Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2012

Ценовая политика в сфере государственного оборонного заказа

Русаков Антон Юрьевич, Заместитель начальника отдела бюджетирования и ценообразования, Открытое акционерное общество «Саранский телевизионный завод», Россия

Pricing Policy in the State Defense Order - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
В статье рассмотрена ценовая политика в сфере государственного оборонного заказа. Определены ее основные принципы, выявлены факторы, способствующие снижению цен на продукцию оборонного назначения. Предложены основные направления деятельности в рамках реализации программ снижения затрат на предприятии.
Цитировать публикацию:
Русаков А.Ю. Ценовая политика в сфере государственного оборонного заказа // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 5. – С. 106-110.

Эффективность бюджетных расходов находится в прямой зависимости от системы госзакупок и ценообразования. В сегодняшних условиях дефицита федерального бюджета и состояния оборонно-промышленного комплекса данная проблематика для Российской Федерации приобретает особую актуальность.

Ценовая политика в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) – это совокупность целей, достигаемых генеральными заказчиками путем управления ценообразованием и применением цен на продукцию оборонного заказа на этапе формирования, размещения и исполнения ГОЗ [1].

Ценовая политика в сфере ГОЗ направлена:

– на эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых по ГОЗ;

– рациональное размещение и своевременное исполнение ГОЗ;

– освоение новых видов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) высокого качества;

– экономию материально-технических и других ресурсов при производстве продукции оборонного назначения.

Ценовая политика в сфере ГОЗ предусматривает разработку заказывающими управлениями достоверного прогноза стоимостных показателей продукции оборонного назначения в процессе формирования и реализации государственной программы вооружения (ГПВ), согласования экономически обоснованных цен при заключении государственных контрактов на поставку ВВСТ, выполнении научно исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР), оказании услуг.

Принципы ценовой политики в сфере государственного оборонного заказа

Основные принципы ценовой политики в сфере ГОЗ следующие [2]:

1) принцип законности;

2) принцип научности;

3) принцип военно-экономической целесообразности приобретения ВВСТ;

4) принцип эффективности и экономичности использования, выделяемых на реализацию ГПВ и ГОЗ бюджетных средств;

5) принцип сбалансированности интересов государственного заказчика и организации-исполнителя ГОЗ;

6) принцип обеспечения устойчивости финансово-экономической состояния организации-исполнителя ГОЗ;

7) принцип безусловного решения в рамках ГОЗ социальных проблем;

8) принцип поощрения развития конкурентной среды в сфере размещения ГОЗ;

9) принцип полноты учета при подготовке управленческих решений совокупных затрат, обусловленных жизненным циклом ВВСТ;

10) принцип временной определенности уровней цен;

11) принципы ответственности, рациональности и осмотрительности;

12) принцип экономического стимулирования исполнителей ГОЗ;

13) принцип приоритета межведомственных методик ценообразования над ведомственными;

14) принцип приоритета содержания работы над методом расчета цены.

Факторы, вызывающие рост цен на продукцию оборонного назначения

Основные факторы, вызывающие рост цен на продукцию оборонного назначения [4]:

1) рост заработной платы и фондоотдачи опережающими темпами по сравнению с темпами роста производительности труда (неэффективное использование основных фондов и трудовых ресурсов);

2) рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) монополистов, в том числе в сфере естественных монополий;

3) разбалансировка бюджетной системы, искажающая финансово-кредитную систему;

4) инфляционные процессы (инфляция спроса; инфляция издержек; инфляционные ожидания и т.п.);

5) рост цен на энергоносители;

6) неэффективное использование инвестиций (капитальных вложений);

7) нестабильность рынков ресурсов и готовой продукции;

8) непредсказуемые колебания курсов национальной валюты;

9) регулирование банковских ставок и стоимости привлечения кредитов (займов);

10) индексация заработной платы и доходов населения;

11) государственное регулирование цен;

12) налогообложение;

13) антимонопольное регулирование;

14) тактико-технические характеристики, конструктивно-технологические и технико-экономические параметры продукции;

15) объемы производства и условия поставок.

