Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2012

Региональное государственно-частное партнерство как инструмент повышения эффективности управления социо-природо-хозяйственными системами

Проданова Наталья Алексеевна, к.э.н., доцент Азово-Черноморской Агро-инженерной академии, Россия

Regional Public-Private Partnerships as a Tool to Improve the Efficiency of Management of Socio-Economic and Nature Systems - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 73

Аннотация:
В статье делается вывод о том, что управление социо-природо-хозяйственными системами (СПХС) должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйственной политики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Проданова Н.А. Региональное государственно-частное партнерство как инструмент повышения эффективности управления социо-природо-хозяйственными системами // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 19-25.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стратегическое планирование региональной социо-природо-хозяйственной политики, выявление и реализация социально- экономического потенциала региональной социо-природо-хозяйственной системы (РСХПС) определяются системой воздействия на нее и эффективностью ее функционирования (формы, методы и средства) посредством ориентирования при формировании региональных программ развития на успех достижения поставленной цели. Развитие РСПХС предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в области формирования и реализации ее социально-экономического потенциала.

Несостоятельность методов управления региональной экономикой в советский период объясняется директивным планированием, использующимся во всех отраслях экономики, отсутствием реального механизма ценообразования и конкуренции, принципом двойного подчинения. И если в условиях командной экономики план был единственным инструментом управления народным хозяйством, то в период перехода к рыночным отношениям от него практически отказались, что также явилось стратегически неверным шагом.

В этой связи нами предлагается использовать долгосрочное стратегическое планирование в рамках РСПХС, основанное на реальных расчетных показателях, являющихся ориентирами потенциального эффективного функционирования системы (см. рис. 1 на с. 20).

Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования и реализации региональной социо-природо-хозяйственной политики [1]

 

Следует признать, что используемые и в условиях перехода к рыночным отношениям методы управления, также не дали существенных результатов. Более того, многие отрасли национальной экономики оказалась в глубочайшем кризисе. Поэтому в настоящее время весьма актуален поиск такой модели управления, которая позволила бы не только вывести из кризиса, но и обеспечила интенсивный и устойчивый тип роста РСПХС (см. рис. 2 на с. 21).

Рис. 2. Интенсивная и экстенсивная модели развития РСПХС [1]

 

 

Региональное государственно-частное партнерство

У населения всех регионов России существует потребность в качественных товарах и услугах, высоких стабильных доходах, высоком уровне жизни. Эта потребность различается лишь своей остротой. При этом следует подчеркнуть, что в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности, возможности и научные разработки по развитию РСПХС. Но, к сожалению, как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и в реальном секторе региональных экономик в настоящее время явно недостаточно профессионалов, способных в субъектах федерации реализовать имеющиеся наработки в практическую плоскость.

В этой связи нами предлагается использование модели интенсивного (инновационного) развития РСПХС с одновременным созданием в регионах специализированных структур – региональных государственно-частных партнерств (РГЧП) (по образу и подобию управляющих компаний). Результаты отечественных исследований и зарубежного опыта развития РСПХС, подтверждают, что государственно-частные партнерства – весьма перспективные формы решения социо-природо-хозяйственных проблем в регионах и могут быть адаптированы к современным российским условиям.

Необходимость создания РГЧП обусловлена трансформацией отечественной СПХС как социально-экономической системы: появились новые субъекты, изменились экономические взаимоотношения между ними. В этой связи, требуется формирование новой, инновационной среды, позволяющей перераспределить и упорядочить взаимные экономико-правовые полномочия в целях повышения эффективности функционирования РСПХС. 

Организационно-правовой формой РГЧП может быть некоммерческое партнерство. По мнению автора, учредителями ГРЧП должны выступить администрация субъекта федерации и инвесторы, специализирующиеся в области регулирования и управления РСПХС. РГЧП взаимодействует и с другими субъектами РСПХС.

Функции участников региональной социо-природо-хозяйственной системы

За всеми участниками РСПХС, с нашей точки зрения, должны быть закреплены определенные, согласованные в индивидуальном порядке с каждым из них, функции:

1. Администрация субъекта федерации совместно с Комитетом экономики, Комитетом по охране окружающей среды и Комитетом по управлению государственным имуществом формирует нормативно-правовую базу для деятельности РГЧП, а также обеспечивает на первом этапе целевое бюджетное финансирование инвестиционного проекта (региональной целевой программы развития РСПХС).

2. Инвесторы (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, в том числе коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании) участвуют в конкурсе на право заключения договора концессии на предмет производства качественных товаров и услуг, в том числе социального характера.

3. Проектные институты ведут разработку проектно-сметной документации на строительство новых объектов производственного, социально-культурного назначения, на освоение новых земельных угодий и месторождений природных ресурсов, участвуют в составлении технико-экономических обоснований, предлагают РГЧП новые инвестиционные проекты, способствующие повышению уровня жизни населения.

4. Образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, основываясь на всестороннем экономическом анализе и социологических исследованиях, а также мониторинге РСПХС, ведут разработку возможных перспективных вариантов ее организации и развития, обеспечивая РГЧП научными разработками и высококвалифицированными специалистами.

5. Предприятия-производители товаров и услуг являются непосредственными исполнителями бесперебойного функционировании РСПХС. 

Для эффективного функционирования РСПХС автор предлагает рассматривать систему управления ей как совокупность управляющей и управляемой подсистем. Управляющая подсистема вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, во главе которой находится ее центральное звено – РГЧП. Управляемая система, то есть РСПХС, воспринимает принятые управленческие решения и реализует их на практике. 

Схема управления

В целом схему управления РСПХС можно представить в виде совокупности РСПХС как управляемых систем и соответствующих РГЧП, как управляющих звеньев.

При формировании векторов развития РСПХС учитывается стратегия функционирования СПХС, разработанная федеральным центром, поэтому в центре совокупности РСПХС находится Федеральное агентство по социо-природо-хозяйственной сфере, которое нами предлагается создать с целью регулирования РСПХС.

Следует отметить, что отличительной особенностью предлагаемой схемы является приоритетное место потребителя в процессе производства, удовлетворения и распределения товаров и услуг: потребитель, его интересы и требования поставлены превыше всего. В современных рыночных условиях эффективное функционирование РСПХС должно соответствовать следующему принципу: получение прибыли предприятиями-производителями только через удовлетворение потребностей населения и предприятий смежных комплексов, которые поставлены на первое место. Мы считаем, что управление СПХС должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйственной политики. Программно-целевое управление ее реализацией позволит сформировать экономические стимулы развития СПХС для ее субъектов и на основе широкомасштабного внедрения организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий обеспечить устойчивое развитие социо-природо-хозяйственной сферы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Проданова Н.А. Совершенствование механизма управления эколого-экономическими противоречиями в региональных социо-природо-хозяйственных системах: монография / Н.А. Проданова. – Ростов н/Д: Содействие – XXI век, 2011. – 224 с.