Реализация федеральных и региональных целевых программ в области АПК в Калининградской области

Павлова Ж.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Павлова Ж.Л. Реализация федеральных и региональных целевых программ в области АПК в Калининградской области // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 142-146.

Аннотация:
Статья посвящена федеральным и региональным программам поддержки агропромышленного сектора. Их действенность рассматривается на примере Калининградской области. Выявлены причины неудовлетворительного состояния отрасли, определены основные направления развития АПК.

Ключевые слова: Калининградская область, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, направления развития, федеральные и региональные целевые программы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Государственное регулирование аграрного сектора является необходимым условием функционирования экономики страны. На региональном уровне особенно остро осознается необходимость поддержки сельского хозяйства, и одновременно именно здесь имеются возможности для конструктивного решения данной проблемы. Это определяется как финансовыми возможностями регионов, так и позицией региональных властей.

Федеральные и областные целевые программы

Содействие развитию агропромышленного комплекса – одно из приоритетных направлений экономики Калининградской области [4].

Министерством сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области курируются следующие реализуемые в области целевые программы.

Федеральные целевые программы:

– Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446;

– Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года»;

– Объекты по мелиоративным мероприятиям федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2014 года, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета выступает Минсельхоз России.

Областные целевые программы:

– «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007–2016 годы»;

– «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калининградской области на 2006–2010 годы»;

– «Социальное развитие села Калининградской области на 2007–2012 годы»;

– «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области на 2007–2012 годы» [1].

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы разработана в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Она была разработана в связи с замедлением экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствием условий для альтернативной занятости на селе, а исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.

Развитие АПК Калининградской области

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

– низкие темпы технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

– неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных производителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

– финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

– дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики страны.

Значительную положительную роль в развитии АПК Калининградской области сыграл приоритетный национальный проект «Развитие АПК», реализованный в 2006–2007 годах в Калининградской области. В результате системной работы Министерства и появившихся возможностей, предоставленных ПНП «Развитие АПК», в регионе был дан толчок развитию целого ряда предприятий. За два года в проекте приняли участие 16 сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).

С целью дальнейшего развития агропромышленного комплекса в Калининградской области были разработаны и реализованы, кроме федеральных проектов и программ, региональные целевые программы (РЦП). Реализация указанных программ формирует факторы роста показателей развития сельского хозяйства в АПК области.

Областная целевая программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007–2016 годы» соответствует Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы (далее – Госпрограмма).

Эта программа является комплексной, в нее составными блоками в рамках ключевых секторов развития АПК входят региональные целевые программы Калининградской области. [2]

Объем финансирования программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007–2016 годы» составляет 59913,17 млн руб.

Главные направления развития аграрной политики Калининградской области

Таким образом, главными направлениями в реализации аграрной политики Правительства Калининградской области на текущий и последующие годы намечены следующие:

– поддержка отрасли растениеводства через техническое перевооружение отрасли, развитие семеноводства, внедрение новых высокоурожайных сортов, ресурсосберегающих технологий, привлечение инвестиций в хранение и переработку продукции растениеводства, расширение рынка зерна, изучение и внедрение новых культур, пользующихся спросом на внешнем и внутреннем рынках;

– поддержка отрасли животноводства, как наиболее экономически обоснованного направления, осуществляемая через реконструкцию животноводческих ферм, применение передовых современных технологий содержания и кормления животных, увеличение поголовья высоко-продуктивного скота;

– формирование рынка земли и обеспечение действенного контроля за оборотом земель сельскохозяйственного назначения, эффективностью ее использования, совершенствование земельных отношений;

– социальное развитие села и кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства, через выделение денежных средств на строительство и приобретение жилья, водоснабжение и газификацию, закрепление специалистов на селе.

Однако анализ ситуации с выполнением региональных целевых программ показывает, что Правительство Калининградской области должно совершенствовать свою работу по поддержанию и развитию агропромышленного комплекса региона по следующим направлениям:

– последовательное выполнение программ и нормативных документов о порядке финансирования целевых программ;

– обеспечение проведения конкурсного отбора участников программ;

– субсидирование и предоставление финансовых ресурсов развивающимся хозяйствующим субъектам;

– обеспечение повышения уровня жизни на селе;

– четкое формулирование целевых показателей программ и контроль их исполнения;

– совершенствование технологий и инноваций в сфере АПК.

Кроме того, распределение бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственного производства в регионах осуществляется в условиях отсутствия единой методологии, конкретных методик распределения и определения эффективности использования.

Вывод

Главный недостаток большинства программ – недооценка местного ресурса развития. Установление отношений между вертикально и горизонтально ориентированными экономико-политическими системами – необходимое условие реализации приоритетов национального экономического развития. Методологической основой реализуемых программ должна стать новая концепция региональной экономической политики, ориентированной на саморазвитие территорий [5].

При несоблюдении данных требований федеральные и региональные целевые программы неизбежно будут превращаться в дополнительный источник финансирования безнадежно убыточных производств или дополнительный источник доходов для хозяйств, которые и так имеют ряд преимуществ, связанных с их местоположением, лучшей кадровой и материально-технической базой и т.д.


Источники:

1. О мерах поддержки сельхозпроизводителей на территории Калининградской области // «Балтийские Веси» № 1(1), приложение к газете Банковские новости № 4 (57), май 2010
2. О мерах поддержки сельхозпроизводителей на территории Калининградской области // Газета «Балтийские веси» № 1(1) от 17.05.10, приложение к газете Банковские новости № 4 (57). – 2010. – Май.
3. Постановление Правительства Калининградской области от 17.03.2008 № 144.
4. Бирюкова И.В. Калининградский АПК: все направления в «плюсе» // Пресс-служба Правительства Калининградской области.
5. Абрамова И.Е Государственное регулирование продовольственного комплекса России через национальный проект «Развития АПК». – 2008. − №2

Страница обновлена: 29.03.2024 в 14:51:12