Факторы, способствующие снижению цен на продукцию оборонного назначения

 Основные факторы, способствующие снижению цен на продукцию оборонного назначения:

1) превышение объемов предложения над объемами спроса;

2) стабилизация уровня заработной платы и доходов населения при опережающих темпах роста производительности труда;

3) повышение эффективности производства, внедрение современных, в том числе, ресурсосберегающих технологий, передовых методов организации труда;

4) государственное регулирование цен;

5) стабилизация отношений в бюджетной сфере;

6) высокие темпы роста фондоотдачи;

7) избыточные запасы ресурсов или готовой продукции;

8) налогообложение;

9) регулирование банковских ставок и стоимости привлечения кредитов (займов);

10) антимонопольное регулирование;

11) тактико-технические характеристики, конструктивно-технологические и технико-экономические параметры продукции.

Направления деятельности по снижению затрат

В целях снижения цен на вооружение, военную и специальную технику предлагается ряд основных направлений деятельности в рамках реализации программ снижения затрат на предприятии:

1) сокращение затрат за счет оптимизации расходных нормативов, в том числе по сырью, материалам, технологической трудоемкости, снижения количества временных технологий;

2) снижение затрат на приобретение товарно-материальных ценностей, в том числе за счет формирования базы данных альтернативных поставщиков, использования механизмов конкуренции (тендеры), оптимизации транспортно-заготовительных расходов.

3) снижение затрат за счет повышения производительности труда, в т.ч. За счет повышения ритмичности производства, совершенствования производственного планирования и др.;

4) снижение затрат за счет экономии энергоресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;

5) снижение затрат за счет уменьшения затрат на брак, технологически неизбежных потерь и других непроизводительных затрат;

6) снижение накладных расходов предприятия (оптимизация численности и структуры персонала предприятия за счет сокращения административно-управленческого персонала, оптимизация затрат на ремонт основных средств, выявление «узких» мест в технологических цепочках с целью повышения пропускной способности и повышения загрузки производственного оборудования и др.);

7) снижение затрат за счет улучшения показателей оборачиваемости объемов незавершенного производства;

8) сокращение затрат за счет повышения оборачиваемости запасов на складах, инвентаризации и дальнейшей реализации избыточных запасов;

9) снижение затрат на привлечение и обслуживание заемных средств (составление графиков сокращение дебиторской задолженности, пересмотр условий договоров с поставщиками производственных ресурсов и заказчиками в части авансирования, отсрочки платежей и т.д., использование механизмов государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса и др.);

10) снижение затрат на содержание непрофильных активов предприятия;

11) повышение эффективности мероприятий по сбору, учету и реализации возвратных отходов, списанного оборудования, других неликвидов.

 Заключение

В заключение необходимо отметить, что одним из наиболее важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия функционирующего в рамках ГОЗ, является ценовая политика. Через цены реализуются конечные цели предприятия, определяется эффективность деятельности всех первичных звеньев его структуры, кроме того объемы выручки предприятия напрямую зависят от уровня цен. Но следует заметить, что представленные приемы обоснования направлений изменения цен не исключают необходимости постоянного контроля фактической динамики цен. Для принятия своевременных и адекватных решений в области ценообразования в рамках ГОЗ необходимо обладать точной информацией о ходе реализации продукции предприятия и его основных конкурентов.


Источники:
1. Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. – 2007. − № 12. − Вып. 1.
2. Пашкус В.Ю. Теория трансфертного ценообразования в современной организации: понятия, модели, проблемы // Институт проблем предпринимательства. – 2004. − № 2.
3. Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» (доведен до ВП письмом нач. УВП МО РФ от 01.03.2007 № 251/1/1065).
4. Приказ ФСТ России от 18.04.2008 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».
5. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.04.2008 № 104 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу».