Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2012

Корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов

Яковлева Анна Валерьевна, Доцент кафедры экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, Россия

Korea: Employment Insurance System as Aid for the Unemployed under Crisis - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
В статье анализируется корейский опыт по поддержанию рынка рабочей силы во время двух финансовых кризисов. Азиатский финансовый кризис 1998 года преподнес Правительству Кореи серьезный урок: число безработных увеличилось почти в три раза. Поэтому к кризису 2008 года страна была подготовлена: за счет развитой за эти годы системы страхования занятости удалось собрать средства для поддержания дохода безработных, которые в три раза превышали суммы, направленные на эти цели в 1998 году.
Цитировать публикацию:
Яковлева А.В. Корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 5. – С. 17-24.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Мировой финансовый кризис 2008 года вызвал столько же беспокойства, сколько и Азиатский финансовый кризис 1998 года, так как первыми странами, где он начался, были, по большей части, развитые страны. Кризис мог привести к тому, что экономический цикл большинства остальных стран, особенно Кореи, чей экономический рост в большой мере зависит от внешней торговли, подвергнется длительному экономическому спаду. Поэтому Правительству Кореи пришлось быстро реагировать комплексом серьезных мер, направленных на предотвращение негативных последствий кризиса. Этот комплекс мер охватывал как финансовый рынок, так и рынок рабочей силы.

 Азиатский финансовый кризис 1997 года и ситуация на корейском рынке труда

По мнению Сун Т.К., генерального директора Отдела исследования человеческого капитала в Корейском институте труда, до наступления финансового кризиса 1998 года корейский рынок рабочей силы обладал статусом практически полной занятости с уровнем безработицы менее 3%. Когда в 1997 году разразился Азиатский финансовый кризис, финансовый рынок Кореи оказался полностью парализован под влиянием политики на рынке иностранной валюты, а в результате политики высоких процентных ставок, проводимой Международным валютным фондом, многие предприятия закрылись. Ситуация способствовала широкой реструктуризации отраслей, в том числе слиянию предприятий. Для снижения затрат на рабочую силу происходили массовые сокращения. В итоге впервые с 1960-х годов корейский рынок рабочей силы столкнулся с резким снижением с 60,9% в 1997 году до 56,4% в 1998 году уровня занятости и рекордно высоким уровнем безработицы 7% в 1998 году и 6,3% − в 1999 году. Число безработных увеличилось с 568 000 в 1997 году до 1 490 000 в 1998 году и 1 374 000 в 1999 году (см. табл. 1) [1, 7].

Таблица 1

Занятость и безработица на корейском рынке рабочей силы в период с 1980 по 2008 гг.

Год

Занятые

(тыс.чел.)

Безработные

(тыс.чел.)

Доля рабочей силы (%)

Занятость/Население в возрасте 15 лет и старше (%)

Уровень безработицы (%)

1980

13 683

748

59,0

55,9

5,2

1985

14 970

622

56,6

54,3

4,0

1990

18 085

454

60,0

58,6

2,4

1991

18 649

461

60,6

59,1

2,4

1992

19 009

490

60,9

59,4

2,5

1993

19 234

571

60,9

59,1

2,9

1994

19 848

504

61,6

60,1

2,5

1995

20 414

430

61,9

60,6

2,1

1996

20 853

435

62,1

60,8

2,0

1997

21 214

568

62,5

60,9

2,6

1998

19 938

1 490

60,6

56,4

7,0

1999

20 291

1 374

60,6

56,7

6,3

2000

21 156

913

61,0

58,5

4,1

2001

21 572

845

61,3

59,0

3,8

2002

22 169

708

61,9

60,0

3,1

2003

22 139

777

61,4

59,3

3,4

2004

22 557

813

62,0

59,8

3,5

2005

22 856

833

61,9

59,7

3,5

2006

23 151

783

61,7

59,7

3,3

2007

23 433

733

61,7

59,8

3,0

2008

23 577

769

61,5

59,5

3,2

Источник: [1]

Однако следует отметить, что система социальной защиты в Корее на тот период была недостаточно хорошо разработана. Хотя правительство и внедрило систему страхования занятости (ССЗ) в 1995 году.

