Государственное управление - оптимизация использования денежных средств в экономике

Жуков К.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (199), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Жуков К.Г. Государственное управление - оптимизация использования денежных средств в экономике // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 1. – С. 11-18.

Аннотация:
В статье речь идет о справедливом и корректном расходовании финансовых средств на уровне государства и бизнеса с целью развития приоритетных направлений производства и услуг. В своей публикации автор отвечает на вопрос: что нужно делать, чтобы уйти от дефляции и инфляции в сторону равновесного состояния экономики? Представленный им метод рекомендуется как способ эффективного принятия решений на областном, региональном и государственном уровнях.

Ключевые слова: инфляция, макроэкономическое планирование, приоритетные вложения, социальные обязательства, текущие вложения, оптимальное (равновесное) состояние, дефляция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Экономическое развитие производственных отраслей России является важнейшим условием роста благосостояния народа. Руководство страны все больше использует фискальные методы воздействия на экономику, усиливая роль государственной политики путем определения ключевых направлений развития страны, которые включают в себя программы внедрения в производство нанотехнологий, космические разработки, самолетостроение, создаются условия производства сельхозпродукции, используются другие предусмотренные способы стимулирования хозяйственной деятельности.

Роль государства велика, только оно может обеспечить максимальную концентрацию средств в выбранном направлении, стимулировать активную деятельность трудоспособного населения, создать правовую базу для защиты личных свобод и прав граждан.

При этом отсутствует единые концепции и подходы всех органов власти к принятию решений, часто их действия носят разобщенный характер. Обращаться к мнению зарубежных экономистов, особенно среднего звена, надо с осторожностью, поскольку экономическая политика – это не только «ложка с кашей», но и стратегическое оружие. Издаваемая в стране зарубежная литература требует сопоставлений и анализа, глубокого осмысления.

Если обратиться к ведению государственной политики, зарубежная литература вызывает больше вопросов, чем дает ответов. В книжных изданиях валовой национальный продукт определяют как тождество сумме потребления инвестиций и государственных расходов. Сбережения описываются равными инвестициям. Утверждается, что макроэкономика находиться в двух состояниях одновременно – равновесия и динамики – то есть все процессы в экономике совмещаются. Данная зарубежная концепция не соответствует действительности и не учитывает необходимые факторы для управления экономикой, затрудняет использование статистических данных.

Приоритетные направления деятельности как объект финансирования

Предлагаемый нами способ оптимизации решений дает возможность согласовать усилия всех органов власти страны, регионов и областей, а также бизнеса и граждан, и повысить благосостояние населения.

Изобретение относится к области экономики и может быть использовано для принятия значимых решений при планировании бюджетных расходов и доходов, и стимулировании хозяйственной деятельности на областном, региональном и государственном уровне.

При определении предмета финансирования и стимулировании направлений экономической деятельности необходимо выявить:

– приоритетные вложения;

– обязательства (социальные, экономические, политические и т.д.);

– текущие вложения.

Поскольку обязательства диктуются большим числом факторов и обеспечиваются правильностью выбора и оптимальной концентрацией средств на приоритетных и текущих видах деятельности, сосредоточим внимание на приоритетных и текущих вложениях.

Под приоритетной деятельностью в данной статье понимается направление деятельности, обеспеченной покупательной способностью и спросом части населения, но не обеспеченные необходимым объемом и уровнем производства. То есть область или регион данную продукцию ввозит и не обеспечивает свою самостоятельность и безопасность. Минимально допустимый уровень производства собственной продукции определяется с учетом областной и региональной специализации.

Под текущей деятельностью понимается направление деятельности, обеспеченной покупательской способностью части населения, и объемом и уровнем производства продукции.

Для определения приоритетной и текущей деятельности сопоставляем структуру уровня жизни и уровень дохода части населения.

Примерная структура уровня жизни, расположенная по степени значимости товаров, работ и услуг:

1) продукты питания;

2) одежда, обувь;

3) интерьер;

4) содержание жилья;

5) оплата услуг;

6) культура, досуг, отдых;

7) образование;

8) подарки;

9) взносы в общественные организации;

10) сбережения.

Оптимальное (равновесное) состояние экономики

Этапы определения направления концентрации ресурсов:

а) по данным статистики устанавливаем уровень дохода исследуемой части населения;

б) из него выходим на покупательную способность и спрос на продукцию;

в) виды товаров, работ и услуг дает нам структура уровня жизни;

г) расчетным путем определяем необходимый объем потребляемой продукции;

д) по данным статистики по этим видам товаров, работ и услуг определяем объем и уровень производства в области, регионе и государстве;

е) устанавливаем приоритетные и текущие виды деятельности;

ж) пересматриваем их по мере роста и падения уровня жизни населения и колебания объемов производства продукции.

Существует три основных состояния экономики:

1) оптимальное (равновесное);

2) дефляционное;

3) инфляционное.

