Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2011

Особенности государственного регулирования предпринимательства

Соловьева Олеся Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономико-правовых основ управления,, Россия

Special Features of State Regulation of Business - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 78

Аннотация:
В статье с теоретической точки зрения обоснован авторский взгляд на понятие «государственное регулирование предпринимательства».
Цитировать публикацию:
Соловьева О.А. Особенности государственного регулирования предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 24-28.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Теория государственного регулирования предпринимательства в рыночной среде является основополагающей в экономической науке. Рыночная среда, как саморегулирующаяся система в чистом виде не существует, поскольку в ней в различной степени участвует государство. Поэтому современную рыночную экономику называют смешанной, так как рыночная система дополняется государственным регулированием, функции которого меняются с развитием общества и экономики.
Согласно мнению основоположника современной теории государственного регулирования экономики Дж. М. Кейнса, система рыночного капитализма страдает «пороками», вследствие чего, государству необходимо осуществлять регулирование экономики [1]. Экономист Дж. Стиглиц в книге «Экономика государственного сектора» указывал на то, что суть аргумента в пользу государственного контроля над производством частных товаров заключается в том, что частные фирмы преследуют цель максимизации собственной прибыли, а не благосостояния нации.


Госрегулирование с позиции теории общественных и частных интересов

Анализ эволюции экономики показывает неидентичность интересов государства и бизнеса. Это связано с отсутствием ориентации отдельных хозяйствующих субъектов на общественную эффективность. В такой ситуации участие государства в процессе производства становиться неизбежным и колеблется от полного огосударствления до государственного регулирования. Таким образом, с точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов общества – экономический рост и полную занятость. В области пересечения интересов государства и бизнеса, а также при активном взаимодействие указанных субъектов, может осуществляться эффективное государственное регулирование предпринимательства.

Направления государственного регулирования предпринимательства определяются целью, сформулированной в рамках социально-экономической стратегии развития страны, итог которой заключается в обеспечении устойчивого экономического роста.
Целью государственного регулирования предпринимательства в странах с рыночной экономикой является создание условий для стабильного функционирования предпринимательской среды.
Существуют два основных теоретических направления: теория общественных интересов и теория частных интересов, которые являются универсальными и могут быть применены к государственному регулированию предпринимательства.
Теория общественных интересов в рамках государственного регулирования предпринимательства рассматривается в границах концепции «фиаско рынка» и способности «государства» сгладить несовершенства рыночного регулирования.
Теория частных интересов рассматривается в границах концепции «фиаско правительства», что трактуется как повышение уровня нестабильности в предпринимательской среде из-за бюррократезированности и коррумпированности органов власти.

Тем не менее, в условиях глобализации мирового экономического пространства требуется интеграция теории общественных и частных интересов, а соответственно и оптимальное сочетание способов государственного регулирования и рыночного саморегулирования в сфере предпринимательства.


Система государственного регулирования предпринимательства

Поскольку предпринимательская деятельность это неотъемлемая часть экономики, то задача государства — создать оптимальные условия для функционирования всех видов бизнеса.
Для успешного развития предпринимательства необходимо сформировать у людей потребность к самостоятельной экономической деятельности. Успешное развитие предпринимательства зависит от комплекса внешних и внутренних факторов, причем внешние факторы порождают возникновение внутренних. Это связано с тем, что внешними факторами выступают необходимые условия открытия собственного дела (объем стартового капитала, конкурентные условия на выбранном рыночном сегменте, законодательная база), которые в свою очередь влияют на возникновение внутренней потребности у человека самостоятельно заниматься экономической деятельностью. В экономической науке потребности определяются, как условия жизнедеятельности человека и неразрывно связаны с мотивами, интересами и стимулами.

