Проблемы реализации продукции сельхозтоваропроизводителей и пути их решения на примере анализа предприятий южной равнинной подзоны Дагестана

Гаджиева У.А., Гаджиев М.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (203), Март 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гаджиева У.А., Гаджиев М.Д. Проблемы реализации продукции сельхозтоваропроизводителей и пути их решения на примере анализа предприятий южной равнинной подзоны Дагестана // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 5. – С. 111-116.

Аннотация:
В статье поднимается проблема, связанная с тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители в условиях рынка оказались в невыгодном положении: закупочные цены на сельхозпродукцию диктуются перерабатывающими компаниями и хозяевами монополизированных рынков. В результате большую часть дохода от реализации сельхозпродукции получают не те, кто ее производит. Выход из создавшегося положения авторы видят в установлении гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также льгот и преференций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Ключевые слова: диспаритет цен, сельхозтоваропроизводитель, свободном рынке, убыточность производства



Известно, что любая продукция находит свое общественное признание только в результате ее реализации. Реализация продукции сельского хозяйства, и в том числе скотоводства, стала проблемной. До перехода к рынку сельскохозяйственные предприятия почти всю продукцию сдавали государству по закупочным ценам, устанавливаемым самим же государством [1]. С переходом к рынку наша страна перешла к свободным рыночным ценам, которые формируются без непосредственного вмешательства государственных органов, под действием рыночной конъюнктуры, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным, то есть либерализация цен, по мнению авторов реформы, должна была благотворно повлиять на процессы производства и обмена продукции. Вместо этого, мы получили экономический кризис со всеми его атрибутами.

В результате кризиса больше других отраслей пострадало сельское хозяйство и основной причиной тому послужил диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Рыночные отношения и проблемы реализации сельхозпродукции

Суть рыночного механизма ценообразования состоит в том, что цена устанавливается путем выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами – продавцом и покупателем, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится. Цену способен устанавливать только рынок.

Все это азбучные истины и говорить об этом приходится потому, сельскохозяйственные предприятия оказались вытесненными из рынка. Для того чтобы сельскохозяйственный товаропроизводитель имел доступ на свободный рынок, необходима декриминализация рынка. Все городские и межрайонные продовольственные рынки контролируются рыночными мафиями, а торгуют на них перекупщики, которые понятия не имеют о том, где и как производится продаваемая ими продукция. Другой бедой сельхозтоваропроизводителей стала экономически и организационно не продуманная приватизация промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию. Переработчики, как только они вышли из под контроля государства, установили монопольно низкие цены на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, сельхозпроизводитель вынужден продавать свою продукцию по бросовым ценам, в силу чего создаваемая в сельском хозяйстве рента достается переработчикам, перекупщикам, теневым хозяевам продовольственных рынков, а сельхозпредприятия несут убытки.

Убытки при реализации молока и скота, прибыль при реализации готовой продукции

Материалы табл. показывают, что во всех районах реализация скота и молока была убыточной. Исключение составляет реализация молока по Карабудахкентскому району за 2007 и 2008 гг. За все годы как по районам, так и по южной равнинной подзоне систематически росли полная себестоимость единицы продукции и средние реализационные цены. Вместе с тем темпы роста цен были выше, чем темпы роста полной себестоимости. Так, в 2009 г. по сравнению с 2006 г. увеличились: полная себестоимость 1 ц. молока в 1,33 раза, прирост живой массы скота в 1,36 раза; средняя реализационная цена 1 ц. молока – в 1,68 раза, 1 ц. живой массы скота – в 1,85 раза. В этой связи произошло заметное снижение уровня убыточности реализации и молока, и живого скота.

Известно, что 1 кг расфасованного в бумажные (картонные) упаковки молока жирностью в 2,4% стоил в 2009 г. 14 рублей. Сельхозпредприятия южной равнинной подзоны продавали 1 кг молока жирностью 3,6% по средней цене 7,21 рубля. Отношение жирности молока, купленного переработчиками у сельхозпредприятий (3,6%) к жирности молока, который реализуется молкомбинатами населению (2,4%), равное 1,5 означает, что только на уменьшение жирности молока с 3,6 до 2,4% переработчики из каждого килограмма купленного молока делают 1,5 кг реализуемого молока.

Известно также, что пастеризация молока, его расфасовка по картонным упаковкам, стоимость самой упаковки и доставка до пунктов реализации в расчете на 1 кг молока или на 1 упаковку обходится (по хорошо скрываемой информации) не более 3 рублей. Итак, купив 1 кг молока с жирностью 3,6% за 7,21 рубля и разбавив его до жирности 2,4% они зарабатывают 2,41 рубля, то есть каждый килограмм молока с жирностью 2,4% им обходится в 4,8 рубля. Переработка, расфасовка, доставка в торговую сеть в расчете на 1 упаковку составляют еще 3 рубля. Расходы по реализации (аренда помещения, оплата труда продавца и т.п.) в расчете на 1 упаковку обходятся не дороже 1 рубля. Вычтя из 14 рублей всю сумму затрат переработчиков и торговли (4,8 + 3,0 + 1,0) то есть 8,8 рубля определяем прибыль, которая равна 5,2 рубля и рентабельность (14 - 8,8) : 8,8 = 0,59 или 59%.

