Использование факторинга для повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса

Ладанов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (202), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ладанов А.А. Использование факторинга для повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – С. 30-34.

Аннотация:
В статье раскрываются проблемы управления дебиторской задолженностью малого и среднего бизнеса. Анализируется возможность использования факторинга в деятельности коммерческих предприятий. Приводятся формулы расчета увеличения объема реализации при использовании факторинга как способа увеличения доли на рынке и повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, дебиторская задолженность, малый и средний бизнес, факторинг, объем реализации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях жесткой конкуренции, в которых действует малый и средний бизнес, важным является наличие финансовой устойчивости. Любое малое предприятие на определенном этапе своего развития сталкивается с проблемой финансирования оборотного капитала. Особенно остро данная проблема стоит перед коммерческими организациями, которые отгружают свою продукцию покупателям на условиях отсрочки платежа. Для того чтобы покупатели приобретали их продукцию, особенно, если покупателями являются представителями большого бизнеса или крупными федеральными или региональными сетями, малый и средний бизнес вынужден предоставлять отсрочку платежа.

Главной целью любого предприятия является получение прибыли и обеспечение бесперебойной деятельности организации, независимо от специфики деятельности – торговля это или производство. Обеспечение бесперебойной деятельности начинается, прежде всего, с анализа поступлений и выбытия денежных средств, то есть плана движении денежных средств. Если предприятие имеет договора с покупателями с отсрочкой платежа, то зачастую оно нуждается в финансировании дебиторской задолженности с помощью краткосрочных заемных средств, чтобы обеспечивать бесперебойную текущую деятельность. Для торговых предприятий важно, чтобы у них происходил рост оборачиваемости товарных запасов и была возможность закупки нового товара. Для производственных предприятий это важно, чтобы обеспечить бесперебойный выпуск продукции, выплату заработной платы рабочим, осуществления необходимого ремонта оборудования и пр.

Предприятие, работающее по договорам с отсрочкой платежа, должно оптимально проводить свою кредитную политику, чтобы обеспечивать себя необходимым запасом денежных средств.

Конечно, все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но под влиянием конкуренции часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. Продукция отправлена покупателю, запасы сократились, а дебиторская задолженность увеличилась. Затем, когда будет произведена оплата товара, фирма получит наличные средства и дебиторская задолженность сократится. Поддержание дебиторской задолженности, так же как и запасов, требует как переменных, так и постоянных затрат, однако предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации. Наиболее эффективной считается такая кредитная политика, которая максимизирует чистые денежные поступления за некоторый период, компенсирующие pиск, принимаемый на себя фирмой [2].

Преимущество использования Факторинга

При реализации товара в кредит происходит следующее:

1) запасы уменьшаются на величину затрат на реализованную продукцию;

2) дебиторская задолженность увеличивается на сумму подлежащей получению выручки от реализации;

3) разница между выручкой и затратами отражается на счете «нераспределенная прибыль» [1].

Основным конкурентным преимуществом при использовании факторинга для малого и среднего бизнеса, может, является закупка товара, сырья или материалов у поставщиков по более низкой цене за счет 100% предоплаты. В данном случае поставщики предоставляют бонусы или скидки. Эту оплату поставщикам, предприятие может производить за счет денежных средств, которые получены от уступки дебиторской задолженности факторинговой компании. Объем финансирования, который, может получить предприятие, обычно составляет 60–90%, данные денежные средства фирма получает разу же после отгрузки своей продукции покупателю. Так же, денежные средства, полученные от факторинговой компании, можно направить на дополнительную закупку у поставщиков, что обеспечить дополнительный объем продаж предприятию.

Фактор времени является наиболее важным при сильной конкуренции на рынке: получая денежные средства «сегодня», а не через месяц или квартал, предприятие приобретает большое финансовое преимущество и открывающиеся возможности. Сумма денежных средств, которую предприятие может, высвободить из дебиторской задолженности, рассчитывается по следующей формуле:

Лимит финансирования × N/

/ оборачиваемость дебиторской

задолженности, (1)

где

Лимит финансирования – максимальная сумма денежных средств, в пределах которой факторинговая компания готова предоставлять финансирование предприятию под уступку дебиторской задолженности к дебитору;

N – планируемый период (месяц, квартал, год).

Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается по дебиторской задолженности, которую предприятие хочет уступить факторинговой компании.

Сама оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается, как среднее от произведения доли дебитора в реализованной продукции и срок оплаты по контракту.

Рост доходов является основным следствием применения факторинга, так как при ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности ускоряется денежный оборот и предприятие получает реальную возможность производить, продавать или оказывать услуги.

Финансовые возможности, которые появляются в связи с применением факторинга

Оценить возможный рост доходов отфаторинга достаточно легко, однако, получив необходимую цифру, прежде всего, следует определить, есть ли пути для потенциального роста доходов. Для этого необходимо проанализировать рынок, на котором работает малый и средний бизнес, и определить следующее.

