Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2012

Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности

Шмырова Наталия Владимировна, Соискатель экономического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, экономист ООО «Хёндэ КомТранс Рус», Россия

Абросимова Ольга Юрьевна, Аспирант экономического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Россия

State Regulation of Natural Monopolies in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 170

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности естественных монополий, их роль в экономическом развитии России. Проводится идея о необходимости регулирования естественных монополий со стороны государства, предложен ряд механизмов государственного регулирования отраслей естественных монополий с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности функционирования.
Цитировать публикацию:
Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 5. – С. 4-10.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Государственная политика в отраслях естественных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на рост эффективности функционирования естественных монополий с учетом непосредственного интереса различных субъектов хозяйствования, а также с точки зрения приоритетов общества. Выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики. Поэтому ее совершенствование представлено принципиально новой системой, совокупностью подмеханизмов, воплощающих определенный алгоритм решения проблемы баланса между обеспечением эффективности функционирования естественных монополий и интересами общества.

Довольно высокая экономическая эффективность предприятий, функционирующих в отраслях естественных монополий, делает недопустимым и нецелесообразным их дробление; однако, действуя бесконтрольно, они могут принести значительный вред прочим субъектам экономических отношений. Поэтому государство осуществляет регулирование естественных монополий, и, учитывая специфику их функционирования, должно уделять им особое внимание и более активно вмешиваться в процесс их функционирования.

 Государственное регулирование естественных монополий

 Перед монополистическими структурами, выбирающими тип интеграции капитала, встают альтернативные решения по реализации их экономических интересов: использовать рыночные преимущества, предоставляемые объединением (горизонтальная интеграция) или снижать транзакционные издержки (вертикальная). В связи с этим органами государственной власти должны контролироваться источники формирования монопольных цен, механизм регулирования которых зависит от особенностей и проблем, связанных с процессами концентрации экономических интересов, интеграции и централизации капитала.

Государственное регулирование процессов монополизации в России в настоящее время осуществляется в условиях приоритета отраслей, производящих средства производства, недостаточной развитости инфраструктуры и значительной изношенности основных производственных фондов. При этом необходимо удержать баланс между отраслями национального производства [5] и реализовать экономические интересы хозяйствующих субъектов, проводя соответствующую антимонопольную политику.

Основная причина низкой эффективности некоторых российских естественномонопольных сфер кроется в несовершенстве и нескоординированности институтов управления и регулирования данного сектора экономики. Объектом регулирования по вертикали выступают транзакции, возникающие в цепочке: «общество – государственные регулирующие органы – субъекты естественных монополий – потребители», а по горизонтали – взаимодействия между отраслевыми министерствами и агентством по регулированию естественных монополий, между субъектами разных естественно монопольных отраслей, а также между потребителями услуг естественных монополий. Осуществление всего множества транзакций между контрагентами в сфере естественных монополий может сопровождаться ростом транзакционных издержек [2], поэтому необходимы институциональные корректировки в трансформации отношений собственности и организации производства, труда и управления, позволяющие предотвратить проявление рентно-ориентированного и оппортунистического поведения, а также способствовать увеличению эффективности естественных монополий.

 Оценка инвестиционных вложений

 Одним из наиболее важных направлений государственного регулирования естественных монополий мы считаем поддержание баланса интересов частного капитала (акционеров естественных монополий) и государственной политики в определенный период времени. Данный механизм государственного регулирования должен быть максимально понятным для участников рынка и в тоже время восприимчивым к окружающей экономической обстановке, как внутренней, так и внешней (мировая экономика). Поэтому мы предлагаем следующую схему государственного регулирования, в большей степени ориентированную на те отрасли естественных монополий, которые связаны с транспортировкой сырьевых ресурсов за границу. Предложенный нами вариант регулирования должен способствовать улучшению социальной и экономической обстановки в нашей стране (см. рис.).

 Рис. Перекрестное субсидирование внутри отраслей естественных монополий, связанных с транспортировкой сырьевых ресурсов

 Image

 Изменение бюджетной политики, направленное на умеренное влияние на конкурентную среду в отраслях естественных монополий, отражает совместное применение налогового и таможенного регулирования в целях обеспечения финансирования иных социально-экономических направлений [1]. Например, за счет изменения экспортных таможенных пошлин государство может косвенно влиять на стоимость товаров для конечного потребителя внутри страны или напрямую осуществлять инвестиции в социальные и национальные проекты, а также использовать данные средства для модернизации производства. Оценка инвестиционных вложений – один из сложнейших аспектов в модели регулирования предприятий, функционирующих в отраслях естественных монополий.

Капитальные вложения можно оценивать несколькими способами:

– в ценах приобретения с учетом амортизации;

– в восстановленных ценах оборудования;

– в восстановленных ценах услуг, которые производит данное оборудование.

В практической деятельности регулирующие органы чаще всего используют метод оценки капитала в ценах приобретения, поскольку определение его восстановительной стоимости не всегда возможно и вызывает затруднения.

Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается; встает вопрос о том, какая доля инвестиций была осуществлена оправданно, а потому может быть включена в базу для расчета разрешенной нормы прибыли, а какая, напротив – не может. Средства, потраченные на излишние, неэффективно созданные производственные фонды (здания, оборудования и др.), частично или полностью исключаются из расчета нормы прибыли. Все чаще практикуется отнесение издержек на будущие временные периоды; проверка целесообразности вложений; отклонение инвестиций как нецелесообразных; переоценка инвестиций по рыночным ценам.

 Условия эффективной деятельности естественных монополий

 На деятельность естественной монополии влияют рыночная структура и экономическое пространство, различие уровней горизонтальной и вертикальной интеграции, отношения собственности, зависимость регулирующих органов от политической конъюнктуры и прочего. В каждой стране ситуация определяется историческим развитием, географическими условиями и наличием природных ресурсов. Использование конкретного сценария регулирования ограничивается технологическими возможностями, конъюнктурой сложившихся условий информационной среды, социально-экономическим и политическим статусом страны  [3]. Эти особенности обуславливают выбор модели реформирования рынка естественной монополии и инструментов ее реализации.

Следовательно, только оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях, комбинированная форма регулирования выступает как оптимальный способ получения максимального блага от монополистических организаций для современной России.

Для эффективной деятельности естественные монополии, прежде всего, необходимо создать специфические условий инфраструктурного характера, а также обосновать экономические связи с государствами, потребляющими данную продукцию. Особый упор нужно сделать на перевод естественных монополий в наукоемкие производства.

Поэтому остается актуальной и приоритетной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизацией и формированием интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости. При этом в 2012–2013 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики и пополнения бюджета страны.

 Направления совершенствования государственного регулирования

Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:

1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствования системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании [4], реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);

2) улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования. Реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будет осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации;

3) совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;

4) повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.

В то же время, на наш взгляд, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Величко С.Г. Международный и российский опыт регулирования естественных монополий // Вопросы экономических наук. − 2007. − № 3. − С. 66−69.
2. Дерябина М. Участие государства в регулировании деятельности естественных монополий // Вопросы экономики. – 2006. − № 1. – С. 38−45.
3. Доровских А. По поводу формирования инновационных стратегий нефтяных корпораций // Российский экономический журнал. – 2009. − № 6. – С. 108−110.
4. Жигульская Г.М., Воробьева Н.С. МАП России как орган власти, регулирующий деятельность естественных монополий в области связи // Вестник Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. − 2000. − № 3. − С.63−67.
5. Кутовой Г.П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вести в электроэнергетике. − 2002. – № 1. − С. 8−12.