Гостевые дома как перспективная модель малого бизнеса в индустрии туризма

Осипова Е.Э., Ширихина Е.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Осипова Е.Э., Ширихина Е.Ю. Гостевые дома как перспективная модель малого бизнеса в индустрии туризма // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 157-161.

Аннотация:
Гостевые дома – это один из видов малого бизнеса в туризме. Сельский туризм приобретает сейчас все большую популярность, поэтому гостевые дома востребованы. В статье анализируются перспективы развития этого направления в Архангельской области.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инновации, конкуренция, риск, сельский туризм

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Предпринимательская деятельность – это инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [2]. Такое определение дает Большой энциклопедический словарь. На наш взгляд, важными моментами здесь является то, что данная деятельность инициируется самим гражданином, то, что направлена эта она на извлечение коммерческой выгоды, но при этом осуществляется с определенной степенью риска.

Австрийские экономисты (Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек) рассматривают предпринимательство как один из самых важных факторов, влияющих на экономику. Йозеф Шумпетер, американский экономист, полагает, что предприниматель – это тот человек, в чью задачу входит превращение какой-либо новой идеи в удачную инновацию.

Одной из форм предпринимательства в туристской отрасли является развитие такого направления как гостевые дома.

Преимущества гостевых домов

Понятие «гостевой дом» достаточно новое, оно вошло в обиход в конце ХХ века. Но, несмотря на свою новизну, это явление прочно входит в предпринимательскую среду, становясь одной из популярных форм размещения путешествующих.

Гостевой дом является средством размещения туристов, как правило, в сельской местности, и, в отличие от гостиницы, обладает набором параметров, которые делают условия проживания в нем приближенными к домашним [3].

В чем же преимущества гостевого дома перед гостиницей?

Во-первых, конечно же, это более уютная, домашняя обстановка.

Во-вторых, владельцы гостевых домов, действуя, как считают нужным, не находятся, в отличие от гостиниц, под жестким контролем государственных органов. На них не распространяются правила и нормы, обязательные для гостиниц.

В-третьих, количество этажей, номеров или комнат в гостевом доме не является регламентируемым.

В-четвертых, налоговые ставки для владельцев гостевых домов гораздо меньшие, по сравнению с гостиницами.

Услугами гостевых домов пользуются те люди, которые приезжают на отдых в сельскую местность, но не имеют собственных домов или возможности разместиться у родственников, предпочитают путешествовать по разным местам. В настоящее время такая форма достаточно широко распространена на тех территориях, где туризм развивается более успешно.

К таким регионам относятся, например, курорты Краснодарского края.

Размещение в гостевых домах обходится дешевле, и при этом их постояльцы имеют большую самостоятельность, чем при размещении в гостиничном фонде. Гостевые дома хорошо оснащены, имеют необходимое для комфортного проживания оборудование.

Обслуживание гостевых домов низкозатратно, поскольку нет необходимости содержать большой штат персонала. Такие положительные моменты как низкие издержки, небольшие налоговые отчисления увеличивают прибыль владельцев гостевых домов. В условиях конкуренции каждый домовладелец заинтересован в более качественном обслуживании своих клиентов, более комфортном их размещении, что, в свою очередь делает услугу более востребованной и дешевой.

Гостевые дома в сельской местности обладают рядом особенностей, имеют свою специфику.

Развитие гостевых домов и решение социальных проблем

Архангельская область, являясь северным регионом, не может в силу климатических условий предоставить возможность пляжного отдыха. Но обладая огромным туристским потенциалом, выраженным в значительном количестве памятников истории и культуры, в уникальной природе, самобытных ремеслах и промыслах, возможностью рыбалки и охоты, область имеет все шансы стать Меккой для туристов.

Мы полагаем, что региональные особенности природы, истории и культуры привлекают туристов именно в небольшие деревни, на берега рек и озер, имеющихся в достаточном количестве на территории области. Поэтому гостевые дома найдут своего потребителя и будут развиваться и дальше.

Такой вид предпринимательства имеет существенную социальную значимость. В целом в стране, и в Архангельской области в частности, в настоящее время наблюдается диспропорция количественного соотношения сельского и городского населения. Причины оттока молодежи и людей среднего возраста из села очевидны. Это и отсутствие работы, и низкие заработки, и не обремененный комфортом быт, и неразвитая инфраструктура, проявляющаяся в отдаленном расположении или полном отсутствии больниц, детских садов, домов культуры и тому подобное.

