Особенности государственного регулирования предпринимательства

Соловьева О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Соловьева О.А. Особенности государственного регулирования предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 24-28.

Аннотация:
В статье с теоретической точки зрения обоснован авторский взгляд на понятие «государственное регулирование предпринимательства».

Ключевые слова: предпринимательство, рыночная экономика, рынок, предпринимательская среда, экономическая теория

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Теория государственного регулирования предпринимательства в рыночной среде является основополагающей в экономической науке. Рыночная среда, как саморегулирующаяся система в чистом виде не существует, поскольку в ней в различной степени участвует государство. Поэтому современную рыночную экономику называют смешанной, так как рыночная система дополняется государственным регулированием, функции которого меняются с развитием общества и экономики.Согласно мнению основоположника современной теории государственного регулирования экономики Дж. М. Кейнса, система рыночного капитализма страдает «пороками», вследствие чего, государству необходимо осуществлять регулирование экономики [1]. Экономист Дж. Стиглиц в книге «Экономика государственного сектора» указывал на то, что суть аргумента в пользу государственного контроля над производством частных товаров заключается в том, что частные фирмы преследуют цель максимизации собственной прибыли, а не благосостояния нации.

Госрегулирование с позиции теории общественных и частных интересов

Анализ эволюции экономики показывает неидентичность интересов государства и бизнеса. Это связано с отсутствием ориентации отдельных хозяйствующих субъектов на общественную эффективность. В такой ситуации участие государства в процессе производства становиться неизбежным и колеблется от полного огосударствления до государственного регулирования. Таким образом, с точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов общества – экономический рост и полную занятость. В области пересечения интересов государства и бизнеса, а также при активном взаимодействие указанных субъектов, может осуществляться эффективное государственное регулирование предпринимательства.

Направления государственного регулирования предпринимательства определяются целью, сформулированной в рамках социально-экономической стратегии развития страны, итог которой заключается в обеспечении устойчивого экономического роста.Целью государственного регулирования предпринимательства в странах с рыночной экономикой является создание условий для стабильного функционирования предпринимательской среды.Существуют два основных теоретических направления: теория общественных интересов и теория частных интересов, которые являются универсальными и могут быть применены к государственному регулированию предпринимательства.Теория общественных интересов в рамках государственного регулирования предпринимательства рассматривается в границах концепции «фиаско рынка» и способности «государства» сгладить несовершенства рыночного регулирования.Теория частных интересов рассматривается в границах концепции «фиаско правительства», что трактуется как повышение уровня нестабильности в предпринимательской среде из-за бюррократезированности и коррумпированности органов власти.

Тем не менее, в условиях глобализации мирового экономического пространства требуется интеграция теории общественных и частных интересов, а соответственно и оптимальное сочетание способов государственного регулирования и рыночного саморегулирования в сфере предпринимательства.

Система государственного регулирования предпринимательства

Поскольку предпринимательская деятельность это неотъемлемая часть экономики, то задача государства — создать оптимальные условия для функционирования всех видов бизнеса.Для успешного развития предпринимательства необходимо сформировать у людей потребность к самостоятельной экономической деятельности. Успешное развитие предпринимательства зависит от комплекса внешних и внутренних факторов, причем внешние факторы порождают возникновение внутренних. Это связано с тем, что внешними факторами выступают необходимые условия открытия собственного дела (объем стартового капитала, конкурентные условия на выбранном рыночном сегменте, законодательная база), которые в свою очередь влияют на возникновение внутренней потребности у человека самостоятельно заниматься экономической деятельностью. В экономической науке потребности определяются, как условия жизнедеятельности человека и неразрывно связаны с мотивами, интересами и стимулами.

Для получения ожидаемого эффекта – высоких темпов развития предпринимательства – необходимо тщательное изучение и оценка всей мотивационной цепочки: потребности – мотивы – интересы – стимулы. Основной целью предпринимательства является получение личной выгоды, выражающейся в форме прибыли, которая потом направляется на удовлетворение личных потребностей. Государству, как основному регулирующему органу необходимо создать такие условия, которые позволили бы сократить сроки достижения основной цели и гарантировали успешное развитие предприятия [2].

