Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества

Зайцев А.В., Крафт Й.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зайцев А.В., Крафт Й. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 2. – С. 139-146.

Аннотация:
В статье проанализированы особенности формирования интеллектуально-креативных ресурсов в условиях глобализации. Обоснована необходимость создания благоприятного инвестиционного климата и научно-технической политики государства для обеспечения поддержки предприятий инновационной направленности. Это также необходимо для совершенствования образовательного процесса учебных заведений. На примере развития образовательной деятельности Технического университета в г. Либерец (Чешская Республика) продемонстрированы принципы подготовки современных специалистов для предприятий национальной экономики.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, глобализация, интеллектуально-креативные ресурсы, университет



Процессы глобализации и турбулентные условия функционирования хозяйствующих субъектов сегодня являются характерной чертой мировой экономики. Нестабильность и неустойчивость предпринимательской сферы оказывают значительное влияние на изменение конкурентной среды. По этой причине существенную роль в повышении конкурентоспособности как национальной экономики в целом, так и ее отдельных субъектов, особенно высокотехнологичного сектора, играет не только модернизация, но и формирование качественных интеллектуально-креативных ресурсов. С их ростом связано создание наиболее значимых конкурентных преимуществ предприятий инновационной направленности. Доминирующую позицию в решении этой задачи занимает обеспечение высококачественного образовательного процесса как основного фактора совершенства человеческого капитала.

В современных условиях на предпринимательский сектор воздействуют не только факторы, свойственные глобальной экономике, но и традиционные возмущения нестабильной внешней среды, такие, как колебание спроса и цен на потребляемые ресурсы (материальные, финансовые и интеллектуальные) и производимую продукцию, изменения в законодательстве и т.д. В рыночной среде, действуя постоянно, эти факторы напрямую не связаны с мировым финансовым кризисом, но их негативное влияние мультиплицируется при воздействии процессов глобализации.

Человеческий капитал как основа интеллектуально-креативных ресурсов

Таким образом, в условиях продолжающегося мирового глобального кризиса необходимы скоординированные антикризисные действия правительства, опирающиеся:

− на формирование организационно-экономических механизмов и стимулов;

− развитие в стране инновационного предпринимательства;

− создание малых и средних инновационных предприятий, специализирующихся на коммерциализации знаний и опытных конструкторско-технологических разработок.

Однако немаловажное значение в решении этой задачи должно отводиться процессам повышения качества интеллектуально-креативных ресурсов и обновления научно-технической базы. Выполнение этих условий позволит сформировать запас ресурсов не только для вывода народного хозяйства из кризиса, но и для выхода страны в мировые экономические лидеры.

С целью достижения положительных эффектов в национальной экономике необходимо на государственном уровне поддерживать инновационные изменения в различных отраслях. Поддержка создания условий эффективного функционирования народного хозяйства предполагает, во-первых, образование в стране благоприятного инвестиционного климата и формирование научно-технической политики государства. Во-вторых, совершенствование человеческого капитала посредством развития интеллектуально-креативных ресурсов общества на основе высококачественного образовательного процесса.

Сегодня в общественно-экономической жизни общества именно университеты занимают значимое место в создании человеческого капитала. Свое предназначение они выполняют не только посредством предоставления образовательных услуг, но и путем решения научно-исследовательских задач. Причем эти два направления между собой должны быть тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что образование как процесс сохранения, развития и передачи знаний от поколения к поколению, а также наука и исследование в понимании расширения спектра знаний нашего общества выступают базисом третьей составляющей роли университетов – трансфера знаний в практическую деятельность [1].

На рис. 2 (см. на с.???) представлен механизм совершенствования человеческого капитала посредством развития интеллектуально-креативных ресурсов. Очевидно, что в настоящее время основным фактором развития экономической системы выступает процесс коммерциализации знаний, который воплощается в применении результатов науки, переносе новых знаний и технологий в промышленность, а также в создании инновационных предприятий. Однако университеты и научно-исследовательские учреждения должны реализовать эту задачу совместно со всеми заинтересованными коммерческими субъектами и государственными структурами.

Для формирования конкурентоспособности национальной экономики только качественное образование является основой исследований, а качественное исследование является главным источником инноваций. Следовательно, основой создания инноваций является развитый человеческий капитал, поэтому без совершенствования интеллектуально-креативных ресурсов и мотивации их формирования невозможно непрерывное инновационное развитие общества.

Компетентностный подход в образовательном процессе

Одной из проблем, сдерживающих развитие инновационной экономики России и стран Восточной Европы, является нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации. В рамках политики поддержки функционирования высокотехнологичных отраслей результативной в этом вопросе является деятельность университетов по подготовке специалистов на основе требований национальной экономики. Однако сегодня выпускники университетов не всегда способны эффективно применить на практике приобретенные знания. Хозяйствующие субъекты предъявляют справедливые претензии к тому, что молодые специалисты, как правило, не обладают готовностью к командной работе и дальнейшему профессиональному развитию, а стремление к карьерному росту подменяют понятием получения руководящей должности. В настоящее время работодатели часто отмечают, что у значительной части молодых специалистов невысокий уровень специальных знаний, существует недостаток профессиональных навыков и умений, отсутствуют представления о предстоящих должностных обязанностях. По этой причине в университетском образовании происходит смена предметного подхода на компетентностный. Концепция модернизации профессионального образования определяет задачу обновления его на компетентностной основе путем усиления практической направленности при сохранении фундаментальности [2].

