Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2011

Некоторые аспекты организационно-экономического развития механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона

Емельянова Галина Александровна, к.э.н., зав кафедрой менеджмента Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Россия

On Some Aspects of Organizational and Economic Development of Regional Reforms of Housing and Communal Services - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
Жилищно-коммунальное хозяйство Чувашской Республики находится в достаточно тяжелом финансовом состоянии. Автор высказывает мнение, что необходимо реформировать внутреннюю организационную структуру и методы управления этой отраслью. Для этого необходим мониторинг, пообъектный учет и реализация инвестиционных проектов региона в данной сфере.
Цитировать публикацию:
Емельянова Г.А. Некоторые аспекты организационно-экономического развития механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 178-183.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время остается отсталым сектором экономики. Проводимая реформа системы ЖКХ обусловлена в наибольшей степени ростом стоимости услуг в сфере ЖКХ. Суть реформирования жилищно-коммунального хозяйства экономики не закладывает мотивирование интересов участников. Постоянно идет поиск рационального сочетания различных методов управления в данной отрасли.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства

За период с 2007 года по 2010 год Правительство РФ провело много мероприятий по завершению ряда проводимых институциональных преобразований в ЖКХ и внедрению новых механизмов и мероприятий по его развитию. В коммунальном секторе такие мероприятия были направлены на развитие концессионных соглашений, утверждение долгосрочных тарифов на услуги организаций ЖКХ, введение системы мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ, привлечение частных инвестиций, запрета приватизации коммунальной инфраструктуры систем водо- и теплоснабжения муниципальных образований, повсеместную ликвидацию убыточных организаций ЖКХ, инвентаризацию активов инженерной коммунальной инфраструктуры. В этих условиях для органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса важно разработать выполнимые, качественные и эффективные инвестиционные программы, долгосрочные производственные программы развития коммунальной сферы экономики России и регионов. Масштабность и новизна проводимых преобразований в данной отрасли является серьезным испытанием для руководства большинства организаций ЖКХ, поскольку потребует проведения большой работы в технической, управленческой и финансовых структурах предприятия за короткий промежуток времени.

Реформа ЖКХ предполагает создание рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), в частности, это должно достигаться посредством появления спроса у потребителей на услуги по управлению жилищным фондом и образования экономических отношений между участниками договора услуг в части содержания многоквартирных домов.

Отношения, связанные с передачей домов в управление, рассматриваются в жилищном законодательстве в качестве самостоятельных и не связаны единой процедурой, осуществляемой при смене собственника на жилые помещения в домах.

Управление домами и прозрачность ценообразования в сфере ЖКХ

Жилищный кодекс РФ устанавливает несколько способов управления такими домам: управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ, кооперативом, или через управляющую организацию. Тем не менее, выбор собственниками какого-либо способа управления многоквартирными домами не стал глобальным явлением в России.

Органы власти не выработали четких и ясных правил, согласно которым органы местного муниципалитета должны оказывать поддержку собственникам помещений. В Чувашской Республике более 80% жилищного фонда находится непосредственно в частной собственности.

Органы местного самоуправления в регионах должны в ближайшие годы:

– пересмотреть программы поддержки собственников помещений, которые выбрали какой-либо способ управления многоквартирными домами;

– усилить мониторинг реализации реформы на местах.

Перспективой развития ЖКХ должно стать изменение пропорций между платежами за коммунальные услуги и платежами за жилищные услуги.

Платежи за жилищные услуги необходимо направить на политику инвестирования через внедрение энергосберегающих технологий и установление приборов учета. Все это будет способствовать снижению показателей потребления коммунальных услуг. На практике есть опыт, когда организации ЖКХ внедряют автоматизированные программы подомового учета.

Пообъектный учет доходов и расходов на содержание многоквартирных домов приводит к тому, что ценообразование в жилищной сфере становится более прозрачным; осуществляются расшифровки жилищных и коммунальных услуг в счетах на оплату; приписки различных неоправданных расходов уже труднее осуществлять, так как учет автоматизирован и закрывается в конечном итоге на тех же счетах за услуги.

Организация работ, направленных на ремонт и поддержание в состоянии, пригодном для эксплуатации жилого фонда, объектов коммунального назначения и придомовой территории возлагается на организации ЖКХ.

Одновременно со стандартным пакетом предоставляемых услуг управляющими компаниями должны формироваться и инновационные проекты.

Инвестиционная деятельность

Одна из главных задач в работе управляющих компаний в ЖКХ – это внедрение инвестиционной политики при предоставлении жилищных и коммунальных услуг.

Это могут быть мероприятия по энергосбережению через установку приборов учета тепловой энергии, регулирования потребления тепловой энергии.

Все эти мероприятия являются элементами инвестиционной политики региона, в рамках которой предлагается также заключение договоров финансовой аренды (лизинга), так как свободных денежных средств у управляющих компаний, как пра вило, нет.

Посредством проведения инвестиционной политики в сфере ЖКХ снижается нагрузка на тепловые сети; высвобождаются мощности для объектов нового строительства жилья; повышается заинтересованность поставщиков тепловой энергии в снижении потерь на сетях. Вследствие реализации инвестиционных проектов экономия энергоресурсов на домах составляет от 15 до 20% [2].

В настоящее время существуют следующие проблемы в инвестиционной деятельности Чувашской Республики:

– недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики;

– недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающих потребностям роста экономики;

– слабое развитие необходимой инвестопроводящей структуры;

– наличие депрессивных районов и городов в Чувашской Республике, уровень социально-экономического развития которых значительно ниже среднереспубликанского значения;

– недостаточный уровень инвестиционной активности коммерческих банков, преобладание краткосрочных кредитов в структуре кредитных вложений.
Анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить сильные и слабые стороны, установить возможные перспективы и угрозы.

Предпосылки и прогнозы

Предпосылками для реализации стратегии инвестиционной политики в Чувашской Республике являются:

– наличие, реализация и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционные процессы в Чувашской Республике;

– использование различных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности: предоставление льгот по уплате региональных налогов и налога на прибыль организаций в части,

– зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики; предоставление бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий Чувашской Республики под коммерческие кредиты;

– оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства [1].

В результате реализации основных мероприятий стратегии инвестиционной политики предполагается получение следующих результатов:

– повышения конкурентоспособности организаций ЖКХ в Чувашской Республике;

– повышения инвестиционной активности организаций ЖКХ;

– увеличения объемов и темпов роста привлечения инвестиций в основной капитал, в том числе и в жилищный фонд;

– формирования в Чувашской Республике стабильного цивилизованного бизнеса в сфере ЖКХ.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Стратегия социального и экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
2. Емельянова, Г.А. Организация управленческого учета в системе ЖКХ. / Г.А. Емельянова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 129 с.