Создание конкурентной среды – непременное условие формирования предпринимательских структур в России

Дулясова М.В., Петухов Ю.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дулясова М.В., Петухов Ю.С. Создание конкурентной среды – непременное условие формирования предпринимательских структур в России // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 9. – С. 71-76.

Аннотация:
Особую значимость в формировании новых предпринимательских структур в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям приобретает создание конкурентной среды. Конкуренция – движущая сила рынка, источник получения дополнительных средств для инвестиционной деятельности компании. Чем меньше число фирм контролирует рынок, тем сильнее весы рыночного равновесия склоняются в сторону продавца, а не покупателя.

Ключевые слова: предпринимательство, конкуренция, конкурентная среда



Особую значимость в формировании новых предпринимательских структур в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям приобретает создание конкурентной среды. Конкуренция ‑ движущая сила рынка, источник получения дополнительных средств для инвестиционной деятельности компании. Чем меньше число фирм контролирует рынок, тем сильнее весы рыночного равновесия склоняются в сторону продавца, а не покупателя.

Для предотвращения монопольного диктата в области объемов производства и цен государство вводит специальное антимонопольное законодательство и устанавливает строгие меры ответственности за ущемление прав потребителей и ограничение конкуренции.

Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, процентные ставки, государственные субсидии, субвенции. Используя эти экономические рычаги, “центр” имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистическое проявления в них. Главная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и даже углубление форм конкурентного взаимодействия между ними.

“Центр” может развивать конкурентные начала в государственной контрактной системе, навязывать лидирующим фирмам административное ценообразование, практиковать применение налоговых льгот и субсидий на развитие приоритетных направлений производства. Особое значение имеет поддержка новых фирм. Существует целая сеть такой поддержки, включающая финансовое, материально-техническое, информационное, консультативное содействие вновь созданным фирмам.

Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь идет не о защите конкуренции, а о её воссоздании, что одними законами не обеспечить. Для этого требуется и изменение структуры производства на действующих предприятиях, и расширение доступа на внутренний рынок иностранных фирм, и поощрение создания новых фирм, способных подорвать монопольное господство прежних гигантов государственной промышленности. Актуальным является решение проблемы создания условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности и эффективности рыночных механизмов. К их числу следует отнести:

- декриминализацию хозяйственных отношений;

- активизацию антимонопольного регулирования;

- пресечение недобросовестной ценовой конкуренции и устранение ценовых диспропорций, вызванных несовершенством регулирования естественных монополий;

- упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискриминации потребителей, пресечение сговоров по завышению цен;

- устранение бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности и ее стимулирование;

- усиление ответственности руководителей (менеджеров) предприятий за результаты их хозяйственной деятельности на основе расширения контрольных функций акционеров, трудовых коллективов и государства;

- полноценную защиту законно приобретенных прав собственности;

- учет барьеров для входа на рынок.

Долгое время “Газпром” являлся монополистом в добыче и транспортировке газа. В настоящее время серьезнейший интерес к добыче газа стали проявлять нефтедобывающие компании России, которые активно стремятся повлиять на изменение ситуации и потеснить естественную монополию. Так, Тюменская нефтяная компания (ТНК) с 2001 года стала не только нефтяной, но и газодобывающей компанией. Руководство ТНК считает, что добыча газа – это одно из стратегических направлений развития компании.

Монополия “Газпрома” на добычу газа в перспективе должна быть разрушена. ТНК намерена и дальше идти в направлении развития газодобычи. Объективные предпосылки для выбора именно этого направления имеются. Во-первых, у ТНК имеются мощности по переработке конденсата. Во-вторых, компания решит существующую проблему транспортировки тяжелой нефти – путем ее смешения с газовым конденсатом. В-третьих, у ТНК есть опыт работы над газовым проектом в Ковыкте (Иркутская область).

Следует отметить, что ТНК не одинока в своем видении перспективных проектов. Этот же путь в 2001 году избрала НК “ЛУКОЙЛ”, планирующая реализацию газодобывающих проектов в Ямало-Ненецком автономном округе.

После Ямала нынешние нефтяные и потенциальные газовые генералы пытаются обратить внимание на соседа – Ханты-Мансийский автономный округ. Кстати, ТНК в настоящее время уже добывает здесь более трех миллиардов кубометров попутного газа в год. Совместно с компанией “СИБУР”, которая владеет основными перерабатывающими мощностями газа в этом регионе, ТНК вырабатывает согласованную позицию по добыче газа.

