Типология рисков по проектам государственно-частного партнерства

Матаев Т.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Матаев Т.М. Типология рисков по проектам государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 4-10.

Аннотация:
В статье предложена классификация рисков при реализации проектов государственно-частного партнерства. Автор проводит идею о том, что передача рисков частному бизнесу является главным преимуществом реализации государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, классификация рисков, управление рисками, концессия, частный бизнес, контракт, типология рисков



В международной практике в условиях ограниченности государственных ресурсов одним из способов реализации инвестиционных проектов признан механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проекты, реализованные по схеме ГЧП, оказывают положительное воздействие на развитие региона и страны в целом. Основной задачей при управлении рисками по этим проектам является их разделение между участниками.

Можно привести множество примеров, когда проекты ГЧП не были реализованы из-за отсутствия согласованных договоренностей по разделению возможных рисков между участниками и стремлением каждой из сторон переложить ответственность на другую.

Управление рисками должно проходить пять стадий [3]:

– идентификация рисков: выделение тех рисков, которые свойственны конкретному проекту;

– оценка рисков: определение вероятности рисков, идентифицированных на предыдущей стадии, и их величины;

– распределение рисков: выбор ответственных за каждый риск из числа партнеров проекта или достижение договоренности относительно механизма, который позволит разделять риски;

– смягчение рисков: меры по снижению рисков и вероятности их возникновения;

– мониторинг рисков: отслеживание идентифицированных и появляющихся новых рисков в процессе выполнения проекта.

Эти стадии выстроены в той последовательности, в какой они протекают при реализации проектов и выпадение какой- нибудь стадии из этой цепочки может привести к очень тяжелым последствиям.

Классификации рисков

Передача рисков частному бизнесу – вот в чем главное преимущество реализации государственно частного партнерства. Но уровень подготовки частного сектора для принятия такого большого груза ответственности по рискам может снизить процесс осуществления проекта.

В первую очередь, преимущества от сотрудничества с частным бизнесом получает государственный сектор, так как в результате привлечения частного капитала у него появляется возможность реализовать социальные и общественно значимые проекты в полной мере. В процессе объединения капиталов государства и частного бизнеса увеличивается возможность привлекать дополнительные инвестиции и расширять таким образом производственные мощности, но при условии равномерного и справедливого распределения рисков.

Одна из основных задач, которая стоит перед участниками проектов ГЧП, состоит в том, чтобы как можно точнее и более полно классифицировать и распределить риски, которые каждый из них берет на себя. Классифицировать – значит систематизировать все возможные виды рисков по их признакам через объединение большого количества их подвидов.

Классификация рисков осуществляется по следующим направлениям [4]:

– в зависимости от факторов возникновения;

– в зависимости от сферы возникновения;

– в зависимости от стадии реализации проекта.

Кабашкин В.А., в зависимости о классификации, выделяет следующие виды рисков: ретроспективные, текущие, перспективные, политические, правовые, экономические, внешние, внутренние, чистые, динамические, производственные, общественные, коммерческие, финансовые, валютные, инвестиционные. Варнавский В.Г., Клименко А.В. и Королев В.А. в своей работе [5] выделяет четыре основные категории рисков при осуществлении проектов ГЧП: 1) политические и правовые; 2) технические; 3) коммерческие; 4) экономические, валютные и финансовые.

Нельзя упускать такой факт, что риски при ГЧП зависят также и от форм осуществления проектов.

Принципы распределения рисков между сторонами партнерства

Так, при проектах ВОТ (строительство – владение – передача) обычно вовлекаются множество взаимосвязанных по контракту сторон: с одной стороны, государство и проектная компания, с другой стороны – кредиторы, строительные компании, поставщики оборудования, независимые инвесторы и потребители или конечные пользователи продукции. Обычно предприятие, представляющее проектную компанию, состоит из строительных компаний, поставщиков оборудования, частных инвесторов и компании-оператора. Инвесторы могут включать институциональных инвесторов и международные финансовые агентства. В дополнение к этому, сложные финансовые мероприятия необходимы не только из-за того что вовлечено множество сторон, но и чтобы без обеспечения суверенных гарантий государства, проектная компания и кредиторы могли найти средства для покрытия рисков, включая страхование и получение различных форм гарантий. В связи с этим, можно сказать, что риски при реализации подобных контрактов будут распределяться путем долгого переговорного процесса и потребуют системного подхода.

В случаях с контрактами по проектному финансированию к разделению рисков необходимо подходить с точки зрения понимания реальных объемов финансирования, сроков их осуществления и возможности своевременности возврата.

