Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2011

Доверие как фактор риска в предпринимательской и хозяйственной деятельности

Мельников Олег Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Жаворонков Павел Владимирович, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Trust as a Risk Factor in Business and Economic Activities - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 32

Аннотация:
В статье рассматриваются основные задачи, стоящие перед экономикой доверия на примере расчета уровня доверительности при трудоустройстве потенциального работника на работу к возможному работодателю.
Цитировать публикацию:
Мельников О.Н., Жаворонков П.В. Доверие как фактор риска в предпринимательской и хозяйственной деятельности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 179-184.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Открывая научный семинар «Доверие в экономике: количественная оценка» в июле 2006 года, Е.Г. Ясин (президент Фонда «Либеральная миссия», научный руководитель ГУ – Высшая школа экономики) подчеркнул, что «…нефть и газ нам не помогут. Попытки построить могущество на нефти, также как и раньше – на военной силе, пахнут очередными испытаниями для нашей страны. А главные ресурсы, которые мы можем использовать – это свобода и доверие» [1].

Доверие как фактор риска

Доверие в экономике всегда играло, играет и будет играть одну из главных функций. Оно явно и не явно присутствует на переговорах, при заключении хозяйственных договоров и сделок любого уровня и может быть классифицировано как один из факторов риска при совершении экономических операций в бизнесе. Это связано с тем, что, сколько бы законов не принимало государство по защите прав собственников, инвесторов, вкладчиков и других субъектов рыночных отношений, без доверия между участниками рынка любые операции становятся неэффективными, либо, в лучшем случае, малоэффективными.

Можно утверждать, что большинство известных рисков, которые стараются учитывать предприниматели при совершении тех или иных сделок, являются функцией доверительности отношений между сторонами. Так, например, риск потери репутации, клиентские и тому подобные риски находятся в прямой зависимости от уровня доверия, например, между клиентом, депозитарием и регистратором как участниками фондового рынка.

Риск потери репутации важен для депозитариев и регистраторов при привлечении клиентских активов, а клиентские риски, которые возникают при обслуживании клиентов с небезупречной деловой репутацией, и которые могут привести к мошенническим операциям [2] , однозначно связаны с доверием между клиентами и коммерческими организациями.

Отсюда следует, что одной из основных задач развития современных рыночных отношений в России является повышение роста доверия физических лиц к финансовым институтам страны. Но это возможно только при организации целенаправленных действий в этом направлении со стороны и государства, и бизнеса. Однако это невозможно без решения проблемы измерения уровня доверия между ними.

Доверие как экономическая категория

Интерес к доверию как экономической категории возрос вместе с появлением стратегических альянсов и других форм производственно-коммерческого сотрудничества компаний. Доверие становится фактором, который необходимо учитывать при разработке стратегических планов развития предприятий не только в отношении рыночных (внешних), но и внутренних систем управления производственными отношениями.

Сегодня доверие как экономико-психологическое явление становится основой для принятия решения клиентами об инвестировании в развитие фирм не только в виде вложения финансовых средств, но и в форме конфиденциальной информации, времени и эмоционального капитала. Доверие с рыночных позиций ведёт к тому, что клиенты, доверяя фирме, делятся с ней информацией о своих планах, предпочтениях и опыте.

Немаловажным является тот факт, что управление предприятием с учетом доверия как одного из факторов, определяющих риски, которые всегда сопровождают деятельность любой фирмы или организации, выступает необходимым условием повышения эффективности управления производственными отношениями, в частности, управления интеллектуально-креативными ресурсами современных предприятий. Это позволяет обеспечивать рациональность использования творческого потенциала работников, повышать устойчивость организаций в условиях неопределенностей, которые возникают при выполнении практически любых рыночных операций.

Отсюда следует, что доверие можно определить как объективно существующий нематериальный актив каждого предприятия, не зависящий от форм собственности и оказывающий существенное (иногда решающее) влияние на формирование производственных отношений внутри любого коллектива. Это дает основание утверждать, что доверие следует рассматривать как экономическую категорию, определяющую эффективность функционирования предпринимательских структур, продуктом деятельности которых является выпуск товаров и/или услуг.

Можно ли управлять доверием?

В настоящее время можно встретить достаточно много определений доверия как понятия. В основном они сводятся к тому, что доверие – это ожидание. Ожидание того, что «человек или организация будут действовать в наших интересах или не в ущерб нам даже тогда, когда мы уязвимы и не можем их проконтролировать» [3]. То есть доверие можно назвать неконтролируемое человеком состояние комфортности отношений между ним и его визави, которым выступают его родственники, друзья, сослуживцы, коллеги, руководители и т.д. При этом всем известно, что в случае потери такого доверия человеком, оно практически никогда у него не восстанавливается до прежнего уровня. То есть при организации решения бизнес-задач фирма/предприятие (точнее ее менеджмент) должны стремиться воспитывать доверие между сотрудниками, а также между сотрудниками и руководством с целью обеспечения условий достижения максимальных результатов в бизнесе.

Отсюда возникает вопрос: «А можно ли управлять доверием?»

