Инкубатор проектов как элемент инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области

Скурихина Т.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скурихина Т.Г. Инкубатор проектов как элемент инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 179-184.

Аннотация:
В статье проанализирована ситуация в Новосибирской области, где активно развивается малый и средний бизнес. И хотя администрацией области делается немало для его поддержки, развитие малого и среднего предпринимательства тормозится рядом проблем, главным образом связанных с недостатком финансовых средств и консультационной поддержки со стороны региональных органов власти. Способ решения этих проблем автор видит в развитии инкубаторов проектов для субъектов малого и среднего бизнеса сельских территорий.

Ключевые слова: инфраструктура, Новосибирская область, государственная поддержка, субъекты малого и среднего предпринимательства, инкубатор проектов



В настоящее время в Новосибирской области хозяйственную деятельность осуществляет 120 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМиСП). По количеству СМиСП Новосибирская область занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа. В этой сфере задействована 1/4 часть трудоспособного населения области (211 тыс. человек), а оборот СМиСП составляет 40% от общего оборота предприятий и организаций области. В структуре СМиСП Новосибирской области по видам экономической деятельности 39% занимает сфера торговли и ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, обрабатывающие производства – 15%, операции с недвижимым имуществом и аренда – 15%, строительство – 11% [1].

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Правительством Новосибирской области поддержка СМиСП рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области. Период первоначального формирования условий для развития СМиСП в области к 2009 г. был завершен. В то же время продолжают сохраняться проблемы препятствующие развитию СМиСП в регионе (см. рис. ниже).

Рис. Проблемы, препятствующие развитию СМиСП в Новосибирской области(% от количества опрошенных представителей СМиСП)

В целях преодоления указанных проблем и создания условий развития СМиСП в регионе с 2009 г. реализуется областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009–2013 годы». Ее реализация предполагает выполнение мероприятий, направленных на информационно-методическую, организационную и финансовую поддержку СМиСП в области, а также развитие и инфраструктуры поддержки муниципальных программ [1].

За период 2009–2010 г. правительством Новосибирской области была создана инфраструктура поддержки СМиСП (см. табл. 1 на с. 181) и оказана финансовая поддержка 473 СМиСП (см. табл. 2 на с. 182).

Вместе с тем на практике благоприятные условия доступны не всем СМиСП.

Проблемы

Анализ реестров СМиСП – получателей поддержки в 2009–2010 гг. в рамках Программы показал, что географически получатели поддержки зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в городе Новосибирске и на прилегающей территории.

Так, в 2009–2010 г. 66,2% от общего числа СМиСП – получателей поддержки были из г. Новосибирска, 5,3% – г. Бердск, 4,2% – Новосибирский район, 3,8% – г. Кольцово, 2,5% – Ордынский район, 1,9% – Татарский район и 18% приходится на остальные 27 районов Новосибирской области.

Причины неравномерной географии получателей финансовой поддержки:

– удаленность СМиСП от организаций инфраструктуры;

– недостаточная информированность о возможности получения финансовой поддержки (в том числе и отсутствие интернета в ряде сельских территорий Новосибирской области);

– ограниченность собственных финансовых ресурсов и материальной базы;

– высокой уровень экономической и правой безграмотности СМиСП в сельских территориях.

Администрациями муниципальных районов Новосибирской области созданы информационно-консультационные пункты (ИКП) по вопросам развития СМиСП. При обращении в ИКП проводится информирование и консультирование СМиСП, как по вопросам создания и развития бизнеса, так и по вопросам оказания им государственной (муниципальной) поддержки. Проводимое исследование показало, что созданные ИКП не обладают достаточной финансовой и ресурсной базой, а также специалистами, необходимыми для обеспечения потребностей малых и средних предприятий, возникающих в процессе их хозяйственной деятельности.

Инкубирование проектов для малого и среднего бизнеса сельских территорий

Изменить сложившуюся ситуацию возможно за счет организации инкубирования проектов для СМиСП сельских территорий на основе взаимодействия районных ИКП и вузов Новосибирской области. В 2011 г. при взаимодействии ФГОУ ВПО СибАГС и информационно-консультационного пункта Чулымского района Новосибирской области был осуществлен пилотный проект инкубирования 10 проектов СМиСП данного района. Программа инкубирования – комплекс услуг, направленных на оказание содействия 10 СМиСП в формулировании бизнес-стратегии и подготовки бизнес-плана инвестиционного проекта. За каждым СМиСП была закреплена группа студентов (экономисты, юристы и маркетологи) и преподаватель-куратор.

В ходе реализации программы инкубирования каждая проектная команда (предприниматель и студенты) под руководством преподавателя-куратора выполнили следующие мероприятия:

– провели маркетинговые исследования рынка сбыта и определили заинтересованность потенциального потребителя в продукте;

– обосновали бизнес-модель будущего пред приятия, технологию производства, инвестиции в проект;

– определили конкурентные преимущества и выполнили анализ потребительской ценности продукта (услуги, работы);

– оценили коммерческий потенциал бизнес-идеи, подготовили финансовый план и план коммерциализации;

– описали план-график реализации проекта;

– подготовили презентацию проекта.

Работа по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта осуществлялась как в режиме реальных встреч (приезд студентов и преподавателя-куратора в район), так и в онлайн режиме (через информационно-консультационный пункт района).

К результатам программы инкубирования следует отнести повышение экономической и правовой грамотности предпринимателя, готовый бизнес-план инвестиционного проекта, подготовленный по всем требованиям конкурсной документации для подачи на конкурс с целью получения финансовой поддержки за счет средств как областного, так и районного бюджетов.

Заключение

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования действующей в Новосибирской области инфраструктуры поддержки и обеспечения доступности государственной финансовой поддержки необходимо включение в состав инфраструктуры инкубаторов проектов СМиСП сельских территорий, организуемых на основе взаимодействия районных ИКП и вузов Новосибирской области.


Источники:

1. Официальный сайт «Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области» // http://msp.nso.ru.
2. Официальный сайт Министерства экономического развития Новосибирской области // http://econom.nso.ru.
3. Официальный сайт Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области // http://minrpp.nso.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:07:21