Частные агентства занятости: регулирование деятельности в России

Балханов А.М., Галсанова И.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (199), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Балханов А.М., Галсанова И.Д. Частные агентства занятости: регулирование деятельности в России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 59-62.

Аннотация:
В статье анализируются изменения российского и международного законодательства, связанные с регулированием деятельности кадровых агентств, и деятельность кадровых агентств на рынке труда Республики Бурятия.

Ключевые слова: рынок труда, международная организация труда, кадровые агентства, частные агентства занятости



Увеличение числа кадровых агентств в России и в регионах свидетельствует о развитии рынка труда. При этом регулирование их деятельности на уровне государства и регионов в настоящее время осуществляется на недостаточном уровне. Существовавшая до начала 2000-х годов система лицензирования была отменена.

В настоящее время мы наблюдаем развитие кадровых агентств под руководством Ассоциации консультантов по персоналу, которая объединила рекрутинговые агентства и взяла направление на формирование и развитие цивилизованного рынка кадровых услуг.

Регулирование деятельности кадровых агентств на международном уровне

В настоящее время Международная организация труда называет кадровые агентства «частными агентствами занятости», согласно принятой 3 июня 1997 года на генеральной Конференции международной конференции труда Конвенции № 181 «О частных агентствах занятости» [1] и Рекомендации № 188 «О частных агентствах занятости» [2]. Регулирование, расстановка и трудоустройства рабочей силы частными агентствами занятости на международном уровне происходит на основании действия вышеназванных Конвенции и Рекомендации. Чтобы действие данных нормативных актов осуществлялось на территории Российской Федерации их необходимо ратифицировать. К настоящему моменту данные документы Международной организации труда не ратифицированы.

Международное правовое регулирование частных агентств занятости в рамках международной организации труда в течение XX века претерпело значительную эволюцию: в 1933 г. Конвенция «О платных бюро найма» (№ 34) установила запрет на деятельность частных агентств занятости; в 1949 г. в Конвенции № 96 деятельность частных агентств занятости была легализована в определенных и строго ограниченных случаях; в 1997 г. МОТ были приняты Конвенция № 181 «О частных агентствах занятости» (далее – Конвенция № 181) и Рекомендация № 188 «О частных агентствах занятости» (далее Рекомендация № 188) [1, 2].

Таким образом, исторически существуют три основных подхода к регулированию частных агентств занятости: первый – строгий запрет любых услуг трудоустройства и других услуг, обеспечиваемых частными агентствами; второй – жесткое регулирование частных агентств занятости, разрешенных наравне государственной службой занятости; третий – минимальное регулирование частных агентств занятости, допущенных в качестве частных участников рынка труда [12].

Регулирование деятельности кадровых агентств России

В России регулирование деятельности кадровых агентств, частных агентств занятости было обусловлено Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Статьей 19 было определено, что деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости.

В последствии данная статья была исключена в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме того, до отмены лицензирования деятельности по содействию занятости населения в Российской Федерации действовало постановление Правительства РФ от 28.10.1995 № 1046 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан». Данным Положением определялся порядок получения лицензии.

В настоящее время данный вид деятельности регулируется только на этапах открытия кадрового агентства и его отчетности перед налоговой службой. Необходимо отметить, что на ведение данного вида деятельности в настоящее время лицензии не требуется, за исключением содействия занятости населения за рубежом.

На федеральном уровне постоянно поднимаются вопросы ратификации Конвенций Международной организации труда. Так, Комитетом государственной думы по труду и социальной политике в 2009 году проводились парламентские слушания на тему: «Развитие Российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией Конвенций Между- народной организации труда (МОТ)».

В рамках данных парламентских слушаний исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала В.В. Оськин поднял вопрос о ратификации Конвенции № 181. В своем выступлении, отметил, что ратификацию данной конвенции необходимо включить в список, который необходимо принять в России в срочном порядке [10]. В своем выступлении исполнительныйдиректор Ассоциации консультантов по подбору персонала В.В. Оськин отметил, что положение о бесплатном оказании услуг для кандидата на получение должности заложено в Конвенции № 181. А еще раньше, до принятия Конвенции № 181, в 1996 году Ассоциация консультантов по подбору персонала закрепила данное положение в своем Профессионально-этическом кодексе. Следование данному положению свидетельствует о цивилизованном рынке кадровых услуг. Кроме того, В.В. Оськин отметил, что в данной Конвенции имеется много положительного и полезного для российского рынка. Например, защита кандидатов от дискриминации по национальности, вероисповеданию, политическим убеждениям, по возрасту и т.д. Принятие данной конвенции повлечет за собой не только цивилизованным отношениям на рынке труда, но и будет способствовать, по мнению В.В. Оськина, росту производительности труда [10, с. 184].

Ситуация в Республике Бурятия

В настоящее время кадровые агентства зарекомендовали себя как необходимые участники рынка труда. Ими создана Ассоциация консультантов по подбору персонала, которая пытается регулировать не только деятельность кадровых агентств, но и воздействовать на рынок труда.

Отношение Международной организации труда к деятельности частных агентств занятости претерпело изменение от полного запрещения их деятельности, до минимального регулирования. Конвенция № 181 и Рекомендация № 188, принятые в 1997 году, позволили действовать частным агентствам занятости, при этом трудящиеся, пользующиеся их услугами, должны быть защищены. На региональном уровне, в частности в Республике Бурятия, отмечается бурное развитие кадровых агентств. Отмечается заинтересованность в их деятельности со стороны работодателей: по данным представителей ряда кадровых агентств, отдельные работодатели оплачивают предоставляемые ими услуги. В процессе исследования кадровых агентств республики Бурятия выявилось, что отдельные кадровые агентства сотрудничают между собой, при этом с Государственной службой занятости сотрудничество не выявлено; хотя в соседних регионах, в частности в Иркутской области, отмечается взаимодействие кадровых агентств с Государственной службой занятости.

Поскольку кадровые агентства зарекомендовали себя как необходимые участники рынка труда, по нашему мнению, необходимо выработать механизмы взаимодействия кадровых агентств с Государственной службой занятости. Поскольку кадровые агентства и Государственная служба занятости работают на разных сегментах рынка труда, это позволит более корректно способствовать развитию рынка труда.


Источники:

1. Конвенция Международной организации труда № 181 «О частных агентствах занятости», Женева, 19.06.1997.
2. Рекомендация Международной организации труда № 188 «О частных агентствах занятости», Женева, 19.06.1997.
3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
5. Балханов А.М. Совершенствование деятельности кадровых агентств на региональном рынке труда. Диссертация на соискание ученой степени кандидат экономических наук. – Иркутск, 2001.
6. Беленко П.В. Хедхантинг: принципы и технологии. − СПб: Питер, 2006. – 192 с.
7. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица. – М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы, 1992. – 160 с.
8. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм персонала: учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2002. – 320 с.
9. Лютов Н.Л. Новейшее законодательство Европейского союза и проблемы легализации применения заемного труда в России // Труд за рубежом. − 2009. − №3 (83). − С. 85−102.
10. Материалы парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике на тему: «Развитие Российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда (МОТ)» // Труд за рубежом. − 2009. − №4 (84). − С. 113−187.
11. Менеджмент. В 8 кн. Кн.7. Менеджмент персонала 2000: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. – Мн.: БГЭУ, 1998. – 288 с.
12. Руководство для частных агентств занятости. Регулирование, контроль и исполнение. – Женева: Международное бюро труда, 2007.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:09:24