1. Насыщенность рынка: есть ли потенциальные покупатели товара или услуги, создаваемых предприятием?

2. Текущий спрос со стороны имеющихся покупателей: возможно, что и за счет существующих объемов поставок дебитор не полностью обеспечивает свои потребности. Поэтому есть возможность увеличить количество продаваемой продукции и вытеснить других поставщиков покупателя аналогичной продукции.

3. Определить точный объем продаваемых товаров или оказываемых услуг, которые можно дополнительно поставлять существующим и новым покупателям.

Уже исходя из этих данных и сопоставить свои финансовые возможности, которые появляются в связи с применением факторинга, также оценить свои технические и организационные возможности увеличить обороты своего бизнеса. Далее уже реально сделать вывод, какой реальный рост объема отгрузок можно получить за счет применения факторинга. Также предприятию стоит определить, на каких условиях будут заключаться новые контракты.

Рассмотрим ситуацию, что предприятие, высвободим денежные средства из дебиторской задолженности, будет увеличивать отгрузки существующим дебиторам. В этом случае рост выручки и планируемую выручку для торговых предприятий можно определить следующим образом:

Доп. выручка =

= S × (1 + наценка на продукцию), (2)

S – сумма, высвобождаемых денежных средств из дебиторской задолженности за планируемый период

В идеальном варианте вся сумма средств, полученных предприятием от финансового агента, направляется на закупку дополнительного товара и продается с установленной наценкой и, соответственно, дополнительная выручка составляет объем дополнительно проданных товаров. Однако не все дополнительные средства могут пойти на закупку нового товара, часть средств пойдет на текущие расходы (з/п, аренда, хозяйственные и прочие), поэтому предприятие само определяет, какую часть дополнительных средств можно направить на дополнительные закупки.

Дополнительная выручка при применении факторинга

Для торгового предприятия дополнительную выручку рассчитываем с учетом средств, направленных на закупки нового товара. Сложность расчета заключается лишь в том, что на разные виды товара или группы товаров устанавливается разная наценка, поэтому важно также определиться, какой товар будет закупаться дополнительно или же определить среднюю наценку по всему ассортименту.

Для производственных компаний подсчет дополнительной выручки несколько сложнее, чем для торговых предприятий.

Им необходимо учитывать специфику своей деятельности, все хозяйственные, технические и технологические нюансы при увеличении объема производства. Прежде всего, необходимо определить, можно ли при существующем техническом уровне увеличить объем производства (предельный объем производительности оборудования, транспорта и прочих технических устройств).

Таким образом, дополнительная выручка, которую может получить производственное предприятие будет равна:

Доп. выручка = доп. выпуск продукции

(в ед.) × цену продукции, (3)

где

Доп. выпуск продукции = сумма средств, высвобожденная из дебиторской задолженности, направленная на закупку дополнительного сырья и материалов/индекс выхода готовой продукции.

Индекс выхода готовой продукции – это количество единиц сырья или материалов, необходимых для производства одной единицы готовой продукции (в стоимостном выражении).

Исходя из цены на продукцию, мы можем определить дополнительную выручку, которую предприятие получит в случае применения факторинга. Здесь предприниматель или собственник бизнеса в зависимости от решаемых задач может определить, какую норму прибыли закладывать в цену продукции. Так как при дополнительном производстве и реализации себестоимость продукции ниже, то и цену на дополнительную продукцию можно установить более низкую или предоставить скидки на данную продукцию.

Это обстоятельство важно для фирм, которые осуществляют реализацию товара не только оптом, но и в розницу. За счет получаемого финансирования от уступки поставок оптовым покупателям можно выиграть при более низкой цене в розничном сегменте. Снижение цены является основным конкурентным преимуществом предприятия на рынке.

Заключение

Развитие бизнеса является одной из самых важных задач любого руководителя или собственника. Бизнес должен развиваться либо количественно, либо качественно. Количественное развитие предполагает увеличение объема продаж, завоевание рынка. Качественное развитие предполагает улучшение качества производимой и реализуемой продукции, повышение качества оказываемых услуг. Оба направления развития бизнеса необходимы, чтобы выжить и победить в конкурентной борьбе, факторинг может реально помочь в этом. С помощью факторинга можно увеличить объем реализуемой продукции и улучшить ее качество. Поэтому использование факторинга является хорошим конкурентным преимуществом для малого и среднего бизнеса в условиях жесткой конкуренции.


Источники:

1. Управление дебиторской задолженностью и работа с долгами [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.factoringpro.ru/index.php/f_press_menu/1581-2010-08-15-11-52-23.
2. Приручить должника [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.factoringpro.ru/index.php/f_press_menu/1905-priruchit-dolzhnika.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 18:25:49