Пути оптимизации государственного регулирования ценовой политики сельскохозяйственных предприятий в Азербайджане на основе опыта развитых стран

Шарифов М.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (199), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шарифов М.Ф. Пути оптимизации государственного регулирования ценовой политики сельскохозяйственных предприятий в Азербайджане на основе опыта развитых стран // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 204-208.

Аннотация:
Сельское хозяйство, которое всегда было основной отраслью экономики Азербайджана, играет важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми товарами. Чтобы поднять сельскохозяйственное производство на конкурентный уровень, автором предлагается осуществлять его комплексную господдержку. Немаловажную роль в этом отводится прямым и косвенным регулирующим воздействиям на ценообразование в отрасли.

Ключевые слова: конкурентоспособность, сельскохозяйственная продукция, стимулирование, рыночный механизм, финансовая поддержка, регулирование цен



В Азербайджане проводимая аграрная политика основывается на законодательной базе, представленной законами «Об основах аграрных реформ», «О земельной реформе», «О семейном крестьянском хозяйстве», а также госпрограммах развития того или иного сектора. Государство в целях финансовой поддержки производителям сельскохозяйственной продукции в среднем 50% стоимости, используемых в производстве сельскохозяйственной продукции топлива, моторного масла и минеральных удобрений обеспечивается оплатой со стороны государства.

С целью реализации программы по продовольственной безопасности Азербайджана государство выделило на финансовую поддержку в форме субсидий фермерским хозяйствам 110 млн манат1 из госбюджета 2010 года. Финансовая поддержка в виде прямого субсидирования производителей со стороны государства сразу же сказалась на финансовых показателях фермерских хозяйств. Так, если рентабельность сельскохозяйственной продукции в 2006 году равнялась 8,4%, то в последующие годы средневзвешенный показатель составил 15%.

Таким образом, по Азербайджанской Республике ВВП в 2010 году составил 41,6 млрд манат, из них в отраслях сельского хозяйства было создано продукции на сумму 2,2 млрд манат, что составило 5,4%. Финансовая поддержка государства, выделенная в 2010 году в размере 110 млн. манат, от ВВП 2010 года составила всего 0,3%. По этим показателям можно сделать выводы, если сравнить их с такими же по другим странам. В странах ЕС государственные субсидии в доходах фермеров составляют 49%, в Финляндии – 71%, Норвегии – 77%, Швеции – 59%, Японии – 66%.

Формы господдержки сельского хозяйства

Для Азербайджана вопрос субсидирования сельского хозяйства начал актуализироваться в последние годы. Это особенно необходимо для страны в период вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Итогом многолетней борьбы противников сельскохозяйственных субсидий стало принятие в рамках ВТО соглашения о постепенной отмене к 2013 году субсидий в сельском хозяйстве. Вместе с тем, чтобы поднять сельскохозяйственное производство на конкурентный уровень, необходимы значительные финансовые средства. В связи с этим предлагается государственное регулирование цен осуществлять комплексно, то есть предоставление дотаций и субсидий осуществлять параллельно с реализацией гибкой таможенной политикой, предусматривающей усиление протекционизма.

Известно, что в мировой практике существуют два источника оказания поддержки сельскому хозяйству.

Первая форма поддержки, связанная с поддержкой рыночных цен, предусматривает оказание потребителями поддержки сельскому хозяйству путем покупки продуктов по более высоким ценам. Если в результате повышения цен возникают излишки продуктов, то возможно стимулирование их экспорта при помощи экспортных субсидий, которые оплачивают уже не потребители, а налогоплательщики.

Основной формой такой поддержки являются барьеры во внешней торговле в виде ограничений импорта, импортных тарифов, экспортных субсидий. Сюда же включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квотирования производства для сокращения предложения, административное регулирование. Поэтому зачастую официальные таможенные пошлины могут быть относительно невелики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьеры для импорта продовольствия.

Например, в Японии импортные пошлины кажутся относительно небольшими: зерно – 5,3%, мясо – 16,9%,мясные изделия – 16,1%, молочные продукты – 26,5% и т.д. Но за счет других элементов внешнеторговых барьеров ввоз импортного продовольствия очень ограничен. Например, по рису существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля рисом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен. В развитых странах распространена первая форма поддержки сельского хозяйства.

Второй формой поддержки являются бюджетные трансферты или субсидии сельскому хозяйству, которые не оказывают прямого влияния на потребительские или рыночные цены. Все эти платежи можно разделить на две группы: платежи, относящиеся к выпуску и платежи, ведущие к сокращению затрат (непосредственно или в перспективе). Это могут быть дотации, субсидирование отдельных видов расходов, государственные капиталовложения, вложения в инфраструктуру и т.д. Субсидии могут предоставляться также в виде налоговых льгот. Еще одним примером могут служить льготные цены на энергоресурсы (например, на электричество).

Стратегические цели в области сельского хозяйства республики

В Азербайджане применяется вторая форма государственной поддержки сельского хозяйства, а именно, когда государство предоставляет дотации и субсидирует отдельные виды расходов. Такое субсидирование, как свидетельствует проведенный анализ, приводит к некоторому снижению себестоимости производства продукции, но не способствует значительному увеличению объемов производства. В развитых странах также имеет место такое субсидирование сельскохозяйственного производства, однако, оно нацелено не на увеличение производства, а на то, чтобы отрасль была более экологически чистой, так как у развитых стран нет проблемы удовлетворения сельскохозяйственной продукцией населения за счет собственного производства.

Утвержденные распоряжением Президента Азербайджанской Республики «Государственная программа по надежному обеспечению населения продовольствием на период 2008–2015 гг.», а также «Государственная программа социально- экономического развития регионов на период 2009–2013 гг.» дали существенный импульс в государственном регулировании сельскохозяйственного производства в целом и оптимизации ценообразования сельскохозяйственной продукции, в частности. В утвержденных программах ощутимая роль отводится мерам сельскохозяйственного направления. В качестве стратегической цели намечено к 2015 году довести урожайность зерна до 32 центнеров, общее производство до 2,8 млн тонн, производство мяса до 340 тыс. тонн, молока и молочных продуктов до 2,4 млн тонн, мяса птицы до 80 тыс. тонн, яиц до 1,3 млрд. шт., картофеля до 1,12 млн. тонн, овощей и бахчевых культур до 1,72 млн.тонн, фруктов до 800 млн. тонн, чайного листа 3 тыс.тонн.

Программой продовольственной безопасности Азербайджана, принятой в 2011 году, предусматривается осуществление мер по финансовой поддержке сельскому хозяйству с тем, чтобы, прежде всего, обеспечить национальный рынок отечественной продукцией сельского хозяйства. Данная мера основывается на увеличение объемов производства, ради обеспечения населения необходимым объемом производственной продукции сельского хозяйства и снижения коэффициента зависимости от импорта.


Источники:

1. Государственная Программа «О надежном обеспечении продуктами питания населения Азербайджанской Республики на период 2008−2015 гг. − Баку, 2008.
2. Гараев И.Ш., Новрузова З.Р. Цена и экономическое регулирование рынка: учебник. − Баку: Экономический университет, 2006.
3. Бородин К.Г. Регулирование агропродовольственных рынков: внешнеэкономический аспект. − М.: ВИАПИ им.Никонова, 2007.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:52