Методологические основы адаптации предпринимательских структур к социально-экономическим условиям функционирования и развития

Денисова И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Денисова И.Н. Методологические основы адаптации предпринимательских структур к социально-экономическим условиям функционирования и развития // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 34-39.

Аннотация:
В статье делается попытка ответить на вопрос: как происходит адаптация хозяйствующих субъектов к изменяющимся рыночным условиям? В качестве «измерителя» адаптации предлагается использовать интенсивность деловой активности на всех уровнях: мегауровне (межгосударственный аспект), макроуровне (страновой аспект), мезоуровне (регионально-отраслевой аспект), микроуровне (хозяйствующего субъекта), уровне отдельного работника. Высказывается точка зрения, что эффективное управление деловой активностью возможно только на основе всестороннего анализа текущего состояния рынка.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, деловая активность, условия хозяйствования, анализ конъюнктуры рынка, управление деловой активностью

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Мировой опыт показывает, что в условиях острого соперничества за потребителя и ресурсы деловой успех присущ только организациям, имеющим достаточный уровень конкурентоспособности и гибко реагирующим на любые изменения среды функционирования. Необходимость приспособления (адаптации) к изменяющимся условиям функционирования хозяйствующих субъектов обусловлена ростом нестабильности рыночной среды, повышением требований к их компетентности и корректности интерпретации нарастающего потока информации о состоянии деловой среды и т.п.

Адаптация субъектов хозяйствования к изменяющимся рыночным условиям

Очевидно, что при отсутствии универсальной формулы выживания и приспособления процесс адаптации должен сводиться к формированию у организаций рыночного мышления и способности действовать по законам рынка. Внедрение зарубежного опыта в российскую бизнес-практику требует разработки гибких методов и подходов, максимально адаптированных к специфической отечественной экономической среде, инициирования изменений в управленческой деятельность предприятий и организаций реального сектора хозяйствования, мониторинга и оценки достигнутых результатов, внесения необходимых корректив.

В условиях интенсификации конкурентных процессов на всех иерархических уровнях особое значение приобретает ориентация хозяйствующего субъекта на инвестиционно-инновационную модель развития, предполагающую необходимость своевременной смены технологий, активное противодействие межстрановой конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции, сотрудничество и т.п. При этом конструктивная адаптация, опережающая динамику рыночных изменений, должна являться надежным источником достижения наивысших результатов деловой активности.

Следует признать фактическое отсутствие в специальной литературе теоретического осмысления и методологии оценки эффективности адаптации персонала к усложнившимся требованиям потребителей, незавершенность теоретического представления деловой активности как системной целостности, неразработанность проблемы оценки деловой активности, недостаточность отражения подходов к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций как для производственных предприятий, так и по отдельным видам продукции, отсутствие единства мнений по методике исследования, анализу и оценке деловой активности. По мнению автора, следует обратить особое внимание на недостаточную научную проработку теоретико-прикладных аспектов «деловой активности». Несмотря на то что данная экономическая категория выступает основой конструктивных движущих сил развития рыночной экономики, современной наукой почти не раскрываются факторы ее формирования, не получили всестороннего и глубокого освещения причинно-следственные связи, не вскрыта ее роль в социально-экономическом развитии, не проанализированы ее специфические проявления в различных отраслях экономики.

Проявление деловой активности на разных уровнях

Являющаяся комплексной и динамичной характеристикой производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов, деловая активность:

1) на мегауровне (глобальный, межгосударственный аспект) характеризует глобальное социально-экономическое и правовое сотрудничество в области выработки фундаментальных основ и мировых приоритетов качества производственной деятельности;

2) на макроуровне (страновой аспект) задается экономическими индикаторами, формируемыми совокупностью деловых усилий отдельных хозяйственных субъектов, сказывающимися на динамичности развития общего состояния национальной экономики и ее отдельных секторов, денежно-кредитной и банковской систем:

– валовой внутренний продукт (ВВП);

– индекс потребительских цен (индекс инфляции);

– золотовалютные резервы;

– величина государственного долга;

– ставка рефинансирования;

– денежные индикаторы;

– платежный баланс;

– фондовые индексы;

– уровень безработицы;

– индекс предпринимательской уверенности и др.