Управляемое доверие – это эффективное использование физического и/или творческого (креативного) потенциала человека в интересах организации при условии доверительного отношения между исполнителем (объектом) и менеджментом (субъектом) фирмы. Однако известно, что процесс управления, во-первых, может осуществляться только в настоящем и, во-вторых, возможен только в том случае, если имеется возможность измерять изменения, которые происходят с объектом в результате управленческих воздействий на него. Поэтому возникла необходимость в разработке такого инструмента.

С этой целью для оценки доверия и возможности управления доверием нами было предложено использовать «коэффициент доверительности», позволяющий с позиции экономики доверия взглянуть на данную проблему.

Что такое коэффициент доверительности?

Коэффициент доверительности отражает уровень риска при недостаточности доверия, оказываемому либо объекту со стороны субъекта управления, либо наоборот со стороны субъекта в одном из оцениваемых направлений-характеристик личности (организации) при выполнении того или иного вида работы (действия).

Например, коэффициент доверительности с позиций дифференцирования характеристик субъекта управления (исполнителя) с различных сторон: его здоровья, образования, лояльности фирме и т.п.

Причем, чем большее количество дифференциальных направлений-характеристик будет оценено фирмой, тем более точным будет интегральный коэффициент доверительности.

При этом следует учитывать, что интегральный коэффициент чаще представляют интерес для торменеджмента, а дифференциальные коэффициенты – для менеджмента среднего, и низшего уровня управления.

Расчет дифференциальных коэффициентов доверительности по различным конкретным направлениям-характеристикам личности (организации) предлагается вести с помощью приемов, используемых экспертными методами на базе ранговой оценки рассматриваемых событий (см. табл. на с. 183).

Таблица

Пример определения коэффициента доверительности
на базе ранжирования уровней доверия (с позиций здоровья)

Ранг
доверия

Экономико-психологическая характеристика уровня доверия
1

Абсолютное доверие между субъектом и объектом.
Исполнитель (объект) абсолютно здоров, не испытывает ни малейшего состояния не-
дуга, чувствует свою «100%-ную» готовность к исполнению возложенных на него обя-
занностей. Руководитель (субъект) абсолютно доверяет тому, что здоровье позволит
объекту полностью отдавать свои силы исполнению порученной работы.

0,75

Высокий уровень доверия между субъектом и объектом.
Руководитель (субъект) чувствует, что исполнитель (объект) имеет отличное здоро-
вье, просто иногда что-то слегка начинает его беспокоить, но это быстро проходит и
кажется, что все хорошо, беспокоится не о чем, можно продолжать исполнение своих
обязанностей. Объект занимается поддержкой своего здоровья самостоятельно, но не
регулярно из-за «нехватки» времени.

0,5

Средний уровень доверия между субъектом и объектом.
Руководитель знает, что исполнитель (объект) чувствует себя здоровым, полным сил, но
каждое утро испытывает тяжесть, которая после небольшой физической зарядки и чаш-
ки кофе быстро проходит, однако в течение дня он испытывает желание «расслабиться»,
немного посидеть с коллегами, ведя беседы о работе за чашкой чая или кофе.

0,25

Низкий уровень доверия между субъектом и объектом.
Руководитель знает, что исполнитель (объект) часто обращается к теме своего «здоро-
вья», испытывает периодический дискомфорт в результате болей в различных частях
тела, активно принимает лекарственные препараты, начинает активно интересоваться
рецептами традиционной и народной медицины.

0,1

Минимальное доверие между субъектом и объектом.
Исполнитель регулярно болеет, подвержен повышенному восприятию погодных явле-
ний, становится постоянным посетителям поликлиник и больниц, много времени про-
водит в процедурных кабинетах, активно ищет пути лечения своих недугов, обращает-
ся к самым различным врачам и/или целителям.

0

Абсолютное недоверие (отсутствие доверия) между субъектом и объектом.
Исполнитель хронически подвергается тому или иному недугу, малейшие изменения
погоды, психологического климата в коллективе приводят к апатии, душевным пере-
живаниям, резкому изменению настроения, «все» мысли направлены на поиск устра-
нения причин данного состояния.

 

Следует отметить, что сегодня остро встает проблема здоровья. Здоровье людей ухудшается, растет количество людей с теми или другими отклонениями, а уровень доверия со стороны работодателя к таким работникам (пусть даже у них будет огромное упорство и высокий интеллектуальный потенциал) остается на низком уровне.

В результате упорные и талантливые специалисты часто являются вынужденно безработными, и не могут использовать свой талант для создания в том числе инновационных продуктов.

Вывод

Доверие между объектами (менеджерами) и субъектами управления (работниками) в настоящее время становится все более значимым показателем риска в корпоративной структуре. То есть без оценки данного показателя невозможно успешное ведение и развитие бизнеса. Это связано с тем, что недоверие работников к менеджменту компании (или наоборот) приводит к тому, что снижаются экономических показатели бизнеса. Поэтому доверие в настоящее время становится решающим фактором успешности предпринимательской и хозяйственной деятельности, а с позиций теории - важной экономической и социально-психологической категорией.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. http://www.liberal.ru/articles/1266
2. Рыночное хозяйство и риски. / Авт. колл. Российской академии государственной службы при Президенте РФ Архангельский В.Н., Горланов Г.В., Гуртов В.К. и др. – СПб: Наука, 2000. – 431 с.
3. http://www.iteam.ru/publications/human/section_87/article_26