального продовольственного рынка нами определены:

− рост объемов производства продуктов питания в заданных границах, максимальным значением которого будет выступать величина потребности населения региона, рассчитанная в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания, а минимальное значение определяется достигнутым уровнем душевого потребления;

− обеспечение ассортиментной структуры производства с позиции теории сбалансированного питания, что подразумевает, во-первых, обеспечение человека необходимым количеством питательных веществ; во-вторых, соблюдение пропорций между ними.

Анализ показал, что в настоящее время разрывы между фактическими и заданными значениями обозначенных параметров велики, что, в первую очередь, обусловлено снижением уровня регулируемости отраслей продовольственного рынка. С этих позиций нами выделены элементы, формирующие механизм государственного регулирования регионального продовольственного рынка (см. рис. 2).

Рис. 2. Элементы механизма регулирования регионального продовольственного рынка

Image 2

Заключение

На государственном уровне должна быть принята единая методологическая и нормативно-правовая основа разработки системы управления отраслями продовольственного комплекса на уровне регионов. По нашему мнению, она должна базироваться на понимании кластерной организации структуры рынка, оценке роли и значения кластеров рынка в процессе обеспечения населения продовольствием. Направления государственной политики должны охватывать комплекс взаимосвязей между составляющими продовольственного комплекса. Достижение заданных параметров развития регионального продовольственного рынка может быть осуществлено при соответствующих тенденциях и темпах развития его сырьевой базы — сельского хозяйства.


Источники:

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
2. Макаров В.Л. и др. Применение вычислимых моделей в государственном управлении / В.Л. Макаров, А.Р. Бахтизин, С.С. Сулакшин. – М.: Научный эксперт, 2007.
3. Шараев Ю.В. Теория экономического роста. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:48:52