Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2011

Проблемы конкурентных преимуществ продукции легкой промышленности

Морозов Владимир Александрович, Д.э.н., профессор кафедры Городского, дорожного строительства Московской Государственной Академии коммунального хозяйства и строительства, Московская Государственная Академия коммунального хозяйства и строительства, Россия

Problems of the Competitive Advantages of the Light Industry Products - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Аннотация:
В статье анализируются системные проблемы, послужившие причиной кризисного состояния отечественной легкой промышленности. Основные из них: устаревшие и плохо обновляемые производственные фонды, зависимость от дорогостоящего импортного сырья, низкий уровень инвестиций, слабое освоение уже имеющихся научных разработок и инноваций, влияние теневой экономики, кадровые проблемы и т.д.
Цитировать публикацию:
Морозов В.А. Проблемы конкурентных преимуществ продукции легкой промышленности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 113-118.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Возникновение системных проблем в такой отрасли, как легкая промышленность, обусловлено внутриотраслевыми и внешнеотраслевыми причинами. Они связанны как с деятельностью самой отрасли, так и с происходящими институциональными преобразованиями и изменениями в национальной экономике, в сфере законодательной и внешнеэкономической политики страны, а также с изменениями в мировой экономике.

В основном это происходит из-за структурных диспропорций легкой промышленности – несоответствия в настоящий момент масштаба и возможностей отрасли качественно удовлетворить растущий спрос на продукцию, приостановить критическое падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и предотвратить возникшую угрозу потери национальной безопасности страны.

Главные проблемы российской легкой промышленности

Среди причин первой группы проблем – технической и технологической отсталости легкой промышленности от зарубежных стран, прежде всего, назовем невысокий потенциал установленного в отрасли оборудования, большая часть которого морально и физически устарела. Доля оборудования в станочном парке отрасли (по оценке Росстата), эксплуатируемого до 5 лет составила на начало 2011 года – 2,1%, 6–10 лет – 23,7%, 11–20 лет – 55.2%, более 20 лет – 19%.

Заниженный уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей (за счет значительного превышения вывода морального и физически изношенного оборудования над вводом нового). За последние 5 лет производственные мощности сократились:

– по хлопчатобумажным суровым тканям на 14%;

– по льняным тканям на треть, а по шерстяным тканям почти в 4 раза;

– по трикотажным изделиям в 1,8 раза, чулочно-носочным на 10%;
– по обуви на 31%.

Следствием воздействия указанных причин возникает высокая зависимость текстильных предприятий от качества сырья, красителей и текстильновспомогательных веществ (ТВВ) и, в связи с этим, высокие издержки производства, обусловленные высокой стоимостью сырья, красителей, ТВВ и фурнитуры (большая доля которых ввозится из-за рубежа), и высокими затратами на энергоносители.

К следующей группе проблем следует отнести низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности, обусловленный:

– во-первых, отсутствием инвестиций, необходимых для модернизации отрасли и внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках;

– во-вторых, сокращением объема и результативности научно-исследовательских разработок по причине снижения объемов бюджетного финансирования НИОКР (в 2006 году за счет средств бюджета выполнено НИОКР на 31,2 млн руб., в 2008 году – на 25,0 млн руб.). В наибольшей степени это затронуло фундаментальные и поисковые исследования. Многие научные разработки, способные составить новую технологическую основу отрасли для расширения производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, не доведены до завершения и требуют продолжения и углубления разработок на опытно-реализационной стадии.

Наличие нерешенных проблем в отрасли, связанных с развитием науки и эффективностью научного обеспечения, неизбежно приведет к появлению в ее работе рисков экономического и социального характера. Лишенная притока новых технологий отрасль не сможет дальше конкурировать с иностранными фирмами, особенно после вступления России в ВТО, что скажется на возможности российских товаропроизводителей сохранить свои позиции на внутреннем рынке и завоевать новые сегменты на зарубежных рынках.

Низкий уровень освоения инноваций и влияние теневой экономики

Технологическое отставание отрасли уже в обозримой перспективе может стать необратимым.

К третьей проблеме в этой группе можно отнести низкий уровень освоения промышленностью положительных результатов научных разработок и инноваций (менее 1% предприятий). Это отрицательно сказывается на технологической модернизации, на расширении ассортимента продукции (как гражданского, так и стратегического назначения) и на возможности придавать ей новые конкурентные функциональные и потребительские свойства, используя современные технологии, в том числе, нанотехнологии.

