Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2012

Проблемы и перспективы развития банковской системы Армении

Мартиросян Ашот Каренович, Соискатель кафедры экономики и финансов, Российско-Армянский (Славянский) университет, Россия

Problems and Prospects of Development of the Banking System in Armenia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 56

Аннотация:
В статье анализируется состояние банковской системы Армении, предложен способ ее развития, основанный на привлечении филиалов иностранных банков на банковский рынок республики.
Цитировать публикацию:
Мартиросян А.К. Проблемы и перспективы развития банковской системы Армении // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 196-202.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


После обретения независимости наряду с политическими проблемами перед Арменией возникли вопросы регулирования денежного оборота, создания институциональных основ для функционирования банковской системы страны. На заре формирования банковской системы Армении существовали проблемы регулирования деятельности коммерческих банков, которая не отличалась стабильностью и прозрачностью. Была необходимость принятия мер по повышению капитализации банковской системы, снижению теневых сделок, коррупции, и укреплению государственного регулирования в целом.

В 1996 году был принят закон «О банках и банковской деятельности», «О центральном банке», «О банковской тайне», которые стали основами для дальнейшего построения банковской системы Армении. Были внедрены методики определения адекватности капитала банка, расчета кредитного риска на основе стандартизированного подхода системы Базель 1 и т.д. Благодаря принятым мерам удалось очистить банковскую систему от нездоровых институтов, ведущих к деградации банковской системы в целом1.

Банки Армении сегодня – это соответствующая рыночной экономике многогранная система, выполняющая свои основные функции – аккумуляцию и распределение средств в экономике. За годы были достигнуты достаточно высокие темпы роста количественных показателей (активов, кредитов, депозитов, капитала и др.), а также высокий уровень ликвидности и стабильности (см. табл. ниже).

Таблица 1

Показатели банковских систем некоторых стран

По темпам роста общих активов банковская система Армении уверенно опережает многие развитые и развивающиеся страны (см. рис. 1 на с. 198).

Рис. 1. Темпы роста активов банковской системы развитых стран, (2000 = 100)

 

Однако, стремясь обеспечить высокую степень стабильности и стойкости к внешним шокам2, по качественным показателям (кредиты/ВВП, депозиты/ВВП и др.) Армения находится на очень низких позициях, по сравнению как с развитыми, так и развивающимися странами. На конец 2010 г. доля кредитов, выданных банковской системой к ВВП, составила лишь 19,9%. 

Регулирование банковской деятельности в Армении

Как показано на рис. 2 (см. на с. 198), в Армении достаточно низкий уровень участия финансовой системы в экономике, даже по сравнению с бывшими социалистическими странами, не говоря о развитых странах, где данный показатель давно превышает 100% ВВП. Это есть свидетельство высоких рисков, неразвитой бизнес среды и институциональной несостоятельности экономики республики. Низкий уровень этих показателей есть свидетельство качественной неразвитости банковской системы Армении.

Рис. 2. Соотношение кредитов к ВВП в развивающихся странах, 1993–2009, %

 

На текущем этапе развития банковской системы Армении важнейшее значение имеет совершенствование правового регулирования в соответствии с состоянием и перспективами развития банковской системы в стране. Например, как было отмечено выше, банковская системы Армении имеет достаточно высокую стабильность относительно достаточности капитала в банковской системе. Это во многом было достигнуто благодаря политике Центрального банка РА, который в 2009 г. повысил минимальный размер общего капитала для коммерческих банков, заставив тем самым обратиться к инвесторам за дополнительными средствами. Однако как показано на рис., на сегодня минимальный размер общего капитала банка в 16 млн долл. является необоснованно высоким для Армении. 