Под оптимальным (равновесным) состоянием в данной статье понимается уровень организации экономических взаимоотношений в области, регионе и государстве, обеспечивающих соответствие расходов нации на товары (работы и услуги), и стоимости произведенных благ. На графике имеем равновесное состояние Е, при котором стоимость произведенных товаров, работ и услуг в точности равна расходам нации на потребление, инвестиции и государственные расходы (см. рис. на с. 14)

Рис. Влияние на валовой национальный продукт инвестиций, сбережений и фискальной политики государства

SS – кривая сбережений, G + I – кривая инвестиций и государственных расходов

Состояние равновесия можно символически описать следующим образом:

(1)

гдеS – сбережения;I – инвестиции;G – государственные расходы;С – потребление.

Дефляция

Дефляция связна с перепроизводством товаров работ и услуг за счет перефинансирования текущей деятельности и неверного выбора приоритета, или (и) не полного использования сбережений потребителями, или (и) оттока доходов нации на приобретение ввозимой аналогичной импортной продукции, или (и) падения уровня жизни населения. На графике вправо от точки Е стоимость товаров, работ и услуг QR будут превышать сумму денежных средств, которую получает бизнес в форме затрат нации на потребление JR, инвестиции и государственные расходы QK. Сбережения нации JQ как моментное состояние средств обеспечивающих инвестиции I и государственные расходы G, в том числе через банковскую систему, больше указанных расходов. Имеет место дефляционный разрыв JK, равный сумме неиспользуемых сбережений как физических лиц, так бизнеса и государства.

Продолжительный разрыв типа JK должен вызвать попытки уменьшить потери, которые ведут к сокращению занятости, а также валового национального продукта, то есть стремиться к точке равновесия.

Во избежание негативных последствий и снижения уровня жизни необходимо определить приоритетные и текущие виды деятельности, увеличить налоговые изъятия на доходы, превышающие уровень G + I, и направить государственные расходы на приоритетные, вероятней всего, долгосрочные капиталовложения, либо предоставить налоговые льготы на данные частные инвестиции, то есть пересмотреть налоговые пропорции. Активизировать банковскую деятельность. Пересмотреть таможенную политику. Стимулируя тем самым сдвиг кривой сбережений SS и G + I к новому равновесному состоянию, не уменьшающему ВНП и предотвращающему дефляционный разрыв.

(2)

Инфляция

Инфляция возникает в результате превышения роста денежной массы над объемом произведенных товаров (работ и услуг) или (и) падения объема выпуска товарной продукции за счет неэффективного финансирования и неверного выбора приоритетов. Другой вариант – объем вложенных денежных средств больше объема произведенной продукции за счет необоснованного или непропорционального изъятия денежных средств в виде налогов и иных платежей и неэффективного их использования в том, числе необоснованное направление на приобретение импортной продукции, что возможно и при трансфертных платежах.

На графике состояние инфляции показано как отклонение от точки пересечения Е влево, расходы на потребление J1R1, а также инвестиции бизнеса и государственные расходы K1Q1, больше произведенного ВНП. Сбережения J1Q1 меньше инвестиций бизнеса и государственных расходов K1Q1, те вложения не дают соответствующей отдачи, вероятней всего, они обеспечиваются денежной эмиссией или (и) иностранными кредитами. Для обеспечения роста уровня жизни и достижения состояния равновесия необходимо определить приоритетные виды деятельности, и сконцентрировать направления денежных потоков в сферы экономики с более эластичным предложением. Пересмотреть пропорции взимаемых налогов и таможенной политики в соответствии с выбранными приоритетами.

(3)

Под пропорцией взимаемых налогов в данном описании понимается ряд взимаемых налогов, их объект налогообложения и соответствующий объем (ставка).

Поскольку единственным источником выплат является доход (прибыль) населения и бизнеса, следовательно, на каком этапе производства изымается часть дохода (прибыли), и какой объект налогообложения установлен, значения не имеет, имеет значение общий объем изымаемых платежей и не блокируется ли изымаемыми платежами участие объектов налогообложения в процессе производства. Для перераспределения финансовых средств и оптимизации денежных потоков необходимо определить систему приоритетов бизнеса.

Участниками экономических взаимоотношений всегда являются три стороны:

а) работодатель (бизнес);

б) работник (деловой партнер);

в) государство.

В силу существующей системы приоритетов, работодатель (бизнес) скорее оставит полученные деньги себе, чем отдаст работнику (деловому партнеру) и государству. При отсутствии возможности оставить себе или (и) оправданности платежей, скорее отдаст работнику (деловому партнеру), чем государству, так как вклад работника (делового партнера) в его личный доход более очевиден. Оправданность получения денег государством должна обеспечиваться необходимостью и достаточностью взимаемых средств.

Учитывая данную систему приоритетов, можно осуществлять перераспределение доходов экономических агентов путем установления налоговых ставок и предоставления льгот.

На наш взгляд, способ может быть использован на областном, региональном и государственном уровне для оптимизации денежных потоков и концентрации средств в целях повышения эффективности развития экономики. При этом широко могут быть использованы статистические данные.

Рекомендуется данный метод применять с методом «затраты – выпуск» и составлением межотраслевого баланса, разработанным В.В. Леонтьевым, и теорией равновесия спроса и предложения, рассчитанной французским экономистом Леоном Вальрасом.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:02