В 1998 году корейская ССЗ находилась в зачаточном состоянии и не охватывала большинство работников, особенно работников малых предприятий. Программы стабилизации занятости и Программа улучшения профессиональных навыков в рамках ССЗ распространялись на предприятия с 70 или более сотрудников, а Программа выплаты пособий по безработице − на предприятия с 30 или более сотрудников. В декабре 1999 года ССЗ распространялась на 46,5% наемных работников и лишь на 15,5% безработных. Таким образом, Программа выплаты пособий по безработице, по сути, не могла обеспечить определенный уровень дохода большинству безработных, даже при временном послаблении требований и увеличении периодов получения пособий. С другой стороны, некоторые исследователи утверждают, что Программа выплаты пособий оказала положительное влияние на рынок рабочей силы, потому что помогла многим безработным в чрезвычайно сложные периоды.

Пока в 2000 году мировая экономика восстанавливалась, корейская экономика начала быстрыми темпами преодолевать экономический спад. Тем не менее резкое снижение уровня безработицы (с 7,0% в 1998 году до 3,8% в 2001 году) говорит о том, что совокупность правительственных мер помогла преодолеть массовую безработицу.

 Система страхования занятости

За 11 лет с 1998 по 2008 год количество охваченных страхованием учреждений и людей увеличивается по мере того, как расширяется ССЗ. Так количество охваченных учреждений увеличилось в 3,6 раза с 1998 по 2008 год, а число застрахованных человек за тот же период возросло в 1,8 раза. Доля учреждений, охваченных ССЗ, от общего количества учреждений увеличилась с 14,4% в 1998 году до 44,7% в 2008 году. Доля застрахованных человек от общего количества работников увеличилась с 26,4% в 1998 году до 47,1% в 2008 году (см. табл. 2). Эти данные свидетельствуют о том, что система социальной защиты для застрахованных работников расширяется. Однако около 53% работников, по большей части, временных, все еще не охвачены ССЗ [1, 9].

Таблица 2

Количество учреждений и людей, охваченных ССЗ в период с 1997 по 2008 гг.

Год

Количество учреждений

Количество застрахованных людей

Количество учреждений, охваченных ССЗ

Вновь получившие ССЗ

Исключенные из ССЗ

Всего

Вновь застрахованные по ССЗ

Исключенные из ССЗ

1997

47 427

8 927

5 205

4 280 430

1 345 231

1 392 542

1998

400 000

360 783

8 864

5 267 658

2 963 828

1 975 706

1999

601 394

240 596

33 954

6 054 479

3 330 353

2 499 662

2000

693 414

186 031

94 697

6 747 263

3 695 723

2 981 558

2001

806 962

226 642

114 332

6 908 888

3 435 154

3 234 745

2002

825 531

193 216

176 690

7 171 277

3 692 771

3 404 669

2003

845 910

191 248

173 275

7 203 347

3 449 449

3 394 502

2004

1 002 638

472 190

310 418

7 576 856

3 764 995

3 364 005

2005

1 148 474

607 766

417 033

8 063 797

4 264 292

3 720 733

2006

1 176 462

689 734

659 593

8 536 966

4 429 144

3 894 942

2007

1 288 138

778 957

652 456

9 063 301

4 642 261

4 061 173

2008

1 424 330

160 744

120 452

9 385 239

4 838 866

4 453 152

Источник: [1, 10]

Число получателей и размер пособий по Программе выплаты пособий по безработице зависит от ситуации на рынке рабочей силы. В общем, количество получателей и размер пособий по безработице увеличивается по мере расширения ССЗ. Так, к 2008 году расходы на пособия по безработице растут быстрее, чем уровень безработицы. В свою очередь, Сун Т.К. предлагает разделить количество получателей пособий по безработице на количество безработных, это отношение можно принимать за показатель относительного охвата безработных пособиями по безработице (с оговоркой, что это число – относительный показатель, а не процентное соотношение. Так как число получателей пособий по безработице считает работника, который был безработным дважды или трижды в году). Рассчитанный показатель составлял 0,29 в 1998 году, 0,24 в 1999 году, 0,29 в 2000 году, 0,94 в 2007 году и 1,09 в 2008 году (см. табл. 3). Это значит, что пособий по безработице, направляемых на поддержку дохода безработных в 2008 году было в три раза больше, чем в 1998 году [1, 11].

Таблица 3

Количество получателей и размер пособий по безработице в период с 1997 по 2008 гг.

