Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе

Власов Г.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 11-16.

Аннотация:
В статье дана краткая характеристика современного положения малого и среднего бизнеса, рассмотрены основные барьеры, мешающие становлению бизнес-процессов, приводятся программы и мероприятия, направленные на поддержку молодежного предпринимательства. Предложен ряд мер по пропаганде предпринимательства в молодежной среде, отбору наиболее талантливой молодежи, организации ее обучения и поддержки реализации первых этапов перспективных бизнес-проектов.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, малый и средний бизнес, государственные программы, поддержка молодежного предпринимательства



Развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации за последние годы заметно активизировалось. Постепенный выход из мирового экономического кризиса увеличил потребность в формировании нового поколения предпринимателей, молодых, динамичных, современных людей, способных играть активную роль в бизнесе, экономике и в развитии общества.

Согласно данным, полученным институтом комплексных стратегических исследований (ИКСИ) от 46 до 63% наемных работников, которые были уволены во время экономического кризиса, являются молодыми специалистами, не достигшими 30-летнего возраста [1].

Ежегодные опросы и социологические исследования показывают, что процент молодежи, желающей заниматься развитием собственного бизнеса, в несколько раз превышает долю тех, кто уже создал свое дело. По данным ИКСИ, 78% опрошенных считают открытие малого бизнеса отличным способом самореализации, 60% предпочитают собственный бизнес, рассчитывая на получения более высокого уровня дохода по сравнению с работой по найму. Однако сегодня только 3% молодых людей имеют собственных бизнес.

Проблемы

Основные проблемы, мешающие открытию собственного дела молодыми людьми, распределились следующим образом:

53% – отсутствие финансов;

16% – недостаток опыта;

11% – недостаточное образование.

В такой ситуации облегчить выход на рынок молодых предпринимателей может только поддержка государства. Несмотря на активную реализацию мер, направленных на развитие молодежного предпринимательства, нерешенными остаются проблемы, оказывающие значительное влияние на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. Среди основных проблем можно выделить следующие.

1. Социальный настрой молодых людей. В молодежной среде слабо выражена готовность идти на риск, создавать что-то новое, отсутствует дух предпринимательства.

2. Восприятие обществом предпринимателей. Среди молодых людей предприниматели воспринимаются, как люди, которым приходится постоянно преодолевать трудности, а не как бизнесмены, стремящиеся к успеху.

3. Уровень и содержание образовательных программ. Традиционные российские учебные заведения дают основы экономических знаний, при этом не формируют стимулы и поведенческие компетенции, без которых успешная предпринимательская деятельность невозможна.

На фоне международных сопоставлений российский бизнес-климат выглядит непривлекательным. Наши компании гораздо чаще сталкиваются со сложностями и барьерами при ведении бизнеса.

При сравнении данных по 27 странам, являющимися членами Евросоюза, а также России, Исландии, Турции и Норвегии были выявлены основные барьеры мешающие малому и среднему бизнесу в 2009–2010 годах [2].

Согласно исследованию на первом месте среди барьеров в Евросоюзе находится проблема с покупательной способностью, а в Российской Федерации – нехватка квалифицированной рабочей силы.

Программы поддержки малого и среднего бизнеса

В систему поддержки молодежного предпринимательства входят организационные структуры федерального, регионального и местного уровня. Все они объединены единой целью и задачами, законодательно-нормативной базой, организационно-правовыми отношениями и действуют на основании единых методических и функциональных подходов. К основным организациям, оказывающим поддержку и осуществляющим развитие молодежного предпринимательства относятся:

– Международная и Российская молодежные палаты;

– Молодежная общественная палата;

– Российский центр содействия молодежному предпринимательству;

– Ассоциация молодых предпринимателей России.

Данными организациями разрабатывается множество программ поддержки малого и среднего бизнеса, но работать они будут только при поддержке регионов и муниципалитетов.

Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства был создан отчет о предпринимательском климате в России, в котором рассматривалась ситуация взаимодействия с региональными и муниципальными властями [3]. Исследования показали, что только 5% опрошенных предпринимателей ощущают явную поддержку в своих регионах.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что 22% участников опроса считают, что администрация регионов не уделяет никакого внимания помощи малому и среднему бизнесу, 31% респондентов оценили внимание властей, как явно недостаточное, 26% считают, что помощь есть, но ее мало. Из опрошенных компаний только каждая десятая участвует в одной из программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой в регионах. Необходимо заметить, что большинство из респондентов – 39% считают участие в программах полезным для развития своего бизнеса, 34% называют участие умеренно полезным и только 10% оценило свое участие, как абсолютно бесполезное дело, не дающее никакого результата.