Российскую газодобывающую отрасль традиционно отождествляли с “Газпромом”. Все прочие компании оставались как бы за бортом распределения квот, льгот и прочих милостей. Правильнее сказать, им приходилось бороться за место “под солнцем” ‑ на месторождениях, у трубопроводов, на рынках, в налоговых органах ‑ в одиночку, что сильно осложняло и без того нелегкую “газовую жизнь”. Поэтому в октябре 2001 года одиннадцать нефтегазодобывающих компаний в Салехарде (столица Ямало-Ненецкого автономного округа) учредители новое формирование-Союз независимых производителей газа (“Союзгаз”), в которое вошли: ЗАО “Пургаз”, ОАО “Пурнефтегазгеология”, ОАО “Таркосамеленефтегаз”, ОАО “Иртышнефтегаз”, ОАО “Геойлбент”, ОАО “Минлей”, ОАО “Севернефтегазпром”, ОАО “Ханчейское НГДУ”, ОАО “Новафининвест”, ОАО “Арктикгаз”, ОАО “Сибнефтегаз”. Вместе они планируют разрабатывать 2966,6 миллиарда кубометров газа, 112,6 миллиона тонн конденсата, 313,9 миллиона тонн нефти.

Одной из основных целей созданного объединения станет разработка Южно-Русского месторождения. “Союзгаз” вовсе не намерен вступать в борьбу с РАО “Газпром”, и даже договорился о партнерских взаимоотношениях. Предприятия альянса займутся обеспечением потребностей внутреннего рынка страны, а “Газпром” получит возможность перенаправить значительные объемы своего газа на экспорт.

Среди прочих преимуществ нового Союза ‑ совместное обеспечение доступа независимых производителей к системам трубопроводов и коммуникацией, создание бирж по торговле газом на федеральном и региональном уровнях. Альянс предполагает совместно решить ряд финансовых вопросов: упорядочение тарифов на транспортировку, формирование налоговой политики, возврат НДС за экспортируемый природный газ.

Сегодня в стране уже завершился период так называемого “легкого газа” и компании приступили к разработке небольших месторождений. В свою очередь повысились требования к экологической безопасности предприятий, изменились условия разработки попутного газа при конденсатных месторождениях. Газовики пришли к выводу, что вместе значительно легче решать эти и другие проблемы. В перспективе в состав “Союзгаз” должны войти и другие среднедобывающие компании, осознавшие выгоду формирования и отстаивания единой стратегии. “Союзгаз” также намерен участвовать в Программе социально – экономического развития регионов Крайнего Севера.

Формирование конкурентной среды в газовой отрасли способствует появление независимых компаний, не входящих в систему “Газпрома”. Достаточно сказать, что в 2001 году из отечественных недр с участием не зависимых производителей было извлечено более 40 миллиардов кубометров газа. Энергетическая стратегия России предусматривает, что к 2020 году на долю независимых производителей будет приходится уже каждый пятый кубометр природного топлива.

Международная группа компаний “ИТЕРА” за 1998–2001 годы инвестировала в газодобычу 0,8 миллиардов долларов. В 2001 году на четырех месторождениях, разрабатываемых с участием “ИТЕРЫ” в Ямало-Ненецком автономном округе, было извлечено 30 миллиардов кубометров газа. В этом же году “ИТЕРА” приступила к освоению еще двух газовых месторождений. В 2005 году на газовых промыслах “ИТЕРЫ” намерена добывать уже 45 миллиардов кубометров “глубокого топлива”, а к 2007–2010 годам – увеличить этот показатель до 80 миллиардов кубометров, инвестировать в общей сложности в развитие отрасли еще 1,5 миллиарда долларов.

Независимые производители в состоянии стать надежными партнерами государства в обеспечении отечественного рынка газа и экспортных законтрактованных и дополнительных поставок.

В ближайшие годы богатым нефтяным регионом России может стать Калининградская область. Исследования в 2001 году подтвердили версию геологов: на шельфе Балтийского моря хранятся немалые запасы “черного золота”. Но освоение новых месторождений требует немалых инвестиций. Области не пришлось долго искать инвесторов. В 1995 году предприятие “Калининградморнефтегаз”, добывающее нефть в регионе, акционировалось и вошло в состав ОАО Нефтяная компания “ЛУКОЙЛ”, а в 1999 году было преобразовано в ООО “ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть”.

К началу 2002 года компания вела добычу на 19 из 25 открытых здесь месторождений и ежегодно добывает 700 тысяч тонн нефти. Большие надежды компания возлагает на месторождение “Кравцовское” около Куршской косы. Промышленное освоение месторождения предполагается начать с 2003 года. В 2002 – 2003 годах НК “ЛУКОЙЛ” вложит в этот проект 118,2 млн. долларов. При работе на этом месторождении будет использован опыт “ЛУКОЙЛа”, накопленный при бурении скважин в акватории северного Каспия – принцип “нулевого сброса”: все отходы, сточные воды, и буровой хлам будут вывозиться с платформы на береговую базу. Попутный газ не станут сжигать в морских условиях.

ООО “ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть” планирует вдвое увеличить добычу нефти благодаря разработке Кравцовского месторождения на шельфе. Запасы нефти высокого качества и относительно низкой рентабельности позволят решить многие проблемы области. Ведь нефть – не просто ценное сырьё, которое можно экспортировать, но и новые рабочие места, “живые” деньги в местном бюджете и сильный “магнит” для инвесторов.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:20