Распределение рисков между участниками проекта определяется после рассмотрения ряда факторов, включая общественную заинтересованность в развитии соответствующей инфраструктуры и степень риска, с которой сталкивается проектная компания, инвесторы и кредиторы.

Практические рекомендации, подготовленные для организаций-заказчиков в ряде стран, часто содержат ссылку на общие принципы распределения рисков, связанных с проектами. Один из принципов заключается в том, чтобы риск закрывал тот участник государственно-частного партнерства, который способен сделать это лучше.

Также они предусматривают возложение рисков, связанных с проектами, на ту сторону, которая имеет наиболее легкий доступ к инвестиционным схемам или наибольшую способность диверсифицировать такие риски или уменьшать их при наиболее низких затратах. Однако на практике распределение рисков часто является фактором, связанным как с политическими соображениями (например, публичная заинтересованность в проекте или совокупные обязательства организации-заказчика по различным проектам), так и с относительной прочностью переговорных позиций сторон.

В табл. (см. на с. 8) в упрощенной форме показаны различные типы рисков и их возможное распределение между сторонами концессионного проекта1 [6]. (1 Концессия – одна из форм государственно-частного партнерства. По своему экономическому содержанию отражает отношения между государством и частным капиталом по поводу управления государственной собственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форма деятельности, основанная на временном использовании государственной собственности негосударственным субъектом этой собственности. Концессия подразумевает, что концедент (государство) передает концессионеру (представителю бизнеса) право на эксплуатацию (строительство и т.п.) объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования и т.д. – Прим. ред.)

Кроме того, при распределении рисков, связанных с проектами, важно учитывать финансовое положение сторон, на которые возлагается конкретный риск, а также их способность нести последствия такого риска, если он материализуется.

Типология рисков

Учитывая изложенное и анализируя существующую классификацию, приведем следующую типологию рисков.

Таблица

Типы рисков, возникающих при концессии, и их возможное распределение между сторонами

Условно риски можно поделить на классические и специальные. К классическим рискам проекта ГЧП относятся: риски, возникающие по ходу развития, ценовые риски и производственные риски. К специальным рискам проекта ГЧП относятся: рыночные риски, валютные риски, риски изменения процентов, политические риски, эксплуатационные и управленческие риски, риски нехватки сырья и материалов, а также форс-мажорные события.

Также можно классифицировать риски на проектные, политические и регулятивные риски. К проектным рискам относятся: коммерческие, конструкционные, риски эксплуатации. К политическим и регулятивным рискам относятся: потенциальные конфликты между различными регулирующими органами; адекватность государственной структуры и риск изменения в регулятивной среде; политика установления цен и тарифов; риск изменения экономической и политической ситуации; перераспределение публичного управления; проведение переговоров после подписания контрактов.

Возможно альтернативное классифицирование рисков на объективные и субъективные риски. Объективные риски происходят в произвольном случае, например, от изменений в спросе или факторов, влияющих на затраты по строительству и эксплуатации. Субъективные риски возникают в результате поведения участников проекта. Типичными примерами являются изменения в нормах, которые могут повлиять на доход, генерируемый проектом. Различие между объективными и субъективными рисками важно, поскольку первые могут быть застрахованы, тогда как влияние последних может быть сокращено или устранено путем правильной их оценки.

Нельзя не сказать о правовых рисках, так как во время действия контракта правовое поле также имеет тенденцию к изменению. Принимаются новые нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления и т.д.), могут пересматриваться действующие инструкции и нормы, повышаются экологические требования. Финансовые последствия от этих изменений понесут все участники контракта, как государственный сектор, так и частный бизнес, а также все взаимосвязанные компании с этим проектом. Это и инвестиционный сектор, страховые организации, а также конечные потребители.

Заключение

В заключение важно подчеркнуть, что при любых обстоятельствах должны распределяться не только преимущества, но и риски реализуемых проектов государственно-частного партнерства. И ГЧП дает реальную возможность как частному, так и государственному сектору разделить риски совместного проекта, при этом обеспечив гарантию не только возврата вложенных инвестиций, но и получения дивидендов.


Источники:

1. Report to Congress on Public-Private Partnerships. US Department of Transportation. 2004. P.10.
2. Семинар «Государственно-частные партнерства – новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов». − М.: Посольство Великобритании, 2003. − С. 27.
3. Public Private Partnerships. Risk Management. Queensland Government. 2002. P. 7.
4. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. − М.: ООО «МИЦ», 2010. − С. 341.
5. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика: учебное пособие. − М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. − С. 112.
6. Public Private Partnerships and the Poor Dolphin Coast Water Concession, Hemson D., Batidzirai H.



Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:35