Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2012

Систематизация детерминант конкурентоспособности

Курова Галина Маратовна, Докторант кафедры экономики труда и институциональной теории Костромского ГУ им. Н.А. Некрасова, к. с.-х. н., доцент Костромской ГСХА, Россия

Systematization of the Determinants of Competitiveness - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 79

Аннотация:
В статье дается понятие форм конкурентоспособности, выделяются базовые факторы конкурентоспособности и соответствующие им классификации. Высказывается мнение о необходимости институционализации конкурентоспособности.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Курова Г.М. Систематизация детерминант конкурентоспособности // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 38-44.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Термин «конкурентоспособность» не является однозначно определенным как в мировом масштабе, так и в масштабе нашей страны. Если говорить о рейтинге, то есть о ранге конкурентоспособности России по международным оценкам, то, по мнению В.С. Салтанова [9], за последние годы он понизился и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. По другим данным (Institute of Management Development, IMD), в 2011 году Россия заняла 49 место по уровню конкурентоспособности в мире, что на 2 пункта выше, чем в прошлом году [13]. По нашему мнению, следует выделить четыре основные формы конкурентоспособности: производственную, потребительскую, качественную и финансовую.

Производственная конкурентоспособность – это способность лидировать в кругу конкурентов в сфере производства, организации производства товаров и услуг.

Потребительская конкурентоспособность – это способность удовлетворять потребности потребителя именно в конкретных товарах и услугах в настоящее и перспективное время. Качественная конкурентоспособность – это способность лидировать в соответствии стандартам качества товаров и услуг.

Финансовая конкурентоспособность – это финансовая эффективность и результативность производства и реализации товаров и услуг в данное время и на перспективу.

Целью нашего исследования является попытка классифицировать, систематизировать многочисленные детерминанты конкурентоспособности.

Ученые о факторах конкурентоспособности

В нашем понимании детерминант конкурентоспособности – это причина, вызывающая возникновение и развитие конкурентоспособности (как синергетического эффекта) на уровне экономической организации, предприятия, фирмы.

Наиболее подробно охарактеризовал детерминанты конкурентоспособности М. Портер. Он является автором знаменитого «ромба» детерминант конкурентоспособности, компоненты которого взаимно усиливаются и влияют друг на друга. М. Портер связывает детерминанты конкурентного преимущества предприятия с факторами производства, которые делит на пять групп. Кроме того, Портер выделил типы факторов, влияющих на конкурентоспособность (основные и развитые факторы).

Другой принцип классификации – специализация, по которой факторы делятся на два типа – общие и специализированные. К первому относятся система автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием; ко второму – узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в знаниях, программное обеспечение и др. Также Портер делит детерминанты на естественные и искусственно созданные [2, 8]. Такие ученые как А. Олливье, А. Дайано и Р. Урсе предположили, что конкурентоспособность должна обеспечиваться восемью факторами (гипотетический «многоугольник конкурентоспособности»), к которым относятся: концепция, качество, цены, финансы, торговля, послепродажное обслуживание, внешняя политика, предпродажная подготовка [14]. Большинство отечественных экономистов выделяют множество других детерминант конкурентоспособности: финансовое положение предприятия, развитость базы для своих НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, способность к продуктовому и ценовому маневрированию и др.

В зависимости от целевого назначения создаваемой продукции предложено выделять следующие детерминанты:  коммерческие условия, организация сбытовой сети, организация технического обслуживания продукции, представление потребителей о фирме, ее авторитет и репутация, воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке. Е. Н. Кучерова предлагает учитывать количественные и качественные факторы [14].

Из всего сказанного выше становится ясно, что нахождение и создание факторов – процесс накопительный, динамичный. Постоянно идет прибавление все новых детерминант конкурентоспособности. Такие ученые, как М. Портер, Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон отмечают это в своих работах [1, 3, 10, 11, 14]. Отсюда необходимость оптимизировать систематизацию детерминант.

12 факторов конкурентоспособности

Мы разработали собственную систематизацию детерминант конкурентоспособности, основанную на 12 базовых факторах, влияющих на конкурентоспособность: политика государства, природно-климатические условия, ресурсы, рынок, финансовая система, инновации, отношения с потребителем, управление качеством работы, партнерство, структура и стратегия организаций, организация производства и труда, мотивация и психология.

Большинство этих детерминант охарактеризовано в работах зарубежных и отечественных экономистов. Прежде всего, мы должны выделить статический и динамический виды детерминант. Разделение это довольно условно, так как одни и те же детерминанты из 12 перечисленных могут в разное время и в разных экономических условиях находиться как в статическом, так и в динамическом состояниях.

Наиболее статичны, тем ни менее, природно-климатические условия, наличие ресурсов, системно-комплексные методы управления качеством работы (менеджмент качества продукции и труда), мотивация и психология. Остальные детерминанты даже своим существованием во многом обязаны динамике, гибкости и своей способности к изменениям в зависимости от внешних и институциональных условий.

В другой классификации перечисленные детерминанты по отношению к современности могут быть разделены на традиционные, рациональные и современные (продвинутые).