В связи с этим целью компетентностного подхода является не увеличение объема знаний, а приобретение разностороннего опыта студентами в различных областях. Применение компетентностного подхода в образовательном процессе и практической деятельности предоставляет возможность будущим специалистам сформировать конструктивную позицию по отношению к объекту своей профессиональной деятельности. Контроль результатов подготовки основан на оценке совокупности приобретенных компетенций – способности к действию, а именно: практическое и оперативное применение знаний и навыков по конкретной ситуации. Компетентностный подход имеет коренное отличие от предметного подхода, в котором освоение дисциплины строится в соответствии с его внутренней логикой, независимо от других курсов. Это отличие заключается в том, что компетенции формируются в ходе прохождения комплекса учебных модулей. При подготовке специалистов диффузия знаний осуществляется посредством кейс-стади, тренингов, деловых игр, презентаций, проектных работ и стажировок на предприятиях и в научных учреждениях. Предметный же подход опирается в основном на лекционно-семинарские занятия.

Опыт Технического университета в г. Либерец

Начиная с 90-х годов прошлого столетия ректорат Технического университета в г. Либерец (Чешская Республика) разработал и реализует стратегию, сформированную на вышеизложенных подходах. Реализация этой стратегии позволила Высшей школе машиностроения и текстиля (первоначальное название вуза), которая имела только два факультета – машиностроительный и текстильный, с обучением 2500 студентов, создать за два десятилетия образовательное учреждение, имеющее семь факультетов и обучающее в настоящий момент более 10 000 студентов.

Работа всего коллектива университета по модернизации образования была поставлена таким образом, чтобы формирование факультетов, новых специальностей и наполнение конкретных учебных программ соответствовало адекватным требованиям современной экономики. Ректорат университета для создания подобных программ оперативно реагировал на изменяющиеся воздействия внешней среды (вступление Чехии в Европейский Союз, построение системы образования на основе Болонского соглашения и т.д.), а также стремился адаптировать учебные программы к потребностям национальной экономики, выполняя задачу повышения качества человеческих ресурсов.

При реализации программы модернизации образования в условиях перехода к инновационной экономике главной целью университета являлось не только накопление некой суммы знаний у студентов. Прежде всего, основными целями были и остаются развитие у студентов качества логически мыслить и формирование способности самостоятельно находить решение профессиональных проблем с учетом компетентностного подхода. Такой подход к образовательному процессу невозможно осуществить без включения студентов в решение научно-исследовательских задач университета. Эта задача решается соразмерно способностям студентов и этапу обучения, то есть согласно трем ступеням в рамках Болонского процесса: бакалаврского, магистерского и докторского образования. Одним из результатов проведенных преобразований явилось то, что университет в мае 2009 года был удостоен Европейской комиссией престижной оценки DSL [1] в рамках программы Erasmus University Charter [2].

Деятельность Института наноматериалов, передовых технологий и инноваций

Технический университет в г. Либерец, реализуя задачу создания современного образовательного учреждения, делает акцент на концепцию сбалансированности программы обучения и научно-исследовательской деятельности. Такая концепция соответствует требованиям инновационной экономики, согласно которой сегодня университеты не могут только декларировать научные знания. Наоборот, современные образовательные учреждения реализуют научную деятельность с активным включением своих студентов и докторантов.

В связи с этим в стратегию развития университета в 2008 году был включен проект создания и строительства Института наноматериалов, передовых технологий и инноваций. Это подразделение университета будет являться экспериментальной площадкой для поддержки инновационной активности в регионе, развития и внедрения новых материалов и технологий. Реализация проекта проводится в период с 1 декабря 2009 г. по 31 декабря 2013 г., общая стоимость составляет 32 млн евро.

Деятельность Института наноматериалов, передовых технологий и инноваций будет осуществляться по двум базовым научно-исследовательским программам: «Исследование материалов» и «Конкурентоспособное машиностроение». Для реализации этих программ в структуру института будет входить 21 лаборатория, оснащенная современным оборудованием. Для проведения исследований по намеченным программам к работе лабораторий будут подключены не только преподаватели кафедр и инженерный состав, но и студенты всех ступеней обучения. Реализация проекта обеспечит университету предоставление качественных НИОКР, подготовку высококвалифицированных человеческих ресурсов и расширение сотрудничества с промышленностью. Но главной стратегической целью в области образования будет являться то, что выпускники университета станут обладать совокупностью необходимых компетенций для работы и управления предприятием в новом бизнес-пространстве. Разработанная программа с применением инновационных подходов к обучению в совокупности с научными исследованиями даст возможность студентам приобретать знания, необходимые для реализации требований, поставленных предпринимательским и государственным секторами экономики. Такой подход позволит отходить от программ с узкой специализацией знаний и расширять область освоения студентами знаний путем комбинации изучения естественных, экономических и технических наук.

Заключение

Таким образом, в условиях перехода к инновационной экономике трансформируются традиционные взгляды и порождаются новые тенденции общества в области образования. В экономике знаний стратегия образования и совершенствования интеллектуально-креативных ресурсов должна основываться на платформе формирования непрерывного цикла обучения, повышения квалификации и переподготовки в течение всего периода активной жизни человека. Следовательно, чтобы завоевать позиции на конкурентном рынке, подверженном влиянию процессов глобализации, необходимо применять такие подходы и принципы подготовки современных специалистов, которые затем будут в полной мере востребованы как малыми, так и крупными предприятиями национальной экономики.

[1] Специальный Знак Европейского приложения к диплому – сертификат, подтверждающий высокое качество и международный стандарт выданных квалификационных дипломов на основе успешной защиты любой аккредитованной учебной программы университета.

[2] Документ, дающий право высшему учебному заведению участие в программе Хартия университетов Erasmus.


Источники:

1. Особенности развития предприятия в инновационной экономике: монография / Под ред. Н.С. Иващенко и А.В. Зайцева. – М.: Креативная экономика, 2011. − С. 34.
2. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия. Монография. – М.: Издательский дом «Комсомольская правда», 2010. − С. 192.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:56