Для получения ожидаемого эффекта – высоких темпов развития предпринимательства – необходимо тщательное изучение и оценка всей мотивационной цепочки: потребности – мотивы – интересы – стимулы. Основной целью предпринимательства является получение личной выгоды, выражающейся в форме прибыли, которая потом направляется на удовлетворение личных потребностей. Государству, как основному регулирующему органу необходимо создать такие условия, которые позволили бы сократить сроки достижения основной цели и гарантировали успешное развитие предприятия [2].

Система государственного регулирования предпринимательства должна учитывать ряд аспектов:
– во-первых, для снижения риска потери имущества при неудачном открытии предприятия государство должно осуществлять поддержку начинающих бизнесменов, выступать их опорой;
– во-вторых, для формирования необходимого стартового капитала предприятия государство должно осуществлять гибкую систему кредитования начинающих бизнесменов;
– в-третьих, законодательство, регулирующее условия функционирования предпринимателей на рынке, должно быть направлено на устранение недобросовестной конкуренции, а также на помощь в установлении межпредпринимательских связей.
В настоящее время для стран с развитой рыночной экономикой, характерны:
– сокращение, применения алгоритма прямого государственного регулирования (то есть, например, оказание финансовой помощи, налоговых льгот непосредственно конкретному бизнесу) в пользу алгоритма косвенного (селективного) государственного регулирования (то есть, например, поддержка только отдельных категорий предприятий);
– перенос государственного регулирования на региональный и местный уровни, поскольку местные власти лучше знают нужды своих предпринимателей.
Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, напротив, характерно применение алгоритма прямого государственного регулирования [3].

Элементы, цели, сферы, принципы и формы госрегулирования предпринимательства

Государственная деятельность по обеспечению регулирования состояния сферы бизнеса в рамках экономической системы включает в себя следующие элементы:
– объективный и всесторонний мониторинг риска экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних тенденций развития жизненно важных для страны сфер предпринимательства;
– разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации негативных тенденций в развитии предпринимательства;
– организация работы по реализации мер в области корректировки взаимодействия государства с бизнесом.
Государственное регулирование предпринимательства преследует три цели:
– минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
– создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
– обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится более уязвимым.

Можно выделить сферы государственного регулирования предпринимательства соответственно видам рынков: товарный рынок; рынок ценных бумаг; валютный рынок; рынок банковских услуг; рынок страхования и т. д.

Алгоритм государственного регулирования в рамках национальной экономической системы характеризуется следующими особенностями: 

– государство несет ответственность за реализацию рыночных реформ, формирование новых рыночных элементов, инфраструктуры;
– государство создает условия для развития всех форм предпринимательства и поддерживает его;
– государство формирует систему отношений собственности.
Следует выделять правовое, организационное, финансово-социальное, государственное регулирование предпринимательства [4].
Под государственным регулированием предпринимательства автор предлагает понимать способы государственного перераспределения ресурсов (материальных и нематериальных), которые основаны на определенных принципах (системности, рациональности, аналитичности, транспарентности, результативности), реализующихся между хозяйствующими субъектами с целью достижения эффективности их деятельности и оптимального уровня отношений (социально-экономические, организационно-экономические, институционально-экономические) в процессе производства товаров и услуг для получения прибыли.

Заключение
Государственное вмешательство тем эффективнее, чем более универсальную форму оно имеет, то есть, если в основе его регулирования заложены нормы рыночной экономики. Особую значимость государственное регулирование предпринимательства приобретает в период национальных кризисов, а также в сфере межгосударственных экономических отношений, потому что роль регулирующего центра может выполнить только государство (правительство) – институт, представляющий все общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «бизнеса» в данных исторических обстоятельствах.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н. Асаул. – СПб.: Питер, 2005. – 368 с.
2. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация / Л. Бляхман. – СПБ.: изд-во СПбГУ, 1995. – 321 с.
3. Каретников М.В. Государственное регулирование экономики / М.В. Каретников. – Челябинск: изд-во Челяб. ин-т Моск. гос. ун-та коммерции, 1998. – 243 с.
4. Нуреев Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики / Р. Нуреев // Вопросы экономики. − 2000. − № 4.