Традиционные детерминанты – исторически устойчивые, десятилетиями и даже столетиями закрепленные, используемые для регулирования конкурентоспособности экономических организаций. Они имеют определенные преимущества, закрепившиеся за ними со временем, но могут нести в себе и определенные недостатки или излишние затраты средств и труда.

Рациональные детерминанты возникают благодаря инновациям, удачным экономическим экспериментам, социально ориентированной политике, стратегии и тактике предприятий. Главное отличие рациональных детерминант конкурентоспособности состоит в том, что конкурентоспособность максимизируется, а затраты минимизируются.

Современные детерминанты возникают благодаря развитию научных исследований, положительным экспериментам, практическому опыту и т.д. При систематизации детерминант необходимо учитывать возможные методологические подходы к изучению объекта и предмета исследования. Таких методологических подходов в современной науке насчитывается до 13. Мы же систематизируем детерминанты конкурентоспособности по основным подходам, принятым в экономической теории. При использовании системного подхода можно выделить спонтанные, системные и институциональные детерминанты.

К спонтанным детерминантам относятся некоторые характеристики рынка, ошибки или находки в политике, природные катаклизмы, кризисы финансовой системы, не связанные с государственной системой и т.д.

К системным детерминантам относятся: политика государства, природа и климат, имеющиеся и разрабатываемые по программам ресурсы, системное использование инноваций, использование систем управления качеством работы, выбор партнерских связей; структура и стратегия организаций, организация производства и труда; система мотивации работы и базовые психологические моменты. 

Каузально-институциональный подход к выявлению факторов конкурентоспособности

Многие системные детерминанты, тесно взаимосвязанные между собой, постепенно могут вырасти в институты, которые представляют собой системы более высокого уровня и развития. К ним относятся, например, институт политики, рыночный институт, институт партнерских отношений и, наконец, сам институт конкурентоспособности. Понятно, что институты и системы не могут существовать без взаимосвязи друг с другом, поэтому при использовании комплексного подхода можно выделить элементные и комплексные детерминанты конкурентоспособности.

К первым мы относим природные, климатические, ресурсные, структурные, стратегические, психологические детерминанты. Остальные относятся к комплексным. 

При использовании функционального подхода детерминанты можно разделить на причинные и следственные. Особенностью этого методологического подхода является то, что причины могут перерастать в следствия, а следствия снова превращаться в причины, относящиеся к конкурентоспособности. То есть, нет ничего постоянного, стопроцентно статического в системе детерминант. Например, причиной внедрения системы управления качеством продукции и труда может являться материальная мотивация труда. Установившаяся и используемая комплексная система управления качеством продукции (КСУКПТ) вызывает, как следствие, изменения детерминант мотивации и даже коллективной психологии экономической организации.

Наиболее перспективным, по нашему мнению, является разработанный нами каузально-институциональный методологический подход, используя который все детерминанты можно разделить на внешние и внутренние. При этом имеется ввиду, что внешние детерминанты, соединяясь с внутренними, позволяют получать желаемый эффект повышения конкурентоспособности. Наиболее интересным внешним детерминантом, по нашему мнению, является партнерство, которое служит основным побуждаемым фактором любой производственной и коммерческой деятельности. Внутренними детерминантами могут служить организация производства качественной продукции и выбор наиболее оптимальных форм организации труда.

Выводы

Можно сделать следующие выводы:

– проблема повышения конкурентоспособности на микро- и макроуровнях стоит в настоящее время достаточно остро и требует, прежде всего, систематизации детерминант конкурентоспособности;

– предложенные четыре новых формы конкурентоспособности и 12 базовых детерминант, а также несколько новых их классификаций можно использовать для регулирования конкурентоспособности экономических организаций;

– возможна и желательна институционализация конкурентоспособности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1994.
2. Градобитова Л.Д. Теория международной конкурентоспособности государств М. Портера. – М.: Международные отношения, 1996. – С. 17.
3. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. – М.: Русская деловая литература, 1998. – 768 с.
4. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2011. – 864 с.
5. Курова Г. Взаимосвязь рентабельности экономических организаций с индексами партнерства // Российское предпринимательство. – 2011. – № 9 (1). – С. 84−89.
6. Курова Г. Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства // Российское предпринимательство. – 2011. – № 8 (1). – С. 69−75.
7. Курова Г.М. Партнерско-экономические отношения как система: монография. – Кострома: Ред.-изд. отдел Костромского областного института развития образования, 2011. – 118 с.
8. Портер М. Международная конкуренция / Под ред. В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993. – С. 52−53.
9. Салтанов В.С. Финансовая конкурентоспособность компании // Доклад в МПФА. – 2010. – 7 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организаций в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Маркетинг «Дашков и Ко». – 2002. – 892 с.
11. Черногорцев С.Н. Анализ конкурентоспособности предприятия. – М.: Экономика, 2004. – С. 29.
12. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб: Лань, 1999. – 528 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
13. IMD: рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2011 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.gimarket.ru.
14. www.kucherova.ru / osobennocti / …/index.html