Инструменты частно-государственного партнерства как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе

Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е. Инструменты частно-государственного партнерства как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 17-22.

Аннотация:
Достижение инновационного вектора развития России не может быть обеспечено без дифференциации и модернизации национальной экономки, наличия инновационно активного малого бизнеса. Однако его инновационная активность сдерживается рядом отрицательных факторов, основным из которых является ограниченный финансовый потенциал. Решению данной проблемы будет способствовать применение инструментов государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровне.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, частно-государственное партнерство, дифференциация и модернизация экономики., Липецкая область

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях жестких финансовых ограничений объективно возникает необходимость привлечения на принципах взаимовыгодного партнерства возможностей государства для реализации инновационных проектов малого бизнеса. При этом со стороны государства партнерами малого предпринимательства выступают органы власти федерального и регионального уровня, а также специализированные государственные институты развития.

Задачей федеральных органов власти в первую очередь, является формирование эффективной нормативно-правовой базы применения механизма государственно-частного партнерства в сфере малого бизнеса. Следует отметить, что действующим федеральным законодательством заложены достаточно широкие возможности взаимодействия государства и малых предприятий. Так Налоговый кодекс РФ предлагает специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса, а регионам дано право определения отдельных налоговых преференций для них. В целях повышения доступности и снижения платы за пользование заемными финансовыми ресурсами, привлекаемыми для развития малого бизнеса, в том числе в сфере инноваций, в рамках государственно-частного партнерства предусмотрено субсидирование процентной ставки по банковским кредитам и лизингу. Для расширения небанковской формы финансирования инновационной деятельности малых предприятий в 2011 году заложен правовой базис развития системы микрофинансирования, ориентированной на предоставление «коротких» и «дешевых» кредитов. Законодательно установив льготный режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, государство сформировало благоприятную среду для активизации инновационных процессов малого бизнеса на таких территориях.

Государственно-частное партнерство и развитие малых инновационных предприятий

Софинансирование государством частных бизнес-проектов осуществляется также посредством специализированных институтов развития, таких как государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Российская венчурная компания», государственная корпорация «РОСНАНО». В частности, в 2010 году в рамках реализуемой Внешэкономбанком программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства был разработан новый продукт «Финансирование для инноваций и модернизации» [1]. Общий объем кредитования по линии Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства совместно с Внешэкономбанком в 2011 году составит 3–4 трлн руб. [2]. В России в 2010 году функционировало 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере с общим объемом средств 9,2 млрд руб. [3]. По словам главы Роснано А. Чубайса, в России создано уже более 600 малых инновационных предприятий, корпорацией финансируется около 100 проектов, объем финансирования составляет 130 млрд руб., а вместе с частным бизнесом – еще 180 млрд руб. [4].

Вместе с тем федеральные органы власти и институты развития определяют лишь общие направления и возможности механизма государственно-частного партнерства в стимулировании инновационной активности малого бизнеса. Адресность и практическое применение инструментов государственно-частного партнерства призваны обеспечить регионы. Одним из субъектов федерации, где государственные органы власти тесно сотрудничают с малым бизнесом и активно используют инновационные формы и инструменты государственно-частного партнерства, является Липецкая область.

Опыт Липецкой области

В рамках определенных на федеральном уровне направлений усилия региона в первую очередь направлены на увеличение финансовых возможностей малого предпринимательства. Так для расширения доступа к банковским кредитам областная «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009–2012 гг.» в рамках приоритетных для региона направлениях деятельности предусматривает компенсацию малому бизнесу части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам. В 2010 году на эти цели из областного бюджета было выделено 21,9 млн руб., в 2011 году эта сумма возросла до 66,45 млн руб. Одним из приоритетных направлений государственно-частного партнерства в сфере малого бизнеса является инвестиционная деятельность. В 2011 году в Липецкой области запланирована поддержка 53 инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса. Кроме капитальных вложений, особое внимание в регионе уделяется развитию лизинга оборудования. С этой целью предусмотрено предоставление субсидий или, так называемого лизинг-гранта, на компенсацию первого взноса. В 2011 году по данному направлению уже 9 малых предприятий, работающих в сфере производства и оказания услуг, стали партнерами региональных государственных органов власти. С 2011 года в области начато субсидирование инновационной деятельности малых предприятий. Данное направление государственно-частного партнерства оказалось достаточно успешным и уже 4 заявки находятся на рассмотрении [5].