Анализ ситуации предполагает, что непринятие действенных мер в отрасли ее развитие может достичь критического уровня. Здесь необходимо исследование экономико-правового поля внутреннего рынка и интересов российского производителя от теневого оборота товаров, цивилизованного рынка потребительских товаров.

Основными причинами высокого удельного веса теневой экономики в отрасли являются:

– несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу на российском и мировом рынке;

– слабое развитие российской индустрии моды, ее отставание от европейских и мировых тенденций на 2–3 года;

– результат воздействия первой группы системных проблем.

Главные причины отсутствия цивилизованного рынка потребительских товаров включают:

– низкое развитие рыночной инфраструктуры, межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети и коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

– несовершенство законодательной базы в области производства, экспорта и импорта российской продукции.

Эффективность преференций

В последние годы со стороны государства предпринимаются определенные экономико-организационные шаги по нормализации ситуации в легкой промышленности, предоставлено ряд преференций предприятиям отрасли. Уже третий год в страну ввозится технологическое оборудование при нулевых импортных пошлинах и без НДС. Действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов. С 2008 года этот механизм распространен на кредиты, получаемые на техническое перевооружение. Оказывается поддержка и стимулирование экспортеров промышленной продукции путем возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым на производство экспортной продукции. Хотя и не большие, выделяются средства из федерального бюджета на проведение НИОКР в интересах легкой промышленности.

Оценивая эффективность преференций можно сказать, что каждый рубль, вложенный в отрасль в виде субсидий по кредитам, обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды примерно от 6 до 7 руб., а по отдельным предприятиям – от 20 до 30 рублей.

Вместе с этим во многих субъектах Российской
Федерации действует и более широкий перечень льгот, в том числе по налогам на имущество, на землю и другие льготы. Кроме того существующие преференции и решаемые в той или иной степени проблемы отрасли на федеральном и региональном уровнях пока недостаточны для того, чтобы устранить влияние негативных факторов на развитие отрасли и превратить ее в конкурентоспособный и саморазвивающийся сектор экономики страны, а отечественным производителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке и на равных конкурировать на мировом рынке не только со странами ЕС и США, но и с производителями Китая, Турции, Индии и ряда других развивающихся государств.

Кадровые проблемы

Из сказанного вытекает ключевая задача – комплексная качественная модернизация отрасли, повышение ее конкурентоспособности и поддерживающих ее инфраструктур с использованием кластерных подходов, широкого применения лучших мировых и отечественных достижений в области техники и технологии текстильного, швейного, мехового и кожевенно-обувного производства, в том числе нанотехнологий и нанопродуктов.

Кадровые и социальные проблемы обусловлены качественной составляющей кадрового потенциала, которая на многих предприятиях находится в зоне критических величин, а у некоторых – уже за ними.

Осложняющаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, низкая заработная плата и престижность труда приводят к ежегодному сокращению численности, в основном, молодых и перспективных работников в возрасте до 30–40 лет. Только за десятилетие (с 1990 по 2000 год) численность сократилась в 3 раза, а за последующие десять лет еще в 2,9 раза, что обусловило падение объемов выпуска продукции.

При этом принимаемые меры по антикризисному управлению убыточных предприятий со стороны органов государственного управления и руководства не смогли повлиять на ход развития структурных диспропорций в отраслевом и территориальном аспектах.

Решение вопросов данной группы существенно скажется на возможности отрасли в подъеме ее экономики и в увеличении производства конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для обеспечения экономической безопасности страны.

Изменить сложившуюся ситуацию можно, только разработав и реализовав системные меры, направленные на активизацию инновационной деятельности, повышение эффективности производства на новом технико-технологическом уровне и на создание благоприятных условий, обеспечивающих стабильный по годам рост производства конкурентоспособности отечественной продукции.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Козлов С.Н. Основные проблемы отрасли и пути их решения // Кожевенно-обувная промышленность. − 2010. − № 2. − С.14
2. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. − М.: Минпромторг России, 2009.
3. Степанов Л.М. Развитие в период кризис // Кожевенно-обувная промышленность. – 2010. − № 6. − С. 23.
4. Философова Т.Г. На пути в мировое хозяйство: инвестиции, инновации, конкурентоспобность. − М.: Научная книга, 2007.