Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2012

Формирование модели согласования экономических интересов в региональной социально-экономической системе

Брюханова Валентина Борисовна, Соискатель кафедры «Общая экономическая теория и регионоведение», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Россия

Shaping a Model for Coordination of Economic Interests in a Regional Socio-Economic System - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 58

Аннотация:
В статье рассматривается модель согласования экономических интересов как инструмент регулирования экономических отношений в регионе.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Брюханова В.Б. Формирование модели согласования экономических интересов в региональной социально-экономической системе // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – С. 163-168.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Открытая рыночная среда регионов предоставляет большие возможности для выбора экономического поведения домашних хозяйств и отдельных индивидуумов.Однако для представителей различных доходных групп наряду с ментальностью имеют значение факторы доступности, инфраструктурной обеспеченности рекреационных услуг, регламентированности труда и самооценки свободного времени.

Эти проблемы в совокупности отражаются в региональном цикле, характер которого формирует состоятельность и гармоничность развития человеческих ресурсов на территории. Проблема заключается в выявлении базовых экономических интересов и определении возможности их эффективного согласования.

В условиях рыночной организации наличие механизма согласования региональных экономических интересов определяет результативность взаимодействия субъектов региональной социально-экономической системы (РСЭС). Региональный цикл, заключающийся в чередовании труда, быта и отдыха, лежит в основе возникновения любого экономического процесса1 и определяет региональную специфику воспроизводственного процесса в зависимости от природно-климатических, социальных, экономических условий. Выпадение одного звена сопровождается перебоями в функционировании региональной социально-экономической системы организованного рекреационного пространства (РСЭС ОРП), что негативно влияет на результаты экономического процесса и качество жизни. (1 Экономический процесс – отношение между экономическими субъектами в данной институциональной среде по реализации своих экономических интересов, направленных на возможные результаты совместной деятельности.) Полнота и завершенность регионального цикла зависят от уровня организации регионального экономического пространства для удовлетворения потребностей в труде, а также условий быта и отдыха, что представляет собой систему регионального воспроизводственного процесса. В свою очередь, полнота и завершенность регионального цикла определяет эффективность экономического процесса в любом из локальных пространств.

Очевидно, что в основе регионального цикла лежит региональный экономический интерес – система экономических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую либо собственность [2]. По мнению Г.Г. Фетисова, В.П. Орешина [2], региональные интересы существуют столь же объективно, как и групповые интересы трудовых коллективов предприятий, отраслей хозяйства, отражая особые, вызванные реальной спецификой условия, мотивы и способы действий проживающих в данном регионе людей. Эти интересы направлены на воспроизводство факторов жизни и труда в региональном звене производственной и социально-экономической структуры общества и на удовлетворение материальных и духовных потребностей жителей региона посредством эффективного территориального хозяйствования.

Процесс согласования экономических интересов как инструмент управления региональным развитием представляет собой форму организации экономических отношений.

Условия согласования экономических интересов

 

В качестве формы организации экономических отношений, ориентированной на повышение эффективности процесса согласования экономических интересов, предлагается рассматривать организованное рекреационное пространство, определяемое как социально-экономическое пространство, институциональная среда которой представляет совокупность мер создания и регулирования системы условий для полноты и завершенности регионального цикла в целях повышения эффективности экономического процесса в любом из конкретных локальных пространств разного масштаба, созданных для многократного использования. Исходя из данного определения, выделим условия согласования экономических интересов, влияющие на развитие региональной социально-экономической системы организованного рекреационного пространства:

– дружественность институциональной среды;

– полнота и завершенность регионального цикла, заключающегося в чередовании труда, быта и отдыха;

– повышение эффективности экономического процесса в любом из локальных пространств разного масштаба (жилом, корпоративном, коллективном).

Выполнение этих условий зависит от совместных усилий всех участников, представляющих субъект и объект управления. Если выполнение первого условия является прерогативой государственного управления, то следующие два условия требуют согласованного взаимодействия всех заинтересованных лиц. Исходя из этого, субъект управления должен регулировать процесс разработки мер и создания условий для более полного вовлечения возможных участников и полноценной реализации регионального цикла.