 

Количество претендентов на страхование по безработице

Пособие по безработице

Всего

Количество человек

Количество человек, получивших разрешение

Отношение числа человек, получивших разрешение, к числу безработных

Количество человек

Размер страхования по безработице (миллионов вон)

1997

50 991

50 774

0,089

49 117

78 737

1998

438 465

434 199

0,291

411 686

799 416

1999

327 929

325 220

0,237

484 772

936 163

2000

260 407

258 727

0,283

332 692

470 793

2001

349 245

347 303

0,411

428 156

845 116

2002

299 215

297 109

0,420

416 041

839 315

2003

379 600

375 561

0,483

502 211

1 030 304

2004

471 542

467 730

0,575

707 432

1 446 306

2005

565 753

562 524

0,675

812 768

1 751 974

2006

612 667

609 691

0,779

943 542

2 074 004

2007

687 765

685 024

0,935

1 009 180

2 434 032

2008

838 783

835 140

1,086

1 162 534

2 865 256

* Источник: [1]

 Изменение мер в отношении рынка рабочей силы в период с Азиатского финансового кризиса 1998 г. до мирового финансового кризиса 2008 г. представлены в табл. 4.

Таблица 4

Основные меры в отношении рынка рабочей силы во время финансовых кризисов 1998 и 2008 гг.

Основная политика в отношении рынка рабочей силы

в 1998−2000 гг.

в 2008−2009 гг.

Создание рабочих мест

– обеспечение общественных работ;

– субсидия на трудоустройство;

– стимулирование трудоустройства за рубежом;

– содействие новому венчурному предпринимательству;

– содействие возвращению работников сельского хозяйства;

– содействие новым малым предприятиям

– большее количество рабочих мест для молодежи (содействие в прохождении стажировок и т.д.);

– обеспечение общественных работ (проект «Hope-Work»);

– расширение спектра социальных услуг;

– увеличение содействия самопомощи в трудоустройстве;

– большее количество рабочих мест для пожилых людей

Разделение и сохранение рабочих мест

– содействие предотвращению попыток сокращений;

– содействие сохранению рабочих мест и повторному трудоустройству

– расширение Программы сохранения занятости* (содействие прекратившим свою деятельность предприятиям, содействие при неоплачиваемом отпуске, содействие перемене рабочих смен)

Предоставление обучения и программы повышения квалификации

большее количество программ повышения квалификации

– Программа работы при школе;

– Программа для молодежи «Новый старт»; – Программа улучшения профессиональных навыков для приходящих работников;

– Программа S & M кооперативного обучения на крупных предприятиях

Поддержка существования и стимулирование занятости

– расширение охвата пособием по безработице;

– содействие в оказании поддержки существования бедным;

– предоставление кредитов безработным

– расширение охвата пособием по безработице;

– расширение содействия на первом этапе трудоустройства;

– предоставление пособия на время поиска работы;

– стимулирование региональной занятости

Разное

– организация сети служб занятости;

– формирование информационной системы рынка рабочей силы

* Источник: [1]

 Заключение

В заключении следует отметить, что четко разработанная система социального обеспечения является одним из решающих факторов, которые способствуют преодолению трудностей во время кризиса. Следует согласиться с мнением Сун Т.К., который считает, что странам следует развивать систему социального обеспечения до наступления экономического кризиса. Ведь если страна сталкивается с финансовым кризисом без действующей системы социального обеспечения, то необходимы быстрые и эффективные контрмеры для оказания помощи тем, кто потерял свои рабочие места и доход. Учреждение системы социального обеспечения сопряжено с большими затратами, чем расширение уже существующих систематических социальных программ. Также требуется некоторое время, прежде чем появится результат осуществления каких-либо мер. Поэтому страны должны строить собственную систему социального обеспечения в нормальные экономические циклы. Программы должны отвечать культурной и экономической ситуации отдельной страны и быть гибкими, чтобы во время кризиса было возможно их отрегулировать. Возможное расширение охвата программ и добавление более узконаправленных программ окажет помощь людям, пострадавшим во время кризиса [1].


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Kim S.T. Korea Unemployment Insurance in the 1998 Asian Financial Crisis and Adjustments in the 2008 Global Financial Crisis. ADBI Working Paper 214. − Tokyo: Asian Development Bank Institute [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adbi.org/working-paper/2010/05/10/3784.korea.unemployment.insurance.1998.2008.gfc.