Система государственного регулирования предпринимательства должна учитывать ряд аспектов:– во-первых, для снижения риска потери имущества при неудачном открытии предприятия государство должно осуществлять поддержку начинающих бизнесменов, выступать их опорой;– во-вторых, для формирования необходимого стартового капитала предприятия государство должно осуществлять гибкую систему кредитования начинающих бизнесменов;– в-третьих, законодательство, регулирующее условия функционирования предпринимателей на рынке, должно быть направлено на устранение недобросовестной конкуренции, а также на помощь в установлении межпредпринимательских связей.В настоящее время для стран с развитой рыночной экономикой, характерны:– сокращение, применения алгоритма прямого государственного регулирования (то есть, например, оказание финансовой помощи, налоговых льгот непосредственно конкретному бизнесу) в пользу алгоритма косвенного (селективного) государственного регулирования (то есть, например, поддержка только отдельных категорий предприятий);– перенос государственного регулирования на региональный и местный уровни, поскольку местные власти лучше знают нужды своих предпринимателей.Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, напротив, характерно применение алгоритма прямого государственного регулирования [3].

Элементы, цели, сферы, принципы и формы госрегулирования предпринимательства

Государственная деятельность по обеспечению регулирования состояния сферы бизнеса в рамках экономической системы включает в себя следующие элементы:– объективный и всесторонний мониторинг риска экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних тенденций развития жизненно важных для страны сфер предпринимательства;– разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации негативных тенденций в развитии предпринимательства;– организация работы по реализации мер в области корректировки взаимодействия государства с бизнесом.Государственное регулирование предпринимательства преследует три цели:– минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;– создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;– обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится более уязвимым.

Можно выделить сферы государственного регулирования предпринимательства соответственно видам рынков: товарный рынок; рынок ценных бумаг; валютный рынок; рынок банковских услуг; рынок страхования и т. д.

Алгоритм государственного регулирования в рамках национальной экономической системы характеризуется следующими особенностями:

– государство несет ответственность за реализацию рыночных реформ, формирование новых рыночных элементов, инфраструктуры;– государство создает условия для развития всех форм предпринимательства и поддерживает его;– государство формирует систему отношений собственности.Следует выделять правовое, организационное, финансово-социальное, государственное регулирование предпринимательства [4].Под государственным регулированием предпринимательства автор предлагает понимать способы государственного перераспределения ресурсов (материальных и нематериальных), которые основаны на определенных принципах (системности, рациональности, аналитичности, транспарентности, результативности), реализующихся между хозяйствующими субъектами с целью достижения эффективности их деятельности и оптимального уровня отношений (социально-экономические, организационно-экономические, институционально-экономические) в процессе производства товаров и услуг для получения прибыли.

ЗаключениеГосударственное вмешательство тем эффективнее, чем более универсальную форму оно имеет, то есть, если в основе его регулирования заложены нормы рыночной экономики. Особую значимость государственное регулирование предпринимательства приобретает в период национальных кризисов, а также в сфере межгосударственных экономических отношений, потому что роль регулирующего центра может выполнить только государство (правительство) – институт, представляющий все общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «бизнеса» в данных исторических обстоятельствах.


Источники:

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н. Асаул. – СПб.: Питер, 2005. – 368 с.
2. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация / Л. Бляхман. – СПБ.: изд-во СПбГУ, 1995. – 321 с.
3. Каретников М.В. Государственное регулирование экономики / М.В. Каретников. – Челябинск: изд-во Челяб. ин-т Моск. гос. ун-та коммерции, 1998. – 243 с.
4. Нуреев Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики / Р. Нуреев // Вопросы экономики. − 2000. − № 4.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:41:37