На рис. (см. на с. 166) представлена авторская разработка модели взаимодействия субъектов РСЭС, ресурсов, процессов и инструментов в инфраструктурной среде. Актуальность подхода заключается в способе конфигурирования регионального цикла во всех фазах, обеспечивающем достижение согласования целей развития региональной социально-экономической системы в условиях пространственных и временных ограничений. Основной акцент сделан на многоаспектность участия домашних хозяйств в экономической деятельности региона, противоречивость экономических интересов которых формирует конкурентную среду на рынках труда, капитала, товаров и услуг.

Рис. Модель взаимодействия субъектов РСЭС ОРП

 

Модель взаимодействия субъектов региональной социально-экономической системы

Субъект управления в лице органов регионального управления, территориальных служб федеральной власти становится проводником региональных экономических интересов. Выразителем экономических интересов выступают общественные и профессиональные союзы и ассоциации.

В число носителей экономических интересов входят следующие группы населения: наемные работники, владельцы предприятий, фермеры, представители малого и крупного бизнеса, государственные служащие, работники военно-промышленного комплекса. У каждой из этих групп свои экономические интересы, обусловленные социально-экономическим положением, родом занятий, уровнем образования и т.д.

Каждая фаза регионального цикла является объектом регионального экономического интереса и разрешения противоречий в результате обеспечения процессов в трудовой и социально-бытовой деятельности людей, занятости, улучшении жилищных условий, формировании системы рекреации путем использования местных ресурсов.

В наиболее концентрированном виде экономические интересы формируются в секторе домашних хозяйств, что обусловлено потребностями в благах в виде товаров и услуг. Домохозяйства, вовлеченные в экономическую деятельность, предоставляют в пользование комплекс ресурсов, представленный на рис. В основе регионального цикла лежат воспроизводственные процессы, связанные с восстановлением человеческих ресурсов. В организованном виде воспроизводственный процесс представляет взаиомодействие всех участников процессов, согласованность которого зависит от качества инфраструктурной среды (рыночной, производственной, социальной и экологической инфраструктуры).

Качество инфраструктурной среды определяется развитостью систем социальной защиты, индивидуальных и коллективно потребляемых услуг. Согласование функционирования должно являться результатом социально-экономического мониторинга, поддержки предпринимательства и подготовки востребованных кадров. Зависимость реализации процессов от субъекта управления определяется наличием прямой и обратной связи между основными участниками и уровнем развития институциональной среды.

Обеспечение единства всех видов региональных интересов

 

Основной результат, который должен быть достигнут в результате согласования противоречий в системе экономических интересов, заключается в обеспечении единства всех видов региональных интересов. Экономический интерес, преломляясь через реальную деятельность хозяйствующего субъекта, предстает как хозяйственный интерес [1]. Хозяйственный интерес преследует получение прибыли в результате хозяйственной деятельности в процессе удовлетворения потребностей домашних хозяйств и поддержание их интересов. Домохозяйство выступает как активный субъект в качестве потребителя, производителя, агента, контрагента, инвестора, финансируя и организовывая экономический процесс.

Общее экономическое пространство формируется как результат взаимодействия различных хозяйствующих субъектов в единой среде, независимо от величины их активов, формы собственности, технологического уклада. При этом они связаны между собой разделением труда при соответствии их экономических интересов в экономических связях. Важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур. Результативность регулирующего воздействия со стороны управления обеспечивается дифференцированным подходом к использованию потребительского, экономического и социального потенциала домашних хозяйств.

Органы регионального управления и территориальные службы федерального управления выступают в роли основного организатора, регулирующего поведение субъектов рыночных отношений. Общественные и профессиональные организации выражают интересы домохозяйств перед органами управления. Формальное выполнение посреднических функций со стороны выразителей экономических интересов является причиной рассогласованности в функционировании РСЭС. Развитие инфраструктуры и ее зрелость будут обеспечивать преимущественное развитие рыночной среды с учетом регионального цикла.

Выводы

 

Таким образом, представленная модель с выделением всех участников, ресурсов и процессов отражает системообразующий характер организованного рекреационного пространства.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты / О.А.Бияков; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Томск: изд-во Том. ун-та, 2004. – 152 с.
2. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.