Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2012

Развитие конкурентной среды в условиях российского менталитета

Иванова Ирина Витальевна, аспирант факультета экономики и управления, аспирантура КамчатГТУ, ФГОУ ВПО «Камчатский государственный технический университет», Россия

Improving the Competitive Environment - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
В статье рассматривается формирование конкурентной среды в России с учетом российской ментальности. На основе проведенного анализа предложены мероприятия по повышению конкурентного потенциала отечественных предприятий.
Цитировать публикацию:
Иванова И.В. Развитие конкурентной среды в условиях российского менталитета // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 32-37.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Конкурентная среда включает широкий спектр переменных, в том числе систему ценностей, формирующуюся на основе базовых черт менталитета нации. Он представляет собой специфический тип мышления и характеризует работу коллективного сознания [5].

Экономическая ментальность является основой культурной среды, взаимосвязанные элементы которой оказывают влияние на хозяйственную деятельность.

Рассмотрение узловых проблем институциональных отношений в Российской Федерации позволяет проанализировать баланс характеристик национального менталитета по направленности воздействия на экономические процессы. Сильные и слабые ментальные характеристики необходимо учитывать при формировании стратегии перехода к инновационной экономике. Современной российской ментальности свойственно динамическое развитие. На этом основании можно проследить соответствие влияния ведущих черт российской ментальности на характер конкурентных преобразований, представленное в табл. 1 (см. на с. 33) [4].

 

Таблица 1 

Соответствие базовых российских ментальных черт

Классифицируя ментальные характеристики, нельзя не учитывать также дуализм российского менталитета. Из-за особенностей исторического развития в нем закрепились противоречивые черты: индивидуализм – коллективизм, трудовая мотивация – иждивенчество, догматизм – стремление к новому. При разработке стратегии совершенствования конкурентной среды необходимо принять во внимание, что на начальном этапе формирования рыночной экономики стала доминировать ментальная черта «индивидуализм», где ориентация делается на личность, осуществляется индивидуальный контроль, ведется учет личного вклада и оплата согласно ему.

Конкурентный потенциал и межнациональные экономические интересы

Мероприятия, помогающие выделить и использовать конкурентный потенциал, заложенный в российских ментальных чертах, можно проводить на различных уровнях хозяйствования в соответствии с иерархической структурой конкурентной среды (см. табл. 2 на с. 35) [3].

Необходимо время для того, чтобы предложенные мероприятия проникли на все уровни институциональной системы и укоренились в них хотя бы в минимальной степени. Желательно дать возможность проявиться последствиям спонтанных взаимодействий, которые часто ведут к адаптации новых институтов.

Таблица 2

Мероприятия по культивированию и использованию конкурентного потенциала российских ментальных черт на различных уровнях конкурентной среды

Так, экономическое взаимодействие в современном мире в значительной степени характеризуется активным участием в нем наднациональных региональных объединений, стремящихся к реализации своих интересов. Мировой опыт показывает, что способность государств к интегрированию и потребность в нем обусловлены сочетанием ряда факторов:  естественными – географической и культурной близостью; экономическими – синергией воспроизводственных систем участников; политическими – волей к интеграции [2]. 

Поэтому межгосударственные экономические блоки различаются как по количеству участников, так и по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, сферам и масштабам деятельности, институциональному устройству. Традиционными предпосылками их формирования выступают географическая близость интегрирующихся стран, сравнительно близкий и достаточно высокий уровень социально-экономического развития, общность историко-культурных корней, возможность взаимодополнения национальных хозяйств, наличие совпадающих интересов по основным вопросам региональной динамики и трансформации экономического пространства, совместимость институциональной среды. В настоящее время они дополняются необычными чертами. В число последних входят: несопредельность границ (появление сетевой модели интеграции как альтернативы ее региональной модели); внесистемная интеграция на многих ярусах мирового пространства (производственном, финансовом, информационном, этническом и т.д.); широкий спектр различий участников (вовлечение менее развитых партнеров в интеграционные блоки высокоразвитых стран); экстравертность, то есть включение входящих в региональные соглашения стран в общемировые глобальные процессы (в отличие от интравертности, то есть, прежде всего, протекционистской направленности «старого» регионализма). Все это выходит за привычные теоретические представления о межгосударственной интеграции [1]

Заключение

Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности находится в неразрывной связи с такими институтами, как экономическая культура, традиции, формируя в конечном итоге институциональную систему хозяйствования с ее формальными и неформальными правилами. Анализ структуры национального экономического менталитета дает возможность эффективно использовать имеющиеся ментальные ресурсы общества при проведении конкурентных преобразований. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Васильева З.Л. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. − №2. − 83−91 с.
2. Варфоломеев В.П. Управление высокотехнологичным производством. — М.: Экономика, 2009. – 203 с.
3. Новокшонова Л.В., Хазан М.Ю. Экономика и финансы // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. – 2009. − № 1. – 168 с.
4. Хазан М.Ю. Роль мультикультурных практик в области государственного регулирования миграционных процессов // VI международная научно-практическая конференция «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект». Нижний Новгород: Изд-во ИНГУ, 2007. − Том 2. − 385 с.
5. Экономическая ментальность россиян: Тула − Россия − мир (грантовое исследование № КТК-292-2-02 10. В. Латова, Н.В. Латова, Т.С. Вуколовой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/115492.html.