Федеральным агентством по делам молодежи был разработан комплекс мероприятий, направленный на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность «Ты – предприниматель» [4].

Программа создает максимально комфортные условия для вовлечения, отбора и обучения молодых людей основам предпринимательской деятельности с целью дальнейшего открытия ими собственных компаний. В рамках программы реализуются следующие мероприятия.

1. Конкурс «Молодой предприниматель России».

2. Международный молодежный экономический форум в городе Санкт-Петербурге.

3. Комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков предпринимательства у старшеклассников.

4. Всероссийский образовательный форум «Селигер». Финансирование программы осуществляется за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94 [5].

Разработка государственной программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» Федеральным агентством по делам молодежи в качестве образца целевой программы для реализации в субъектах Российской Федерации призвана стимулировать активность молодых людей в сфере предпринимательства, направлена на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность [6]. Предполагается, что в процессе реализации проекта 10% участников, прошедших модульное обучение, создаст собственное предприятие. Регионам необходимо на ее основе разработать собственные программы и приступить к их немедленной реализации.

Первоочередные задачи

Для развития молодежного предпринимательства на современном этапе необходимо:

1) популяризировать предпринимательскую деятельность среди молодежи. Для решения данной стратегической задачи необходимо:

– проводить игровые и тренинговые мероприятия;

– устраивать олимпиады по предпринимательству для старшеклассников;

– приглашать молодежь на образовательные курсы;

– организовать выпуск социальной рекламы, формирующей позитивное отношение к предпринимательству, как к востребованной и достойной профессии;

– информировать о государственной поддержке молодых предпринимателей;

– разработать и распространить рекламные материалы, пропагандирующие идею честного и социально ответственного предпринимателя, являющегося основой экономического прогресса страны;

– информировать молодежь о проводимых конкурсах бизнес-проектов;

2) массово вовлекать молодых людей в предпринимательскую деятельность. При решении этой задачи необходимо распространять агитационные материалы о программах, проводимых государством, устраивать анкетные опросы молодежи в учебных заведениях. Каждая анкета должна содержать раздел с контактными данными. После обработки анкет необходимо составить базу данных молодых людей, готовых стать предпринимателями. Проведение информационных конференций с молодежью, желающей открыть собственные предприятия, на них должны приглашаться успешные предприниматели, представители бизнеса и власти;

3) осуществлять отбор молодежи, имеющей способности к ведению предпринимательской деятельности. Необходимо проводить экспертные сессии в форме собеседования, когда действующие предприниматели будут оценивать бизнес-идеи и беседовать с их авторами. Конкурсы бизнес-идей позволяют найти действительно интересные предложения и реализовать их на практике;

4) проводить профильное обучение с целью привития молодым людям навыков ведения бизнеса.

Молодежь должна проходить углубленное модульное обучение по курсу бизнес-планирования, формирования проектных команд. К обучению необходимо привлекать сертифицированных бизнес-тренеров, силами которых будут проводиться мастер-классы, устраиваться экспертные сессии с успешными предпринимателями, со специалистами разных сфер деятельности, связанных с бизнесом (работники налоговых органов, специалисты по трудовому законодательству, сотрудники санэпидемстанций, пожарные, экологи, бухгалтеры).

Программно-целевой метод

Анализ существующих проблем развития молодежного предпринимательства на современном этапе, понимание недостаточности числа молодых людей, стремящихся открыть собственное дело, и ограниченности ресурсов муниципальных и региональных бюджетов, позволяет сделать вывод, что добиться успеха в деле развития молодежного предпринимательского движения сможет только применение программно-целевого метода. Системный подход даст возможность четко определить стратегию вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность во всех субъектах федерации и позволит реализовать основные меры по пропаганде предпринимательства в молодежной среде, отобрать наиболее талантливую молодежь, провести ее обучение и помочь ей в реализации бизнес-проектов.


Источники:

1. Аналитическая серия ИКСИ. http://www.icss.ac.ru/
2. Flash EUROBAROMETER 196 «Observatoty of European SMEs»; Russian SME Survey 2009–2010, Bauman Innovation/Strategy Partners, ОПОРА
3. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010–2011.
4. Программа Федерального агентства по делам молодежи «Ты – предприниматель». 2010.
5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
6. Программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность». Федеральное агентство по делам молодежи. – 2011.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:54