Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2011

Страхование по безработице как элемент социального обеспечения трудящихся (опыт США)

Яковлева Анна Валерьевна, Доцент кафедры экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, Россия

Unemployment Insurance in the System of Social Security in the USA: A Case Study - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 112

Аннотация:
Страхование по безработице является одной из наиболее активно изучаемых в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных. За более чем 75-летнюю историю существования федерально-штатная государственная система страхования по безработице в Соединенных Штатах Америки, финансируемая работодателями, стала важнейшим элементом социального обеспечения трудящихся, страховочной сеткой на период работы и поисков нового рабочего места.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Яковлева А.В. Страхование по безработице как элемент социального обеспечения трудящихся (опыт США) // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 33-40.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В Соединенных Штатах Америки страхование по безработице существует уже более 75 лет и является наиболее распространенной и активно изучаемой государственной программой поддержки дохода для безработных. Данная программа была учреждена Главами III, IX и XII Закона о социальном обеспечении от 1935 года и Законом о федеральном налоге для безработных от 1939 года. Глава III ЗСО уполномочивает федеральное правительство выделять субсидии на осуществление программ по безработице. Глава IX учредила Трастовый фонд для выплаты пособий по безработице. А Глава XII предусматривает выплату займов и ссуд для неубыточных программ штатов [4; 152].

К июлю 1937 года все 48 штатов, округ Колумбия, а затем Территории Аляска и Гавайи учредили свои программы законами штата о налоге для безработных. Пуэрто-Рико внедрило систему в 1961 году, а американские Виргинские острова – в 1978 году. В данную программу много раз вносились поправки, однако как отмечает ученый из государственного университета Калифорнии Джон Г. Килгур, если не считать продления выплаты пособий во времена экономических спадов, то основные характеристики этой программы остались неизменными [4].

Масштабы страхования по безработице

Страхование по безработице в США учреждено федеральным законом, но осуществляется 53 «штатами» при некоторой степени федерального контроля и содействия в периоды высокой безработицы. Округ Колумбия, Пуэрто-Рико и Виргинские острова рассматриваются как штаты, когда речь идет о страховании по безработице. Джон Г. Килгур провел исследование пяти крупнейших штатов с точки зрения гражданской рабочей силы, дающих представление о ситуации в целом. Это Калифорния, Флорида, Иллинойс, Нью-Йорк и Техас. Автор отмечает, что они составляют 36,1% гражданской рабочей силы США, и выгодно расположены в разных частях страны.

В настоящее время страхование по безработице охватывает почти всех работников частного и государственного секторов, наиболее важные некоммерческие организации, многих сельскохозяйственных работников и домашний персонал и с 2000 года – работников Индейских органи заций.

По состоянию на 2008 год программы страхования по безработице охватили 131 млн работников (более 96% наемных и ненаемных) и 7,6 млн работодателей. Было выплачено более 100 млрд долларов пособиями почти 12 млн получателей [4]. Право на получение пособия по безработице имеют следующие лица (см. рис. 1 на с. 34).

Рис.1. Лица, имеющие право получение пособия по безработице


Несмотря на то, что почти все наемные и ненаемные работники охвачены программами страхования по безработице, не все имеют право на получение компенсации по безработице (см. рис. 2 выше). Также следует отметить, что существует ограничение по получению пособия для «потерявших работу», т.е. тех которые лишились своего рабочего места не по собственному желанию и не по своей вине.

Рис. 2. Лица, не имеющие право получения пособия по безработице

В 2008 году 86,1% гражданской рабочей силы США было застраховано от безработицы, тогда как в пяти штатах взятых в качестве объектов исследования эти данные составили 92,8% в Калифорнии и 95,1% в Техасе (см. табл. 1 на с. 36) [4; 153].

Еженедельная сумма пособия значительно разнится по программам штатов отчасти вследствие различий в прожиточных минимумах, сочетании отраслей и профессий и, так сказать, философий или традиций штатов. В 2008 году средняя еженедельная сумма пособия для полностью безработных в США составляла 297 долларов. По штатам эта сумма варьировалась от минимума в 183 доллара в Миссисипи до максимума в 413 долларов на Гавайях. Что касается пяти исследуемых штатов, то имел место диапазон от 238 долларов во Флориде до 312 долларов в Иллинойсе (см. табл. 2 на с. 36) [4].

