Стратегии корпоративных структур и направления территориального развития

Максимов А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Максимов А.Д. Стратегии корпоративных структур и направления территориального развития // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 152-156.

Аннотация:
Процессы управления развитием территорий начинают занимать все большее место в работе органов государственного управления. Традиционные методы регионального планирования требуют совершенствования с учетом современных реалий. Автором рассматриваются вопросы согласования стратегий крупных корпораций с задачами развития территорий и проблемы взаимодействия региональной власти с корпоративными структурами.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, территориальное развитие, региональное планирование, корпоративные стратегии

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Крупные корпорации: холдинги, финансово-промышленные группы, конгломераты, концерны являются неотъемлемой составной частью экономической системы государства, обеспечивающей устойчивое и сбалансированное развитие экономики России и ее отдельных регионов. Особая роль корпораций в экономике обусловлена их влиянием на региональные рынки и связи межрегионального обмена.

Несмотря на это, практика функционирования российских корпораций свидетельствует о том, что на сегодняшний момент потенциальные преимущества присутствия данных структур в регионах не проявляются в полном объеме. Одной из наиболее значимых причин сложившейся ситуации является недостаточная проработанность основных параметров совместной деятельности корпорации и региональных органов государственной власти.

Каждый регион представляет собой триаду «природа – население – хозяйство. Его территориальное развитие подразумевает: совершенствование пространственной организации территории (размещение производительных сил, расселение населения, организация природопользования), развитие экономики, улучшение среды обитания (развитие социальной сферы).

Территориально развитие (ТР) региона означает неуклонное изменение всех его составляющих. В мировой практике ТР реализуется с помощью методологии регионального планирования (РП).

Влияние корпораций на развитие территорий

Опыт территориального развития европейских стран показал необходимость тесной увязки планирования экономического развития, в том числе распределения региональных инвестиций, с разработкой пространственных решений.

Существенными факторами координации в процессах регионального планирования является формирование взаимосвязей:

– между пространственными (планировочная организация) и непространственными (социальные цели, ресурсы и экономика, экология) элементами планирования;

– соотношение между рыночными и нерыночными факторами, сочетающимися в непространственных аспектах деятельности. Источником территориального развития являются денежные средства: государственные, иностранные и частные инвестиции. В странах с рыночной экономикой частные инвестиции относятся к движущим силам социального развития, а государственно-частное партнерство рассматривается как необходимый элемент. Помимо влияния на экономику региона налоговой составляющей, приход корпораций означает объективные изменения в социальной сфере.

Учет региональных интересов является основой политики любой корпорации. При этом каждая компания стремится увидеть региональное развитие как элемент собственного бизнеса. Например, корпорация Microsoft направляет свои средства на развитие образования с помощью программы «Мир безграничных возможностей» (Unlimited Potential), действующей в 45 странах. Программа предполагает подготовку рабочей силы в местных Центрах компьютерной грамотности (community technology and learning centers, CTLC). В рамках программы, например, в Марокко оборудовано 10 местных CTLC-центров. Ежегодно благодаря этой программе 12 тыс. афганских граждан получают доступ к информационным технологиям и обучению в сфере ИКТ в 16 региональных центрах,расположенных на территории всей страны.

Корпорация Procter & Gamble в ЮАР осуществляет поддержку государственных региональных программ в области медицины и образования, способствующих развитию гигиены и санитарии в наиболее отсталых регионах.

Эффективным инструментом, позволяющим добиваться создания экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих нормальное функционирование системы газоснабжения на основе взаимовыгодного сотрудничества компании с многочисленными российскими территориями, является, например, региональная политика ОАО «ГАЗПРОМ».

Проблемы развития инфраструктуры

В организации координации стратегий корпораций и территорий важнейшие задачи государственного управления состоят:

– в предоставлении частным инвесторам перспективных планов развития регионов, районов и муниципальныхобразований;

– в обеспечении безопасности инвестиций;

– во взаимоувязке планов регионального развития с планами развития корпораций.

Решение этих задач содействует повышению привлекательности территорий для частных инвестиций на региональном и местном уровнях.

