Федеральная политика в сфере культуры

Неретин О.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (202), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Неретин О.П. Федеральная политика в сфере культуры // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – С. 4-9.

Аннотация:
В статье культура рассматривается как фактор, стимулирующий развитие инноваций в стране. В свою очередь сами предприятия культуры не могут существовать без государственной поддержки. Авторами выявлены три типа государственной политики в сфере культуры: активная, консервативная и либеральная. Определены условия перехода к активной государственной политике в области культуры в рыночных условиях.

Ключевые слова: эффективность, сфера культуры, экономика культуры, культурная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Повышение эффективности функционирования субъектов хозяйствования сферы культуры, структурных составляющих отрасли должно осуществляться с учетом влияния различных групп поддержки на результаты предпринимательской деятельности предприятий и учреждений, предоставляющих гражданам совокупность культурных услуг.

Основным фактором, определяющим эффективность функционирования субъектов культурного комплекса, является государственная политика в сфере культуры, которая должна стать частью стратегии социально-экономического развития страны. В современных экономических условиях роль сферы культуры возрастает, что обусловлено переходом к постиндустриальной эпохе, в которой конкурентные преимущества получают страны, в наибольшей степени трансформировавшие свои хозяйственные комплексы с целью внедрения современных технологий, активного инновационного развития в стратегическом периоде времени. При этом обеспечить высокие темпы инновационного роста, активное применение современных технологий можно лишь в условиях высокого уровня культурного развития страны, поскольку качество трудовых ресурсов является определяющим фактором при осуществлении инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Следовательно, уровень развития сферы культуры становится одним из факторов, определяющих условия осуществления инновационной деятельности, способствующих активному внедрению нововведений во всех отраслях народнохозяйственного комплекса.

Необходимо также отметить, что уровень развития такой структурной составляющей сферы культуры, как библиотеки, оказывает непосредственное влияние на результаты инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Именно библиотечные учреждения обеспечивают хранение и трансформацию знаний, создают условия их эффективного использования при осуществлении инноваций, проведении научных исследований, производстве новых современных технологий и их внедрении в разнообразных условиях внешней и внутренней среды различных организационно-правовых структур.

Три типа государственной политики в сфере культуры

По мнению автора, можно выделить три типа государственной политики в сфере культуры, которая будет оказывать непосредственное влияние на результаты предпринимательской деятельности предприятий и учреждений, осуществляющих предоставление гражданам различных культурных услуг.

Активная государственная политика в сфере культуры должна быть направлена на стимулирование инновационной деятельности субъектов хозяйствования, активное внедрение новых технологий, использование культурного потенциала Российской Федерации для стимулирования экономического роста в других отраслях национальной экономики. Результатом такой политики должно стать превращение сферы культуры в один из центров инновационного развития, важ-ного продуцента инноваций, что требует, однако, значительных затрат финансовых ресурсов. При этом активная государственная политика не исключает необходимости обеспечения сохранности памятников истории и культуры, что требует привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования.

Консервативная государственная политика ориентирована на сохранение культурного наследия России, культурных достижений ее отдельных народов, создание условий для активного культурного и художественного творчества, поддержку молодых дарований. Для осуществления такой политики требуется меньший объем бюджетных инвестиций, поскольку поставленные цели экономического и социального развития сферы культуры имеют ограниченный характер. В то же время бюджетные средства при консервативной политики являются основным источником финансирования субъектов хозяйствования сферы культуры за исключением тех ее структурных составляющих, которые в складывающихся хозяйственных условиях имеют возможность получать высокую норму прибыли на вложенный капитал, а потому являются привлекательными для российских и иностранных инвесторов.