После принятия норматива в банковской системе Армении сложилась двойственная ситуация: с одной стороны крупнейшие банки (HSBC-Армения, ACBA-Креди Агриколь и др.), капитализируя прибыль прошлых периодов, не имели затруднений и выполнили норматив без проблем (у этих банков общий капитал в 2,5–3 раза превышает нормативное значение). С другой стороны, средним и мелким банкам, не имеющим достаточно накопленной прибыли, пришлось обращаться к акционерам для увеличения уставного капитала и, следовательно, выполнения требования по общему капиталу. При сложившейся ситуации данный норматив является своего рода преградой для вхождения на банковский рынок, так как не каждый новый банк согласится «заморозить» большие по объему средства для создания собственного учреждения на банковском рынке Армении.

Путь развития банковской системы – увеличение участия иностранных банков

Как показал наш анализ, банковская система Армении нуждается в качественном развитии для обеспечения развития экономики в целом. Наиболее эффективным способом качественного развития банковской системы Армении, на наш взгляд, является создание благоприятного климата для привлечения иностранных банков из развитых стран, способных улучшить банковскую систему Армении за счет внедрения новых знаний и технологий и более широких возможностей финансирования. Не смотря на то, что в банковской системе Армении на сегодняшний день присутствуют 21 коммерческий банк, а также высокая степень иностранного участия, большая часть капитала коммерческих банков принадлежит представителям стран СНГ и Ближнего Востока, коммерческие банки которых не конкурентоспособны на международном рынке.

Филиалы иностранных банков – это учреждения, которые будучи за пределами страны происхождения, благодаря наличию единого (а не отдельного как в случае с дочерними банками) капитала также являются неотъемлемой частью головного банка [1].

Открытие подобных учреждений приводит к увеличению иностранного участия в банковской системе3, однако имеет целый ряд преимуществ, по сравнению с другими формами иностранного участия:

– неограниченный доступ к финансовым ресурсам материнской компании (за счет единого капитала);

– импорт технологий, опыта и знаний, необходимых для создания современной банковской системы;

– высокая степень доверия со стороны клиентов, благодаря более тесным связям с материнской компанией.

Открывая двери перед иностранными банками, каждая страна в первую очередь должна подумать о модернизации системы регулирования и надзора. В рамках предложенной концепции открытия филиалов иностранных банков необходимо соответствовать международным стандартам банковского регулирования.

В целях ограничения валютных рисков в банковской системе и борьбы с долларизацией денежной массы, с 2010 г. в Армении был принят норматив лимитирования валютной позиции [2]. Поскольку валютные риски играют важную роль в общей рисковой составляющей банка, то для их ограничения предлагается применить новый подход, который заключается не в ограничении валютной позиции относительно капитала, а в привязке активов к обязательствам в соответствующей валюте. Например, величина долларовых активов может отклоняться в пределах ±5% от величины долларовых обязательств, активов в евро – в пределах ±5% от величины обязательств в евро и т.д. [3]. 

Заключение

Учитывая изложенное можно утверждать, что банковская система Армении, имея все условия, чтобы стать локомотивом экономического роста республики, сегодня не является таковой и, по сути, ее роль в экономике сильно занижена по сравнению с ее потенциалом. Как показывает мировой опыт, иностранное участие является положительным явлением и может оказаться источником стабильности и эффективности [4, 5]. Для этого необходимо внимательно исследовать всевозможные риски, связанные с допущением иностранных банков, а также построить действенную систему банковского регулирования и надзора для мониторинга и предупреждения рисков.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Basel committee: Report on the supervision of banks' foreign establishments – Concordat, September, 1975.
2. Пункт 24.2 Положения №2 «О регулировании деятельности банков, основные экономические нормативы банковской деятельности» Центрального банка Республики Армения.
3. Сандоян Э.М. Проблемы модернизации системы банковского регулирования в Армении: монография. – Ереван: Изд-во РАУ, 2007.
4. R. Levine «Foreign Banks, Financial Developments, and economic growth», International Financial Markets: Harmonization Versus Competition, AEI Press, 1996.
5. R. La Porta, F. López-de-Silanes, A. Shleifer. Government Ownership of Banks, United States, Harvard University, 2000.