Особое внимание региональных властей должно уделяться финансируемым из частных источников крупным проектам, которые представляются соответствующими перспективам развития территории уже на начальных этапах. В тех случаях, когда крупные проекты, такие, как скоростные железные дороги и их узловые точки, грузоперевалочные центры, аэропорты, вокзалы и т.д. – основаны на долгосрочном планировании, они могут внести значительный динамизм в экономическое развитие территории и способствовать ее пространственно сбалансированному развитию.

На современном этапе власть призвана решить задачу согласования интересов корпораций и территорий. Компетентные властные структуры, исходя из мультиплицирующего воздействия крупных проектов, могут и должны обеспечить выгоду городам и окрестным муниципалитетам.

В России ввиду недостаточности государственных средств для покрытия потребностей в технической и социальной инфраструктуре и связанных с ними сервисах услугах, особенно актуальными становятся частные инвестиции в эти отрасли. Поэтому задача формирования механизмов поддержки государственно-частного партнерства в сферах, ранее входивших в государственный сектор (транспорт, телекоммуникации, водоснабжение, здравоохранение, образование и т.д.), может быть с полным основанием отнесена к первостепенным.

При этом одним из решающих условий успеха государственно-частного партнерства является эффективная административная структура на региональном и местном уровне, которая создает каркас для деятельности частных инвесторов, например, путем четкого изложения условий подряда, и контролирует реализацию проектов.

Сложности во взаимоотношениях корпораций и муниципальных образований

Основные направления деятельности территориальных органов власти реализуются в рамках региональной промышленной политики. Она во многом зависит от географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы, типов муниципальных образований (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий, научный или культурный центр и т.д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части. Поскольку деятельность крупных корпораций, расположенных на территориях, в значительной степени подменяет рынок, власть заинтересована в активной координации их развития с планами развития территорий и стремится создать благоприятные социально-экономические и политические условия для деятельности корпоративных структур. Корпорации, со своей стороны, заинтересованы в использовании ресурсов муниципального образования, поэтому стремятся к повышению их качественного уровня.

Сложности во взаимоотношениях корпораций и муниципальных образований проявляется в ряде моментов:

– отсутствии законодательных механизмов участия предприятий в социально-экономическом развитии. Данное участие заключается, в основном, в уплате налогов;

– возможности расположения и регистрации крупных корпораций, которые используют обширные ресурсы, на разных территориях. Данные предприятия не разделяют интересы территории их дислоцирования и, зачастую, используют тактику обескровливания, банкротства прочих предприятий и скупки их активов. У властных структур недостаточно рычагов для борьбы с такими корпорациями;

– криминализации экономики.

Поэтому представляется целесообразным в процессах регионального планирования оценивать степень влияния корпораций на региональной развитие. При этом интересы территории будут распространяться, в первую очередь, на ведение социально ответственного бизнеса (социального партнерств, активного участия в благоустройстве территории, решении экологических проблем и т.д.), во вторую очередь – на высокие финансово-экономические показатели.

Рост финансово-экономических показателей корпорации способствует увеличению наполняемости региональных бюджетов. Неся на себе бюджетообразующую функцию, такие предприятии в значительной степени определяют уровень и качество жизни на территории (см. рис. ниже).

Заключение

Таким образом, крупные корпорации оказывают непосредственное влияние на состояние и развитие национального хозяйства, региона и муниципального образования, выражающегося в изменении:– показателей ВВП и ВРП,– структуры экономики,– институциональных механизмов развития территории,– социально-экономических показателей.

Стратегии развития крупных корпоративных структур объективно являются основой в формировании направлений территориального развития. В то же время состояние национального хозяйства, региона, муниципального образования создают благоприятную для осуществления предпринимательской деятельности среду и, следовательно, так или иначе, воздействуют на корпорацию.


Источники:

1. Аверина Л.М., Кудрявцев А.Л., Максимов А.Д. Методологические основы территориального развития с учетом интересов корпорации и территории. − Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – 46 с.
2. Татаркин А.И., Кобелев В.Н. Концепция формирования региональной промышленной политики // Экономика региона. – 2010. − №3. – С. 21−31.
3. Широков А.Н., Юркова С.Н. Методические рекомендации по территориальному планированию в муниципальных образованиях // Российский научный центр государственного и муниципального управления. − Режим доступа: http://www/municipal-sd.ru.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:16:31