3) на мезоуровне (региональноотраслевой, территориальный аспект) является мерой развитости межхозяйственных связей, производственной кооперации и интегрированности процессов производства и распределения продукции, характеризуется валовым региональным продуктом (ВРП), инвестиционной привлекательностью, фондо- и трудообеспеченностью, уровнем монополизации производства и сбыта и развития конкуренции в отрасли и регионе, моделью и особенностями рынка, уровнем поддержки государством и администрацией региона, уровнем налоговой нагрузки, величиной процентных ставок за кредиты и др.;

4) на микроуровне (отдельного хозяйствующего субъекта):

– комплексная характеристика производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов, возможностей экономического роста конкретной организации;

– в зависимости от этапа жизнедеятельности задается уровнями деловой активности, показывающими степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления;

– задает спектр усилий, направленных на обеспечение положительной динамики производственно-хозяйственных показателей, достижение поставленных целей, эффективное использование экономического потенциала, расширение рынков сбыта, увеличение трудовой занятости, использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности, продвижение отдельной организации (предприятия) на рынках продукции (труда, капитала);

– характеризует качество внутрифирменного производственного и финансового менеджмента, уровень применяемых технологий в производственно-сбытовых звеньях;

5) на уровне отдельного индивидуума, задействованного в сфере бизнеса:

– характеризует степень инициативности (предприимчивости, мобильности, энергичности, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов) персонала (отдельных работников);

– подчеркивает внутреннюю психологическую природу активности субъекта, в основе которой лежат цели и мотивы, ожидания и намерения и др. компоненты мотивационной сферы, побуждающие его к экономической деятельности и регулирующие ее;

– проявляется в выборе стратегий и конкретных форм экономического поведения в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях.

Внешние и внутренние факторы деловой активности

В специальной литературе критерии оценки деловой активности организации (предприятия) нередко полностью отождествляются с величинами аналитических коэффициентов (характеристик) ее финансового состояния, рассчитываемых на основе многочисленных методик анализа финансовой отчетности. Вполне естественно, что эффективное управление финансовой деятельностью способствует последовательному росту деловой активности организации (предприятия). Вместе с тем, многогранность предпринимательской деятельности позволяет утверждать, что не только финансовый срез задает темпы экономического роста организации (предприятия). Улучшение характеристик текущей производственной и коммерческой деятельности также в немалой степени обусловливается повышением его деловой активности.

Так, И.В.Сидоренко [1, 2] полагая, что деловая активность как характеристика процесса деятельности, внутреннего потенциала и возможностей отдельной организации (предприятия), во многом зависящая от внешних факторов непосредственного окружения, по-разному проявляется для каждого отдельного структурного подразделения, выделяет три вида активности персонала:

1) производственную активность рабочих основного и вспомогательного производства;

2) технико-экономическую активность работников технического отдела, отдела технического контроля, конструкторского отдела, технологической подготовки производства, отдела снабжения;

3) финансово-хозяйственную активность работников отдела труда и заработной платы, планово-экономического отдела, бухгалтерии, отдела маркетинга, высшего менеджмента.

Следовательно, деловая активность организации (предприятия) представляет собой сложную комбинацию экзогенных (внешних) факторов, не подконтрольных руководству, и эндогенных (внутренних) факторов, активно управляемых руководством. Совокупное влияние экзогенных и эндогенных факторов, носящих циклический характер, может формировать благоприятный предпринимательский климат, стимулирующий активность работников или, напротив, провоцировать свертывание деловой активности в организации.

Система оценки деловой активности организации (предприятия) включает качественные и количественные показатели (см. рис. на с. 38).

Рис. Система оценки деловой активности организации1 (1 Рис.1. подготовлен по материалам проведенного исследования.)

Деловая активность и анализ состояния рынка

В современных условиях эффективная предпринимательская деятельность невозможна без комплексного всестороннего анализа текущего состояния рынка и прогнозирования динамики дальнейших изменений его конъюнктуры, сложившейся под воздействием комплекса сил, факторов и условий. Достоверный анализ конъюнктуры рынка (глобального, национального, регионального, отраслевого, местного) как сущность современного маркетинга, четко сориентированного на запросы и потребности рынка, обеспечивает эффективное управление деловой активностью.

Анализ рыночной конъюнктуры, предназначенный для получения экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов предприятия (организации), выявления резервов, повышения деловой активности, предполагает:

– мониторинг тенденций изменения показателей активности организаций (предприятий) на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях;

– выявление влияния основных факторов, обусловливающих изменение показателей повышения деловой активности, и оценку их конкретного влияния;

– обобщение итоговых результатов, разработку конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов.


Источники:

1. Сидоренко И.В. Управление активностью персонала предприятия // Проблемы современной экономики. – 2009. − №4 (32).
2. Сидоренко И.В. Влияние деловой активности на результативность деятельности промышленных предприятий (на примере винодельческой промышленности Ставропольского края): Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2010. − 23 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:05:02