Для расширения альтернативных источников финансовых ресурсов субъектов малого бизнеса региональными органами власти предусмотрены субсидии потребительскими кредитными кооперативами, предоставляющим займы своим членам – субъектам малого предпринимательства.

Развитию системы небанковского кредитования в регионе содействует Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Активы фонда на 1 июля 2011 года составляют 378,3 млн руб. и направляются на предоставление поручительств и микрозаймов субъектам малого бизнеса. С начала 2011 года фондом профинансировано 169 заявок на сумму свыше 117,3 млн руб. и выдано 8 поручительств [5].

Повышению инновационной активности субъектов малого бизнеса во многом способствует применение таких инновационных форм государственно-частного партнерства, как особые экономические зоны и кластеры. На территории Липецкой области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа федерального уровня «Липецк» и восемь особых экономических зон регионального уровня. Отличительной чертой последних является широкий спектр охватываемых направлений экономической деятельности, а также районов области, что обеспечивает сглаживание отраслевых и территориальных диспропорций, дает возможность активно внедрять инновационные производства и технологии в различные сферы экономической деятельности. В частности, при содействии региональных органов власти в различных городах и районах области развиваются четыре промышленно-производственные, одна агропромышленная и две туристско-рекреационные региональные зоны. Коммерциализацию инновационного потенциала малого бизнеса призвана обеспечить особая экономическая зона регионального уровня технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс». Эффективности зоны в расширении применения нанотехнологий, во многом будет содействовать строящийся на ее территории нанотехнологический центр.

Инструменты государственно-частного партнерства

В Липецкой области органы государственной власти одними из первых в стране стали привлекать инвестиции частных корпораций путем создания кластеров. Готовая инфраструктура ведущих предприятий региона оказалась весьма привлекательной не только для российских, но и иностранных инвесторов. В результате при содействии государства удалось сформировать конкурентный территориальный кластер по производству бытовой техники и создать целый ряд высокотехнологичных малых предприятий, осуществляющих производство смежной продукции. Эффективность кластерного подхода обусловила инициативу региональных государственных органов власти, направленную на формирование территориальных кластеров по изготовлению автокомпонентов, сельскохозяйственной техники и оборудования, а также фармацевтического кластера, первая производственная очередь которого уже запущена в июне 2011 года. С привлечением финансирования из федерального, регионального бюджетов и частных инвестиций в 2011 году на территории Липецкой области начато создание туристско-рекреационного кластера «Елец» и автотуристского кластера «Задонщина».

Действенным инструментом государственно-частного партнерства в Липецкой области, направленным на повышение инновационной активности малого бизнеса, являются индустриальные парки. В настоящее время функционирующий на территории области индустриальный парк «Кузнецкая слобода» предоставляет производственные площади уже семи фирмам из России, Германии и Италии. В перспективе предполагается создание индустриальных парков еще в двух городах региона, а с 1 января 2012 года их резидентам будет предоставлен ряд налоговых преференций.

Применение инструментов государственно-частного партнерства, несомненно, положительно отразилось на динамике развития малого бизнеса в регионе. По данным общественной организации «Опора России» в Липецкой области отмечен рост количества субъектов малого бизнеса, который позволил достичь показателя 32 субъекта на тысячу человек. Зафиксировано также увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, как по абсолютным, так и по относительным показателям [5]. Необходимо дальнейшее расширение направлений взаимодействия региональных государственных органов власти и предпринимателей, поиск и применение новых инструментов государственно-частного партнерства в целях активизации инновационной активности малого бизнеса в регионе.


Источники:

1. Внешэкономбанк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/fnalytics/mi/201106.pdf.
2. Интервью с председателем правления Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства Сергея Крюкова Российской Бизнес-газете. Записала Ольга Заславская [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/09/msp.html.
3. ОАО «Российская венчурная компания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/investments/regionai_funds.
4. Внешэкономбанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/fnalytics/mi/201012.pdf.
5. Администрация Липецкой области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 12:28:10