Решение проблемы: гарантированные закупочные цены на сельхозпродукцию

Тот факт, что сельхозпроизводитель получает убытки, равные 27%, а переработчики и работники торговли получают ренту в 59% говорит о необходимости обязательного перераспределения доходов между ними. Мы поддерживаем мнение многих экономистов-аграрников, которые считают, что прибыль, получаемая от реализации молока и молопродуктов должна распределяться так, чтобы 70% доставалось сельхозпроизводителям, 20 − переработчикам и 10% − работникам торговли.

Примерно такое же положение в реализации живого скота, мяса и продукции его ереработки – убытки достаются скотоводам, а ренту делят между собой переработчики и работники торговли. здесь тоже необходимо перераспределение ренты по той же схеме, что и по молоку.

В условиях инфляции, диспаритета цен, криминализации рынка и хронической убыточности сельскохозяйственного производства нам представляется необходимым введение гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Они применяются во всем цивилизованном мире с целью поддержки сельхозтоваропроизводителей. Поводом к их применению служит ситуация, когда средние рыночные цены ниже гарантированных. Гарантированная цена должна обеспечивать сельхозтоваропроизводителям (с учетом прочих форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Согласно Федеральному закону от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» [1] Правительство РФ дало право применять целевые и гарантированные цены, устанавливать уровень этих цен, порядок их применения, определять перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации.

Таблица

Объем реализации, полная себестоимость, цена и рентабельность продукции сельскохозяйственных предприятий районов южной равнинной подзоны Дагестана


Районы
Молоко и молочная продукция в переводе на молоко
Крупный рогатый скот и говядина в переводе в живую массу
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
1. Реализовано продукции, ц.
Карабудахкентский
16093
17219
16787
17332
2892
1891
2502
2744
Каякентский
9317
9914
9966
10547
1171
844
1274
1462
Дербентский
2907
2345
3976
3290
522
410
738
462
Магарамкентский
2975
2231
578
1113
815
554
532
571
Южная равнинная подзона
31292
31709
31307
32282
5400
3699
5146
5239
2. Полная себестоимость 1 ц., руб.
Карабудахкентский
534
413
487
693
3194
2623
3177
3390
Каякентский
490
639
756
696
2746
3607
3361
4577
Дербентский
783
975
916
980
3477
2895
5274
6589
Магарамкентский
535
799
1588
639
1891
3523
3577
3236
Южная равнинная подзона
544
554
647
721
2927
3276
3759
3986
3. Средняя цена реализации 1 ц. руб.
Карабудахкентский
394
455
554
631
1741
1902
2674
3230
Каякентский
339
371
485
546
1420
1985
2009
2597
Дербентский
350
384
479
579
1255
1388
2295
2714
Магарамкентский
162
433
498
423
1475
1968
2056
2461
Южная равнинная подзона
351
428
522
591
1574
1873
2391
2924
4. Рентабельность реализованной продукции, %
Карабудахкентский
-26
+9
+14
-9
-45
-28
-16
-5
Каякентский
-31
-42
-36
-21
-48
-45
-45
-43
Дербентский
-55
-61
-48
-41
-64
-52
-56
-59
Магарамкентский
-70
-42
-69
-34
-22
-44
-43
-24
Южная равнинная подзона
-35
-23
-19
-18
-46
-43
-36
-27
Заключение

Цены на многие виды сельскохозяйственной продукции и особенно животноводческой, не компенсируют затрат на их производство. Поэтому необходимо осуществлять государственную поддержку в виде регулирования цен, налоговых льгот, лояльной кредитной политики, адресных и целевых субсидий, отказа от таможенных сборов с завозимой из-за рубежа сельскохозяйственной техники и особенно средств малой механизации животноводческих ферм. Государство может и должно выступать гарантом при приобретении передовой техники из-за рубежа по лизингу под залог будущего урожая. Все это поможет сельхозпредприятиям преодолеть экономический кризис, устранить убыточность производства, получать определенную ренту и будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности страны.

[1] Указанный Федеральный закон утратил силу с 1 января 2005 г. – Прим. ред.


Источники:

1. Байтемиров Б.А., Шейхов М.А. Повышение экономической эффективности производства продукции скотоводства (по материалам Р.Д.). – Махачкала, 200.
2. Емельянов А.М. Сельскохозяйственная статистика. − М.: Экономика, 1982.
3. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально экономической статистики. − М.: МСХА, 1998.
4. Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. − М.: Инфра-М, 1999.
5. Саидов Т.С. Резервы роста эффективности сельскохозяйственного производства. − Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:22:38