Продолжительность выплаты пособий по безработице

В первые годы функционирования системы страхования по безработице пособия в среднем по стране выплачивались в течение девяти недель и составляли около 11 долл. в неделю. В середине 90-х годов средняя продолжительность выплат возросла до 16 недель, в средние размеры пособия достигли почти 200 долл. [2].

На сегодняшний день максимальная продолжительность выплаты пособий по безработице составляет 26 недель во всех штатах, кроме двух.

В Массачусетсе допускается срок выплаты пособий до 30 недель, а в Монтане – 28 недель. В восьми штатах действует единая продолжительность выплаты пособий в 26 недель для всех кандидатов. Минимальная продолжительность составляет от 1 недели в четырех штатах до 21 недели в Луизиане. Данные по исследуемым штатам представлены в табл. 3 (см. на с. 37) [4].

Однако следует отметить, что федерально-штатный закон о продлении выплаты пособий по безработице от 1970 года, создал устойчивую схему продления пособий в периоды высокой безработицы [2]. Она предполагает дополнительно 13 недель получения пособия для тех, кто использовал свое право на 26 недель обычных пособий (всего 39 недель) на межштатном уровне. Расходы на программу делятся в равной степени между федеральным правительством и штатами. В постоянную программу продления выплаты пособий были внесены поправки Всеобщим законом об урегулировании бюджетных противоречий от 1981 года и Поправками к закону о пособиях по безработице от 1992 года.

Финансирование страхования по безработице осуществляется работодателями во всех штатах, кроме трех. Исключение составляют Аляска, Нью-Джерси и Пенсильвания, где налогами на страхование от безработицы облагаются и работники.

Размер отчислений в фонд страхования по безработице

Размер отчислений в фонд страхования по безработице по Закону о федеральном налоге для безработных составляет 6,2% от первых 7 000 долларов дохода, приходящегося на работника за 1 календарный год.

Следует отметить, что по Закону о федеральном налоге для безработных, если в штате есть утвержденная программа, то 5,4% налога с работодателей может быть возмещено и выплачено штату.

Остальные 0,8% налога (6,2% минус 5,4%) идут федеральному правительству. Эта цифра состоит из постоянных 0,6% и «временных» 0,2%, которые добавили в 1976 году и с тех пор неоднократно увеличивали [4].

Средняя ставка взносов работодателей в 2008 году по рассматриваемым штатам представлена в табл. 4 (см. на с. 39).

В настоящее время 80% федеральных налогов по Закону о федеральном налоге для безработных поступают на счет Управления обеспечения занятости и используются для оплаты административных расходов по программам штатов. Остальная доля налогов поступает на счет для продления выплаты пособий по безработице для финансирования федеральной части постоянной программы продления выплаты пособий.

В заключении хотелось бы отметить следующее, во второй половине XX века в течение 76 лет федеральное правительство и штаты довольно хорошо сотрудничали по вопросам страхования по безработице, которое подверглось серьезному испытанию во время экономического спада 2008 года и, как результат, длительной безработицы. В этот период федеральное правительство обеспечило 100-процентное финансирование из общего фонда ряда продлений выплаты пособий по безработице, что дало возможность программам штатов выплатить необходимые пособия.

Однако как отмечает Джон Г. Килгур следующиэкономический спад будет характеризоваться гораздо более суровым макроэкономическим климатом, и федеральному правительству будет сложнее финансировать продления пособий. Поэтому необходимо предпринять меры по усилению финансирования страхования по безработице [4].


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Лебедева Л.Ф. Опыт США: государственное страхование на случай безработицы // Человек и труд. – 1999. − № 11. – С. 31−36.
2. Лебедева Л.Ф. Государственное страхование рисков в сфере труда // США – Канада: Экономика. Политика. Культура. – 2000. − № 7. – С. 26−39.
3. Лебедева Л.Ф. Опыт США: государственная политика в социально-трудовой сфере // Проблемы теории и практики управления. – 2002. − № 5. − С. 43−48.
4. Kilgour J. G. Unemployment Insurance in the 21st Century − http://cbr.sagepub.com/content/42/3/152. Р. 151−161.
5. Krueger A.B., Meyer B.D. Labor supply effects of social insurance // Working Paper 9014. NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH. June 2002. P. 1−102.
6. Table 9.A2 − Summary data on state programs, by state or other area, 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssa.gov/policy/docs/ statcomps/supplement/2010/9a.pdf.