Поиск лучших условий жизни и более высокооплачиваемой работы толкает их покидать родные места. При этом далеко не все действительно хорошо устраиваются в городе, поскольку рынок труда в более крупных населенных пунктах и так достаточно конкурентный. Все это влечет за собой другие негативные явления, выражающиеся в моральной неудовлетворенности людей, росте преступности и т.д.

При развитии гостевых домов социальные проблемы, имеющиеся на селе, будут постепенно разрешаться в связи с привлечением местного населения в предпринимательскую деятельность. Ярким примером этому служит в Архангельской области гостевой дом индивидуального предпринимателя Татьяны Николаевны Седуновой. Ее «Дом паломника» находится в деревне Веркола Пинежского района –одном из интереснейших районов области. Это старый рубленный деревенский дом, глядя на который вспоминаются произведения известного писателя Федора Абрамова. В доме расположены спальни, оборудована кухня, есть баня. Но это еще не все.

Предприниматель Седунова Т.Н. творчески подошла к своей деятельности и устраивает для своих гостей походы по интересным местам, по грибы и ягоды, местные бабушки рассказывают о быте пинежан в старые времена, обучают местным традиционным ремеслам. У людей, живущих в городе, появляется возможность пожить хоть несколько дней по канонам и негласным правилам деревни, познать умиротворенность и неспешность жизненного уклада деревенских жителей.

Развитие малого предпринимательства на селе

В буклете, выпущенном к 300-летию великого помора М.В. Ломоносова, «Туризм: Архангельская область» значится только 12 гостевых домов в области, но на самом деле их в регионе большее количество. Наибольшее количество гостевых домов находятся в Каргопольском, Карпогорском, Пинежском районах, кроме того, они есть в Устьянском, Мезенском, Лешуконском, Онежском районах.

Значение деятельности гостевых домов для экономики и социальной сферы региона велико. Владельцы гостевых домов могут выбрать организационно-правовую форму в зависимости от нескольких факторов: наличия финансовых ресурсов, материальной базы, объема предпринимательского проекта, собственных организационных способностей, рыночных условий. Но, независимо от организационно-правовой формы, предприниматели уплачивают все причитающиеся налоги, заработную плату своим сотрудникам.

Несомненно, как и в любом другом бизнесе здесь есть свои нюансы и трудности. Для того чтобы избежать большинства проблем, необходимо грамотно подходить к организации собственного бизнеса.

Начинать надо с формулирования концепции своей идеи, разработки бизнес-плана, грамотных расчетов. Гостевые дома – это выгодная и доступная форма экономической деятельности сельского населения [1]. Следовательно, на самых ранних стадиях планирования бизнеса необходим расчет окупаемости затрат на комплектование гостевого дома.

Кроме того, будущий владелец гостевого дома должен иметь знания по основам маркетинга, бухгалтерского учета, ведению денежных расчетов, системе налогообложения, изучить опыт и рекомендации по приему гостей, их питанию и обслуживанию.

Решение многих проблем, возникающих в процессе деятельности, возможно и при помощи специализированной ассоциации владельцев сельских гостевых домов. Хороший пример этому Ассоциация владельцев сельских усадеб «Усадьба», созданная в апреле 2003 года в Карелии.

Создание аналогичной ассоциации в Архангельской области позволит защищать интересы предпринимателей, оказывать помощь владельцев сельских гостевых домов, консультировать их и развивать малое предпринимательство на территории области.

Заключение

Таким образом, гостевые дома являются перспективной и выгодной формой малого бизнеса, в частности, в сельской местности. Для успешного развития этой формы предпринимательства необходим грамотный подход, расчеты и создание Ассоциации для поддержки ее членов. Тогда Архангельская область сможет принимать большое количество путешествующих, что, в свою очередь, положительным образом скажется на социально-экономическом развитии региона.


Источники:

1. Тестов М.И. Основы предпринимательской деятельности. Владельцам сельских гостевых домов. – Архангельск: Учебно-деловой центр «Предприниматель» Михаила Тестова, 2010. – 57 с.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p.
3. Гостевой дом [Электронный ресурc]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/гостевой_дом
4. Архангельский областной информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pomorland.info.

Страница обновлена: 07.02.2024 в 04:25:06