Либеральная государственная политика в сфере культуры ориентирована на сокращение государственных обязательств в процессе перспективного развития субъектов хозяйствования культурного комплекса, активное использование рыночных механизмов, увеличение объемов внебюджетного финансирования предприятий и учреждений, предоставляющих гражданам различные культурные услуги. Негативные последствия такой политики обусловлены сокращением бюджетного финансирования субъектов хозяйствования сферы культуры, которое в странах с переходной экономикой не может быть в полной мере восполнено за счет привлечения средств из внебюджетных источников. В результате в сфере культуры будет наблюдаться дефицит финансовых ресурсов, что окажет отрицательное влияние на результаты функционирования субъектов хозяйствования культурного комплекса стра-повлечет за собой снижение управляемости предприятий отрасли, приведет к утрате памятников истории и культуры.

Переход к активной государственной политике в сфере культуры

Стремление к осуществлению либеральной государственной политики в сфере культуры было характерно для 90-х годов XX века, что оказало негативное влияние на результаты предпринимательской деятельности в рассматриваемой отрасли национальной экономики. Это обусловлено тем, что сокращение финансирования субъектов хозяйствования культурного комплекса за счет средств федерального, региональных, муниципальных бюджетов не было компенсировано в результате использования механизмов привлечения средств из внебюджетных источников, что повлекло за собой уменьшение финансового потенциала предприятий и учреждений культуры, снижение заработной платы работников организаций культурного комплекса, потерю высококвалифицированных кадров.

По мнению автора, переход от либеральной к консервативной государственной политике в сфере культуры был осуществлен в процессе реализации федеральных целевых программ «Культура России (2001–2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.12.2000 № 955, и «Культура России (2006–2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 0.12.2005 № 740 в целях комплексного решения проблем развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации. В дальнейшем программа была продлена на 2011 год. Эти программы содержали определенный набор государственных обязательств по развитию культурной деятельности, финансовому обеспечению предприятий и учреждений, предоставляющих гражданам совокупность культурных услуг, сохранению объектов историко-культурного наследия.

Однако в среднесрочной перспективе целью федеральных органов исполнительной и законодательной власти должен стать переход к осуществлению активной государственной политики в сфере культуры. Это предполагает рациональное использование механизмов как бюджетного, так и внебюджетного финансирования субъектов хозяйствования, осуществляющих предоставление гражданам культурных услуг, создание условий эффективного взаимодействия предприятий и учреждений отрасли с внешними и внутренними группами влияния. Однако для внедрения такой политики существуют определенные ограничения, обусловленные возможностями федерального бюджета, а также отсутствием налоговых и неналоговых инструментов стимулирования спонсорской деятельности в сфере культуры.

Представляется, что для осуществления активной государственной политики в сфере культуры необходимы определенные изменения во внешней среде, которые позволили бы использовать часть имеющихся финансовых ресурсов для стимулирования культурной деятельности, как на основе прямого бюджетного финансирования, так и в результате сокращения уровня налогообложения субъектов хозяйствования. При этом условием внедрения активной государственной политики в сфере культуры являются высокие темпы экономического роста в течение длительного периода времени, что будет способствовать увеличению доходов бюджетов всех уровней, созданию новых предприятий, повышению заработной платы в отдельных регионах. Длительный период высоких темпов экономического роста создаст условия для перехода России в статус промышленно развитых стран, что позволит использовать часть свободных бюджетных ресурсов для решения текущих и перспективных культурных проблем.

Заключение

Государственная политика в сфере культуры зависит от стратегии социально-экономического развития страны, определяющей те целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты в процессе функционирования народнохозяйственного комплекса в определенный (как правило, пятилетний) период времени. Состав этих приоритетов во многом влияет на то, какой объем финансовых ресурсов может быть использован федеральными, региональными и муниципальными органами власти для финансирования процесса текущей деятельности и перспективного развития субъектов хозяйствования сферы культуры, как в текущем периоде времени, так и в долгосрочной перспективе.


Источники:

1. Друкер П.Ф. Менеджмент в некоммерческой организации. Принципы и практика. – М.: Издательство Вильямс, 2007.
2. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. – М.: Изд-во МГУКИ, 2003.
3. Смирнов А.Ю. Формирование рациональной системы управления сферой культуры: теоретические и методические подходы. − СПб: «Герда», 2004.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:25:18