Проблемы и стратегические перспективы развития полиграфических холдингов в России

Воротягин И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Воротягин И.А. Проблемы и стратегические перспективы развития полиграфических холдингов в России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 107-111.

Аннотация:
В статье рассматриваются системные проблемы в развитии полиграфических предприятий в конкурентной среде. Внимание акцентируется на необходимости нахождения оптимального соотношения между производством печатной продукции и расширением зоны распространения цифрового контента. Определены стратегические направления развития полиграфических холдингов в России.

Ключевые слова: конкурентная среда, стратегическое развитие, печатная продукция, полиграфическое производство, цифровой контент, электронные коммуникации, полиграфия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Холдинговые структуры, созданные и развивающиеся в регионах как более высокие по уровню формы концентрации финансового и промышленного капитала, а также научного потенциала, открывают возможности повышения социально-экономического развития региона, укрепления региональных внутрихозяйственных связей, создания благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в региональную экономику.

Решение этой задачи значительно усложнилось в период кризисных явлений в экономике, которые выявили целый ряд проблем общеотраслевого и системного характера. В этой связи в условиях выхода из мирового экономического кризиса выявление и анализ существующих проблем и стратегических перспектив дальнейшего развития полиграфических холдингов в России является задачей первостепенной важности.

Проблемы развития полиграфических холдингов

Главной проблемой для всего полиграфического бизнес-сообщества остается падение общего объема выпуска печатной продукции, нарастающая тенденция уменьшения масштабов полиграфического производства. Печать уступает ведущие позиции на информационном рынке, ее опережают комплексные интегрированные средства коммуникаций. Это обусловлено недальновидной издательской политикой, которая не учла влияние распространения электронных средств воспроизведения информации на дальнейшее развитие рынка печатной продукции;

Второй по значимости является целая группа взаимосвязанных проблем – это высокая зависимость отечественной полиграфии от импорта, обусловленная неэффективностью таможенного законодательства, технической и технологической отсталостью большинства предприятий от среднего мирового уровня, что формирует несоответствие потенциала многих полиграфических предприятий потребностям рынка печатной продукции.

Износ оборудования по отрасли в целом составляет до 80%. При этом отечественные предприятия не могут полностью насытить рынок современного полиграфического оборудования. Сегодня изготовители обеспечивают не более 7% общего потребления полиграфического оборудования в стране. В связи с этим типографии вынуждены обращаться к импорту. Повысить конкурентоспособность отрасли возможно привлечением инвестиций. По мнению экспертов, возможный путь решения проблемы – создание совместных предприятий для оснащения машин основными узлами от импортных производителей.

Выявленные проблемы, являются общими для большинства предприятий, входящих в полиграфические холдинговые структуры, их выявление и анализ – неотъемлемый предварительный этап в ходе дальнейшего стратегического развития полиграфических холдингов.

По результатам анализа последствий кризисных явлений на полиграфическом рынке, состояния и проблем развития полиграфических холдингов, эксперты главной практической задачей определяют обозначение основных этапов движения в сторону мультимедийности и освоения новых источников доходов [4]. Другими словами – найти оптимальное соотношение между производством печатной продукции и расширением зоны распространения контента в цифровом формате.

Стратегические направления развития

В качестве стратегических направлений развития полиграфических холдингов следует обозначить следующие.

1. Освоение новых для полиграфии ниш в сфере электронной коммуникации.

Во-первых, стремительные изменения в медиа-среде и растущая конкуренция со стороны цифровых медиа, потребовали от издателей печатной продукции новых подходов и технологических решений. Падение выручки от продаж, вызванное последствиями экономического кризиса и ускоренным развитием компьютерных технологий, заставили издателей, особенно печатных СМИ, искать новые способы распространения своей продукции. Среди них – распространение цифровых версий изданий через специальные сетевые сервисы, сохраняющие верстку и дизайн печатных аналогов.

Во-вторых, перспективным направлением в развитии полиграфических производств является использование цифровых технологий, которые не только сокращают сроки редакционно-издательского процесса, но и качественно изменяют его, расширяют профессиональные возможности специалистов. 2. Использование такого конкурентного преимущества печатных форм как независимость от технических устройств, в отличие от электронных средств информации.

В промышленно развитых странах параллельно с развитием информационных технологий растет и выпуск печатной продукции, причем, чем выше уровень информационных технологий, тем значительнее рост производства печатной продукции (США, Япония, Германия, Великобритания). В развитых странах объем производства печатной продукции достигает 1,4–1,5% ВВП, в России – только 0,8%. Чтобы обеспечить полиграфии надежное будущее, необходимо принять меры организационного, экономического и технического характера. Здесь не обойтись без тесного сотрудничества типографий с издательствами и предприятиями книжной торговли. Налаживание четкого постоянного взаимодействия по всей цепи разработки, изготовления и реализации печатной продукции даст возможность определить единую стратегию развития предприятий отрасли.

Современный уровень взаимодействия стратегического и оперативного управления производством полиграфической продукции также является крайне нерезультативным, что влечет за собой ряд проблем, решение которых требует внедрения новых или модернизированных технологических процессов, а также подготовки и переподготовки работников основного производства. Для полиграфического производства характерны следующие проблемы: дефицит производственных мощностей, неоптимальность календарных планов производства, прерывность производственных циклов, неэффективное управление запасами, нарушения технологии производства. Кроме того на уровень взаимодействия стратегического и оперативного управления производством влияет специфика полиграфического производства (см. табл. на с. 110).

Таблица

Специфика полиграфического производства

Своевременное решение выявленных проблем, учет специфики полиграфического производства и особенностей механизма взаимодействия стратегического и оперативного управления производством печатной продукции станет залогом успешного осуществления предприятием хозяйственной деятельности в условиях конкурентной среды [3].

Заключение

Таким образом, полиграфические предприятия должны определить, какую роль они играют в настоящее время на общероссийском и региональном рынках печатной продукции. Необходимо провести анализ своих возможностей и возможностей конкурентов. Следует определить перспективные объемы потребления печатной продукции разного рода в регионе и свою долю в обеспечении этой потребности. Исходя из этого разработать стратегию развития предприятия и определить затраты, требуемые для реализации разработанной стратегии, предложить механизмы получения средств на выполнение поставленных задач, рассчитать сроки окупаемости требуемых капитальных вложений.

Сегодня очень важно представлять достоверную картину состояния мировой полиграфии и уровень полиграфического производства в России, оценивать силу воздействия на полиграфию новых мощных средств коммуникаций и на этой основе определять стратегические направления отечественного рынка печатной продукции и полиграфических работ, рынков оборудования, материалов, труда и капитала. Конечным результатом такого анализа должна стать стратегическая бизнес-модель в полиграфической деятельности, обладающая возможностью адаптации к изменяющимся требованиям медиа-рынка.


Источники:

1. Антон Н. Мировой рынок полиграфических услуг и перспективы его развития. − Рига: Балтийская международная академия, 2009.
2. Воротягин И.А., Пыткин А.Н. Особенности развития предприятий полиграфического холдинга в конкурентной среде. − Пермь: Полиграф Сити, 2010.
3. Немтинов Р.В., Пыткин А.Н. Механизм взаимодействия стратегического и оперативного управления производством конкурентоспособной продукции // Российское предпринимательство. − 2011. − № 12 (2).
4. Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад Федерального управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии. − М., 2011.
5. Российский рынок полиграфических услуг // Информационно-аналитический отчет Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. − М., 2009.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:05:45